Решение по делу № 2-903/2024 (2-7995/2023;) от 13.11.2023

2-903/2024

23RS0003-01-2023-005549-96

Решение

Именем Российской Федерации

    14 февраля 2024 года                                                                    город Краснодар

    Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

    председательствующего судьи Фойгеля К.М.,

    секретаря судебного заседания Балачевцевой Е.А.,

    с участием:

    представителя истца Украинец А.А.ФИО8, действующего

    на основании доверенности 23-АВ № 4279463 от 02.09.2023г.,

    представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского

    края» – ФИО9, действующего на основании доверенности № 20

    юр от 02.02.2024г.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Украинец А. А. к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о взыскании невыплаченной пенсии,

установил:

Истец обратился в Первомайский районный суд города Краснодара с иском к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о взыскании невыплаченной пенсии.

В иске указано, что истец является получателем военной пенсии за выслугу лет с 01.07.1998г. До 2017г. получал пенсию на банковский счет ПАО «Сбербанк», право на пенсию в сумме 18230,73 рублей является пожизненным.

Истец указывает, что в период с 01.06.2017г. по 26.06.2022г. проживал на территории Херсонской области. Пенсионные выплаты не получал.

27.06.2023г. истец обратился в военный комиссариат города Анапы за невыплаченной пенсией за период с 01.06.2017г. по дату обращения.Согласно ответа ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» от 25.07.2023 г. №5/2/8268 истцу была выплачена пенсия за период 12 месяцев предшествующих дате обращения, то есть с 27.06.2022 г. со ссылкой на ст.53 ФЗ «О пенсионном обеспечении щ проходивших военную службу и членов их семей» №468-1 от 12.02.1993 г. В ответе сказано, что с 01.06.2017 года выплата пенсии была прекращена, в связи с отсутствием истца на территории Мурманской области.

На основании изложенного истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по выплате пенсии за выслугу лет за период с 01.06.2017г. по 26.06.2022г. с учетом индексации в сумме 1.091.413 рублей 03 копейки, взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 17926,08 рублей за период с 25.07.2023г. по 18.09.2023г. (пересчитать по дату вынесения решения суда), взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3387 рублей.

Истец в судебное заседание не явился, воспользовался правом на участие в деле через представителя.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить. Пояснил об обстоятельствах аналогичным изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил об обстоятельствах аналогичных изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования обоснованны и не подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы из Вооруженных Сил РФ, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (далее по тексту - Закон N4468-1).

Статьей 50 указанного Закона определено, что работа по пенсионному обеспечению уволенных военнослужащих осуществляется, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Действующими положениями Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях в РФ» (далее Федеральный закон №400-ФЗ) и подлежащими в силу статьи 50 Закона применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом в случаях, установленных названным законом.

    Согласно п. 5 ст. 24 Федерального закона №400-ФЗ пенсияприостанавливается при поступлении сведений о том, что пенсионер выехал в иностранное государство с которым заключено соглашение, согласно которому обязательство по выплате пенсий несет государство на территории которого пенсионер проживает.

    Судом установлено, что Украинец А.А. является получателем пенсии за выслугу лет с 03.08.1998г. Пенсия выплачивалась военным комиссариатом Мурманской области с учетом районного коэффициента.

    01.06.2017г. военным комиссариатом по Мурманской области прекращена выплата пенсии Украинец А.А. в связи отсутствием сведений, подтверждающих место жительства и регистрации на территории Мурманской области.

    Из содержания пунктов 73 - 83 «Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты» начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.

В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

Частью 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предусмотрена ответственность лиц, указанных в статье 1 данного Закона, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии.

Согласно части 1 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

    Согласно ч. 1 ст. 27 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о выезде на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации путем подачи соответствующего заявления не ранее чем за один месяц до даты выезда.

    Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Исходя из приведенных нормативных положений, пенсионное обеспечение граждан, уволенных со службы, к категории которых относится Украинец А.А., осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу летносит заявительный характер и предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

В заявлении о назначении пенсии от 03.08.1998г Украинец А.А. указал, что уведомлен, о том о всех изменениях лишающих права на пенсию или влияющих на её размер, в том числе в случае убытия из местности и обязанности уведомлять военный комиссариат.

Между тем постоянное проживание Украинец А.А. на территории Мурманской области в течение 6 месяцев, то есть по 01.06.2017г. не было установлено, данных о его месте жительства не имелось, проведенными проверками было выявлено отсутствие УкраинецА.А. по адресу его жительства (регистрации), указанному в заявлении о назначении пенсии, что подтверждено письменными материалами дела.

