Дело № 66RS0003-01-2019-005936-27
Производство № 2а-5786/2019
Мотивированное решение изготовлено 04.12.2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 ноября 2019 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю. В., при секретаре судебного заседания Голдыревой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курбонова Ш.Ш. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации,
установил:
Курбонов Ш. Ш. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 21.10.2016 в отношении него вынесено решение № 19770 о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. Основанием для принятия указанного решения стало заболевание. После выявления заболевания истец прошел курс амбулаторного лечения, что имеет значение для пересмотра принятого решения.
На основании изложенного истец просит суд отменить решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.10.2016 № 19770о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В судебное заседание административный истец не явился, воспользовавшись правом на ведение дела с участием своего представителя.
Представитель административного истца Попыванов К. С., действующий на основании доверенности от 09.04.2019, копии адвокатского удостоверения № *** от 06.05.2009, требования и доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме, суду пояснил, что оспариваемое решение нарушает право административного истца на труд в Российской Федерации.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Лисицына С. Ю., действующая на основании доверенностей от 09.01.2019, от 17.01.2019, диплома ***, в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва на заявление, суду пояснила, что, действующим на момент принятия решения законодательством, императивно установлено, что наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства опасного инфекционного заболевания – <***>, является основанием для принятия Роспотребнадзором решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации. У административного истца было выявлено наличие инфекционного заболевания. Диагноз административного истца относится к перечню опасных заболеваний. Чтобы отменить решение о нежелательном пребывании, необходимо подтверждение излечения в единственном учреждении - противотуберкулезном диспансере. Таким образом, решение принято на законных основаниях с соблюдением норм действующего законодательства, регламентирующего порядок принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина, у которого установлено наличие инфекционного заболевания.
Заслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2003 года N 199.
Указанное Постановление устанавливает, что в случае выявления оснований для принятия решения о нежелательности въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан территориальные органы (подразделения) Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Минобороны Российской Федерации, Федеральной служба по финансовому мониторингу, Службы внешней разведки России, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы России, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального медико-биологического агентства, представляют в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти материалы, подтверждающие указанные обстоятельства.
В случае принятия решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти незамедлительно информирует об этом соответствующий территориальный орган (подразделение), представивший материалы, который незамедлительно доводит решение о нежелательности пребывания до сведения лица, в отношении которого оно принято, в случае пребывания (проживания) этого лица на территории Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о нежелательности пребывания, направляет в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, представление для ведения учета лиц, которым въезд в Российскую Федерацию не разрешен. Решение о неразрешении въезда иностранного гражданина принимается в порядке, определенном статьями 25.10 и 26 Федерального закона о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14 сентября 2010 года N 336 утверждена Инструкция о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - Инструкция), определяющая порядок подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Инструкции предусмотрено, что при выявлении оснований, указанных в статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 2008 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и относящихся к компетенции Роспотребнадзора, управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации обеспечивает контроль за своевременной организацией и проведением полного комплекса противоэпидемических (профилактических) мероприятий по месту проживания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, больных инфекционными заболеваниями, в соответствии с требованиями действующих нормативных и правовых документов, включая госпитализацию и лечение выявленных больных, дезинфекционные мероприятия, медицинское наблюдение за контактными, при необходимости химиопрофилактику среди контактных лиц; готовит материалы, документально подтверждающие основания, указанные в статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 2008 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и относящиеся к компетенции Роспотребнадзора, и проект решения о нежелательности пребывания.
К данным основаниям относится выявление у иностранного гражданина либо лица без гражданства инфекционного заболевания, указанного в Перечне заболеваний, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 384н «Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний». Указанный перечень включает в себя такое заболевание как «Туберкулез. А15 - А19».
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно уведомлению о принятии решения, копия решения вручена представителю административного истца 29.07.2019, сведений о вручении или получении копии решения ранее указанной даты не имеется, соответственно суд считает, что срок на обращение в суд, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства, административным истцом не пропущен.
