Судья: Васина Д.К. Дело № 33-21337/2024
50RS0031-01-2024-001668-90
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 5 августа 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Рубцовой Н.А., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Артюшиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4909/2024 по иску ФИО к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения, об обязании предоставить субсидию,
по апелляционной жалобе ФИО на решение Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2024 года,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг <данные изъяты> от 25.01.2024г., обязании оказывать названную государственную услугу с января 2024г.
Исковые требования мотивировал тем, 15.01.2024 года истец обратился к ответчику с заявлением об оказании услуги «Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» сроком с января 2024 года по квартире, принадлежащей истцу на праве собственности и находящейся в Московской области. Решением ответчика от 24.01.2024 года истцу отказано в предоставлении услуги, поскольку у него отсутствует место жительство в Московской области, при наличии сведений о его проживании и регистрации по месту жительству в г.Москва. С данным решением истец не согласен, в связи с чем, обратился в суд с иском.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2024 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
В силу ст.167 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца, учитывая его надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 89-92), с учетом поданного истцом ходатайства в суд апелляционной инстанции о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 94).
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Как установлено судом первой инстанции, истец является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>, право собственности зарегистрировано 28.07.2017г.
У истца отсутствует регистрация по месту жительства по указанному адресу.
15.01.2024г. истец посредством портала «Государственные услуги» обратился к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по указанному адресу.
К заявлению были приложены: выписка из ЕГРН, справка об уплате коммунальных платежей и отсутствии задолженности по лицевому счету, справка о доходе за период шести месяцев, предшествовавших месяцу обращения, копия паспорта.
Решением Окружного управления социального развития №2 Минсоцразвития МО от 25.01.2024г. №16226 истцу было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в связи с отсутствием места жительства в Московской области.
В оспариваемом решении истцу даны разъяснения о его праве повторно обратиться с заявлением о предоставлении услуги после устранения основания для отказа.
Согласно копии паспорта истца он зарегистрирован по месту жительства по адресу: <данные изъяты>.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг <данные изъяты> от 25.01.2024г. и обязании оказывать названную государственную услугу с января 2024г., суд первой инстанции исходил из того, что у истца на момент подачи документов к ответчику отсутствовала регистрация по месту жительства в Московской области, в частности в жилом помещении (квартире) по адресу: <данные изъяты>, собственником которого он является, с учетом того, что истец зарегистрирован и проживает в г.Москва по вышеуказанному адресу.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещение коммунальных услуг (далее - Правила), разработанные в соответствии со ста 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» определяет порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципал: жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартирного или жилого дома).
Согласно п. 8.1. Правил, уполномоченные органы получают на основе межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием, единой системы межведомственного электронного взаимодействия подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения предоставлении субсидии: сведения о документах, подтверждающих правовые основания владения, пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного или муниципального жилищных фондов, также собственником жилого помещения;
П. 41 Правил определяет, что гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 настоящих Правил предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают.
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 66 Правил).
Для оказания методической помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления разработаны Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Рекомендации), утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.12.2016 № 1037/857 «Об утверждении методических рекомендаций по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 14.12.2005 3 761».
Согласно п. 6 Рекомендаций субсидию рекомендуется предоставлять гражданину (заявителю) при одновременном его соответствии следующим условиям: наличие гражданства Российской Федерации или распространение на иностранного гражданина соответствующего международного договора Российской Федерации; наличие основания пользования заявителем жилым помещением в соответствии с пунктами 3 и 5 Правил; наличие регистрационного учета (регистрации) по месту жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией; отсутствие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года; превышение расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, над величиной, эквивалентной максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно Рекомендациям, при наличии у гражданина оснований пользоваться несколькими жилыми помещениями в соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 года №5221-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» совершеннолетние дееспособные граждане самостоятельно решают, в каком жилом помещении им постоянно проживать и регистрироваться по месту жительства. От этого выбора заявителя и членов его семьи зависит определение состава семьи заявителя и возможность получения субсидии для оплаты того помещения, в котором заявитель и члены его семьи зарегистрированы по месту жительства.
Как следует из материалов дела, ФИО, <данные изъяты> года рождения, зарегистрирован по месту жительства: <данные изъяты>. Также является собственником жилого помещения по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>. В данном жилом помещении в <данные изъяты> никто по месту жительства не зарегистрирован.
Из ответа Министерства внутренних дел Российской Федерации, полученного в рамках межведомственного информационного взаимодействия, следует, что регистрация по месту жительства у ФИО на территории Московской области отсутствует, имеется регистрация по месту жительства с 12.05.2004 в г. Москве.
Для определения юридически значимых обстоятельств, судебная коллегия, руководствуясь п. 42,43,44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" определила направить запрос в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы для истребования сведений о получении истцом субсидий по адресу <данные изъяты>.
Из ответа Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы следует, что предоставление гражданам субсидий на оплату ЖКУ осуществляется ГКУ «ГЦЖС» в соответствии с административным регламентом и с учетом требований Правил предоставления субсидий на оплату ЖКУ. В настоящее время услуга по предоставлению гражданам субсидий переведена в электронный вид. Подать заявление на оформление субсидии можно на портале mos.ru. Процедура предоставления субсидии носит заявительный характер и возможна после направления полного пакета документов. В связи с тем, что заявление истца о предоставлении субсидии с необходимыми документами в ГКУ «ГЦЖС» не поступало, субсидия истцу по вышеуказанному адресу не предоставлялась (л.д. 93).
Также, в суде апелляционной инстанции по ходатайству представителя ответчика приобщены дополнительные доказательства: ответ ГКУ «ГЦЖС» от 27.06.2024 года №03-2766/4, Акт выхода по адресу.
Согласно ответу ГКУ «ГЦЖС» от 27.06.2024 года <данные изъяты> ФИО и ФИО зарегистрированные по адресу: <данные изъяты> до настоящего времени по вопросу предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в ГКУ «ГЦЖС» не обращались, субсидия по указанному адресу не предоставлялась (л.д. 97).
Согласно акту выхода по адресу Министерство социального развития Московской области указывает, что связи с заявлением ФИО о предоставлении субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг по месту фактического проживания главным инспектором отдела социальных гарантий (ЖКУ) Окружного управления социального развития №2 Министерства социального развития Московской области ФИО, главным инспектором отдела социальных гарантий (ЖКУ) Окружного управления социального развития №2 Министерства социального развития Московской области ФИО 30 июля 2024 года был осуществлен выход по адресу: <данные изъяты>. На момент обследования в квартире находился арендатор ФИО, зарегистрированный по месту жительства в г. Рязани, работает в Московской области. С его слов проживает в жилом помещении по
вышеуказанному адресу около года, оплачивает ежемесячно арендную плату, электроэнергию. Со слов соседки из <данные изъяты> ФИО, <данные изъяты> г.р., после смерти ФИО, <данные изъяты> г.р., умершей <данные изъяты>, в квартире проживают квартиранты. Племянник ФИО ФИО. в квартире никогда не проживал, сдает ее в аренду (л.д. 98).
Истцом представлена выписка из домовой книги по адресу: <данные изъяты>, в которой указано, что по данному адресу зарегистрированы: постоянно с 12.05.2004 года ФИО, а также ФИО (л.д.95).
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что решение ответчика вынесено в соответствии с вышеприведенным действующим законодательством, оснований для признания решения незаконным, не имеется, в связи с чем, и оснований для обязания ответчика оказать государственную истцу услугу «Предоставление гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» сроком с января месяца 2024 года не имеется, поскольку материалами дела, в том числе дополнительно представленными доказательствами, подтверждается, что истец зарегистрирован и постоянно проживает в г. Москве. Истец имеет право обратиться за предоставлением спорной субсидии по месту жительства в г.Москве.
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, по спорным правоотношениям, в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены законного и обоснованного решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО - без удовлетворения.
Апелляционное определение составлено в окончательной форме 06.08.2024 года.
Председательствующий
Судьи