РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2018г. г.Тюмень
Ленинский районный суд г.Тюмени в составе: председательствующего: судьи Савельевой Л.А., при секретаре Коровиной В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-7783/2018 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени №1 к Усмановой Пержан Магомедовне о взыскании заложенности по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Тюмени № 1 обратилась в суд с административным иском к Усмановой П.М. о взыскании пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до ДД.ММ.ГГГГ в размере 187,15 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии в размере 1584,32 руб.
Свои требования мотивирует тем, что в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым с 01.01.2017г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган.
Усманова П.М. состоит на учете в ИФНС России по г.Тюмени №1 в качестве плательщика страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ
Усманова П.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ
Управлением Пенсионного Фонда РФ в г.Тюмени передана недоимка:
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1584,32 руб.,
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017г. в размере 187,15 руб.
Усмановой П.М. направлено заказным письмом требование № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ
Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №2 Ленинского судебного района г.Тюмени с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки с Усмановой П.М.
ДД.ММ.ГГГГ г. мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г.Тюмени вынесен судебный приказ № в отношении Усмановой П.М.
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г.Тюмени вынесено определение об отмене судебного приказа № в связи с поступлением возражений Усмановой П.М. относительно исполнения судебного приказа.
Налогоплательщиком недоимки и пени до настоящего времени не оплачены.
Определением Ленинского районного суда г.Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г.Тюмени Тюменской области (далее –УПФР в г.Тюмени Тюменской области).
В судебное заседание представитель административного истца, представитель заинтересованного лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, просили дело рассмотреть в его отсутствие.
Согласно поступившего отзыва от УПФР в г.Тюмени Тюменской области Усманова П.М. осуществляла предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Усманова П.М. состояла на учете в качестве плательщика страховых взносов, не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ. порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам были определены ФЗ от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Уплата страховых взносов рассчитанных с суммы дохода свыше 300 000 руб. за ДД.ММ.ГГГГ не произведена, в связи с этим сформированы обязательства по уплате страховых взносов в сумме 3602,28 руб. Задолженность по пени за ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГг. составляет 3409,46 руб. Меры принудительного взыскания задолженности по страховым взносам и пени за ДД.ММ.ГГГГ приняты Управлением путем направления постановления для принудительного взыскания задолженности в ССП. С ДД.ММ.ГГГГ полномочия по администрированию страховых взносов переданы налоговым органам. Управлением списания задолженности не производились.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания, уважительных причин отсутствия суду не представил.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Усманова П.М. состоит на учете в ИФНС России по г.Тюмени №1 в качестве плательщика страховых взносов с ДД.ММ.ГГГГ
Усманова П.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.
Управлением Пенсионного Фонда РФ в г.Тюмени передана недоимка:
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере ПФ РФ на выплату накопительной пенсии в размере 1584,32 руб.,
- на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017г. в размере 187,15 руб.
Усмановой П.М. направлено заказным письмом требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до № г., № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до 17.10.2017 г.
ДД.ММ.ГГГГ г. Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № Ленинского судебного района г.Тюмени с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание недоимки с Усмановой П.М.
ДД.ММ.ГГГГ г. мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г.Тюмени вынесен судебный приказ № в отношении Усмановой П.М.
ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка № Ленинского судебного района г.Тюмени вынесено определение об отмене судебного приказа № в связи с поступлением возражений Усмановой П.М. относительно исполнения судебного приказа.
Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Порядок уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года был урегулирован положениями Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее также - Закон № 212-ФЗ).
Часть 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» предусматривала, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно п.1 ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.
В соответствии с пп.1, 2 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пп. 3, 5 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со ст.25 Закона № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств плательщика страховых взносов на счетах в банке, а также за счет иного имущества плательщика страховых взносов в порядке, предусмотренном для взыскания недоимки по страховым взносам.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в своих определениях (определение от 08 февраля 2007 года № 381-О-П, определение от 17 февраля 2015 года № 422-О) обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени подлежат уплате плательщиком страховых взносов в случае возникновения у него недоимки по страховым взносам и могут взыскиваться только в том случае, если органом контроля за уплатой страховых взносов были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы взноса.
В силу пп. 2 и 5 ч. 1, ч. 2 ст. 287 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.
Из представленного в материалы дела расчета пени ее обоснованность в размере заявленной суммы не доказана, так как она начислена на недоимку, не являющуюся предметом требований. Размер указанной недоимки ничем не подтвержден.
Кроме того согласно ответа ИФНС России по г.Тюмени № 1 в связи с тем, что задолженность Усмановой П.М. передана в Инспекцию без уточнения периода и сумм на которые начислялись пени, то предоставить сведения о периоде начисления пени не представляется возможным.
Так же невозможно установить период начисления пени и исходя из сведений, содержащихся в отзыве УПФР в г.Тюмени Тюменской области.
Сам по себе факт указания в требовании налогового органа суммы пени не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности ее начисления.
Доказательств принудительного взыскания недоимки по страховым взносам, на которую начислены пени, либо добровольной уплаты суммы этой недоимки административным ответчиком с нарушением установленного законом срока, административным истцом - ИФНС России по г.Тюмени № 1 в материалы дела представлено не было, что исключает возможность взыскания с административного ответчика Усмановой П.М. пени в заявленном размере.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного искового заявления ИФНС России по г.Тюмени № 1 у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тюмени № 1 в административном иске к Усмановой Пержан Магомедовне о взыскании заложенности по страховым взносам отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Л.А.Савельева