Из материалов дела следует, что 21.10.2016 заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека утверждено решение № 19770 о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в отношении гражданина Республики Таджикистан Курбонова Ш., <***> года рождения, на основании ч. 3 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Основанием для принятия решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации является выявление у данного иностранного гражданина инфекционного заболевания - «<***>», включенного перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации.
Документами, подтверждающими заболевание, являются заключение ЦВКК ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер» № *** от 29.06.2016, решение врачебной комиссии МБУ «ЦГБ № 7» № 24 от 13.07.2016, медицинское заключение МБУ «ЦГБ № 7» от 14.06.2016 № 660283009327.
В Управление Роспотребнадзора по Свердловской области из МБУ «ЦГБ № 7» поступили вышеуказанные медицинские документы, в которых содержалась информация о выявлении инфекционного заболевания у гражданина республики Таджикистан Курбонова Ш., <***> года рождения, включенного в Перечень заболеваний, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 384н «Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний».
При прохождении медицинского освидетельствования в МБУ «ЦГБ № 7» Курбонов Ш.Ш. был уведомлен о выявлении у него инфекционного заболевания (подозрения на заболевание).
В связи с выявленным инфекционным заболеванием в соответствии с п. 5. Приложения N 4 к приказу от 12 мая 2012 г. N 527-п Министерства здравоохранения Свердловской области «О совершенствовании системы организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства и подготовки документов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» МБУ «ЦГБ № 7» гражданину республики Таджикистан Курбонову Ш. Ш. выдано направление на дообследование в ГБУЗ СО «Свердловский областной кожно-венерологический диспансер».
На основании представленных материалов Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в отношении гражданина республики Таджикистан Курбонова Ш. Ш.
Доводы представителя административного истца о том, что в настоящее время Курбонов Ш.Ш. излечился от выявленного заболевания, что подтверждается медицинскими документами из медицинских учреждений Таджикистана, судом не принимаются по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15.09.2008 №980-ПП «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в Свердловской области» утвержден Перечень медицинских организаций Свердловской области, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан.
На период прохождения иностранным гражданином медицинского освидетельствования действовал приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 30.12.2015 N 2423-п «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства в медицинских организациях Свердловской области», который регламентирует порядок прохождения медицинского освидетельствования иностранных граждан, в том числе порядок дообследования в специализированных медицинских организациях. Специализированным медицинским учреждением, которое обеспечивает организацию обследование либо дообследование для уточнения диагноза «<***>» у иностранных граждан в Свердловской области является ГБУЗ СО «Противотуберкулезный диспансер».
С момента поступления медицинской документации о наличии инфекционного заболевания у гражданина Таджикистана Курбонова Ш. Ш. до принятия решения Федеральной службой положительного решения о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации документации, подтверждающей отсутствие опасного инфекционного заболевания, в адрес Управления Роспотребнадзора по Свердловской области не поступало.
Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение соответствует закону, исполнительный орган при принятии решения действовал в соответствии с действующим законодательством и в пределах своей компетенции, реализовав свои полномочия по осуществлению обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны его здоровья.
Доводы представителя административного истца о том, что в настоящее время имеются основания для отмены оспариваемого решения не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения, поскольку, в настоящее время вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 551 «О порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровья населения», которое определяет, в том числе порядок приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи тс наличием обстоятельств, создающих угрозу здоровья населения. Согласно п. 2 данного Постановления, решение о нежелательности пребывания, а также решение о приостановлении его действия или отмене такого решения принимаются федеральными органами исполнительной власти, включенными в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 № 551, в том числе Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем административного истца, что в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с заявлением об отмене оспариваемого решения Курбонов Ш. Ш. не обращался. При этом, суд, в соответствии с закрепленным в статье 10 Конституции Российской Федерации принципом разделения властей, не подменяет органы исполнительной власти.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Курбонова Ш.Ш. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об отмене решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю. В. Глушкова