Принятые ответчиком меры по установлению местонахождения Украинец А.А. не позволили установить его местонахождение, в связи с чем ответчиком было принято решение о приостановлении и впоследствии прекращении выплаты пенсии Украинец с 01.06.2017г., что подтверждается сообщением Военного Комиссариата Мурманской области.

27.06.2023г.Украинец А.А. обратился в Военный комиссар города-курорта Анапа Краснодарского края с заявлением о назначении (возобновлении) пенсии.

Согласно представленного расчета, имеющегося в материалах пенсионного дела, Украинец А.А. была произведена доплата пенсии за период с 01.07.2022г. по 31.07.2023 в сумме 236999 рублей 49 копеек, то есть за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.

Однако, суд относится критически к доводу ответчика о том, что назначение пенсии за более ранний период законом не предусмотрено.

Согласно обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2022 года ч.1 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I являлась предметом рассмотрения, поскольку при восстановлении выплаты пенсии она допускает ее получение за прошлое время в размере, не превышающем сумму, исчисленную за три года, предшествующие обращению пенсионера с соответствующим заявлением в пенсионный орган. Указанное законоположение признано не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой во взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - допускает выплату лицу, уволенному с военной службы, не полученной им пенсии за выслугу лет, выплата которой была приостановлена и в последующем прекращена, лишь в размере, не превышающем сумму, исчисленную за три года, предшествующие обращению пенсионера за восстановлением выплаты пенсии, притом что в период, когда она не выплачивалась, право на эту пенсию он не утрачивал.

    Таким образом, требования о выплате неполученной пенсии подлежат частичному удовлетворению за 3 года, но с учетом выплаченной пенсии за год предшествующий дате его обращения.

    С учетом того, что местонахождение Украинец А.А. органу, производившему выплату пенсии, не было известно, а также предоставлены сведения о снятии с регистрационного учёта по адресу: <адрес>. Сведений подтверждающих регистрацию истца по месту его жительства или пребывания Мурманской области у ответчика не имелось. Также истец в судебном заседании подтвердил, что с момента приостановления выплаты пенсии постоянного проживал на территории другого государства, что также подтверждается пояснительной Украинец А.А., имеющейся в пенсионном деле, согласно которой, истец убыл из Мурманской области в апреле 2017г. в г. Херсон государства Украины.

    Таким образом, у ответчика были законные основания для принятия решения о приостановлении и последующем прекращении выплаты пенсии Украинец А.А., а, следовательно, отсутствуют основания для выплаты пенсии после ее возобновления за испрашиваемый истцом период.

Пунктом 1 ст. 395 ГК РФ определено, что в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Применение положений ст. 395 ГК РФ в конкретных спорах зависит от того, являются ли спорные имущественные правоотношения гражданско-правовыми, а нарушенное обязательство - денежным, а если не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям (п. 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 г. N 99-О).

Таким образом, положения ст. 395 ГК РФ предусматривают ответственность за нарушение денежного обязательства гражданско-правового характера и определяют последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, вернуть долг.

    Требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как отношения между Украинец А.А. и военным комиссариатом не носят гражданско-правового характера, не возникли в силу договорных отношений, кроме того, отсутствует факт пользования ответчиком денежными средствами истца. Ответчик не сберег для себя денежные средства, которые по мнению истца ему полагались бы.

    Так же требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке ст. 395 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как виновное поведение ответчика судом не установлено. Ответчик приостановил и прекратил выплату истцу пенсии обоснованно.

Согласно положениям ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 2 и 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", военные комиссариаты являются территориальными органами военного управления. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, требования о взыскании государственной пошлины удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Исковые требования Украинец А. А. к ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» о взыскании невыплаченной пенсии – удовлетворить частично.

    Возложить на ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» обязанность выплатить Украинец А. А. пенсию за три года предшествующих подаче заявления о возобновлении выплаты пенсии, с учётом ранее произведенной выплаты за один год предшествующий обращению.

    Возложить на ФКУ «Военный комиссариат Краснодарского края» обязанность самостоятельно произвести расчёт суммы подлежащей выплате.

    В удовлетворении остальных требований – отказать.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд г. Краснодара.

    Судья                                                                          К.М. Фойгель

    Мотивированное решение изготовлено 21.02.2024г.

2-903/2024 (2-7995/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Украинец Александр Алексеевич
Ответчики
ФКУ Военный комиссариат Краснодарского края
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Дело на сайте суда
pervomaisky.krd.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
13.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.12.2023Предварительное судебное заседание
30.01.2024Предварительное судебное заседание
14.02.2024Предварительное судебное заседание
14.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2024Дело оформлено
14.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее