Решение по делу № 2-2178/2019 от 09.07.2019

Дело 2-2178/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Серпухов Московской области

22 августа 2019 года

Серпуховский городской суд Московской области

в составе председательствующего судьи Коляды В.А.,

при секретаре судебного заседания Барановой Е.В.,

с участием:

истцов Сушко М.В., Сушко К.В. и их представителя адвоката Волковой С.В.,

представителя ответчика Министерства образования Московской области Михалиной О.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сушко М. В., Сушко К. В. к Министерству образования Московской области об установлении юридического факта, включении в список на получение жилого помещения,

установил:

Истцы Сушко М. В., Сушко К. В. предъявили исковые требования к Министерству образования Московской области об установлении юридического факта преимущественного проживания, и обязании включения в список на получение жилого помещения. В обоснование требований указали, что Сушко К. В., <дата> рождения, и Сушко М. В., <дата> рождения, относятся к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. <данные изъяты> В связи с тем, что истцы остались без попечения родителей, по заявлению Л. она была назначена опекуном истцов на основании постановления Главы самоуправления Солигаличского района Костромской области № 47 от 02 февраля 2004 года. В связи ухудшением состояния здоровья в сентябре 2004 года Л. была освобождена от обязанностей опекуна, опекуном истцов был назначен М. (старший сын Л.). Затем на основании распоряжении Министерства образования МО № 013-Р от 13.01.2016, попечителями несовершеннолетних Сушко М.В. и Сушко К.В. были назначены Л. и В. (муж Л.). Как следует, из смысла положений статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Обзора практики рассмотрения судом дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительство этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта РФ, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений или ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа о месту проживания или временного пребывания. В ст.20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла ст.20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства. В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, сформулированными сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года №9-П и от 2 февраля 1998 года №4-П) и подлежащими обязательному учёту в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации и отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Вместе с тем, в нарушении вышеуказанных положений, письмами от 15.05.2019г. органы пеки и попечительства Министерства образования МО по Серпуховскому муниципальному району, городским округам Серпухов, Протвино и Пущино отказали истцам в удовлетворении к обращений о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на том основании, что местом жительства истцов является квартира по адресу их регистрации: <адрес>, то есть места жительства на территории Московской области города Протвино истцы не имеют. Помимо указанного основания орган опеки и попечительства дополнительно указал, что своё право на включение в Список истцы уже реализовали, поскольку ранее на основании заявления попечителя уже включены в данный Список по Костромской области, при этом, действующее законодательство не предусматривает включение в несколько Списков одновременно. В связи с вступившими в силу изменениями в положение Федерального закона №159-ФЗ предусматривающими исключение из списка в связи с включением в список по месту фактического проживания, в настоящее время отсутствует необходимость подачи самостоятельного заявления в опеку попечительства Костромской области. С февраля 2004 года по настоящее время истцы постоянно проживают и имеют временную регистрацию по <адрес>. По адресу своего фактического проживания истцы посещали МБДОУ «Детский Сад <номер> Сказка» с 2004 по 2008 год. Сушко М.В. и Сушко К.В. с 2008 по 2019 год обучались в МБОУ «Лицей». Истцы наблюдались и получали медицинскую помощь в детской поликлинике ГБУЗМО «Протвинская городская больница» с 2004 по февраль включительно 2019 года. По достижению истцами 18-ти летнего возраста переведены в поликлинику для взрослых ГБУЗ МО «Протвинская городская больница», где и наблюдаются по настоящее время. То есть, постоянным местом жительства истцов и местом их развития является город Протвино. Иным жилым помещением на праве собственности или на условиях договора социального найма Сушко М.В. и Сушко К.В не обеспечены. Как лица, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу положений статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истцы обладают правом на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится его место жительства, для чего истец подлежит включению в соответствующий Список данного субъекта РФ согласно пункта 3 данной статьи. Так, в соответствии с письмом Межрайонного территориального отдела социальной щиты населения, попечительства №3 (Солигаличский р-н) от 05.10.2016 приказами департамента по труду и социальной защите населения Костромской области №890 и №889 от 12.07.2016 года истцы были включены в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без течения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Костромской области. Однако, по достижении своего совершеннолетнего возраста, с намерениями быть обеспеченными жилым помещением по месту своего постоянного проживания в городе Протвино, с целью включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированных жилых помещений в Московской области, истцы обратились с соответствующим заявлением к ответчику. При этом, право истцов на включение в Список именно по месту своего фактического проживания прямо следует из содержания статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, подлежащей применению в совокупности с иными нормами действующего законодательства, а также исходя правовой позиции Верховного Суда РФ и правоприменительной практики. С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года №267_ФЗ статья федерального закона №159-ФЗ была дополнена пунктом 3.1, в соответствии с которым установлены случаи исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из списков. В соответствии с подп.3 указанного пункта исключение из Списка осуществляется в случае включения в Список в другом субъекте РФ в связи со сменой места жительства. Порядок исключения по указанному основанию устанавливается Правительством РФ. О конкретных сроках принятия соответствующих изменений в законодательстве органы опеки и попечительства истцам не сообщили. Однако, исходя из положений пункта 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, реализация права на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьёй, путём включения в соответствующий Список ограничена возрастом в 23 года. Соответственно, если истцы до указанного возраста не будут включены в писок по Московской области, то будут лишены права быть обеспеченными жилым метением именно по месту своего проживания. Таким образом, учитывая ранее высказанную правовую позицию ответчика о возможности включения истцов в Список по Московской области по причине отсутствия места жительства на территории МО, а также учитывая, что право на обеспечение жилым помещением по основаниям Федерального закона №159-ФЗ распространяется исключительно лиц, не достигших возраста 23-х лет при условии включения в Список, отсутствие определённости в сроках приведения законодательства в соответствие с новым порядком с целью своевременной реализации гарантированного действующим законом права истцов на предоставление жилого помещения по месту жительства, истцы считают необходимым обратиться в суд с данным исковым заявлением.

В судебном заседании истцы Сушко М.В., Сушко К.В. и их представитель настаивали на исковых требованиях.

Представителя ответчика Министерства образования Московской области Михалина О.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующим выводам.

Судом установлено, что Сушко К. В., <дата> рождения, и Сушко М. В., <дата> рождения, относятся к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На основании постановления Главы самоуправления Солигаличского района Костромской области № 47 от 02 февраля 2004 года в связи с тем, что истцы остались без попечения родителей, по заявлению Л. она была назначена опекуном истцов. В связи ухудшением состояния здоровья в сентябре 2004 года Л. была освобождена от обязанностей опекуна, опекуном истцов был назначен М. (старший сын Л.). Затем на основании распоряжении Министерства образования МО № 013-Р от 13.01.2016, попечителями несовершеннолетних Сушко М.В. и Сушко К.В. были назначены Л. и В. (муж Л.).

Как следует, из смысла положений статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ жилое помещение должно предоставляться по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Обзора практики рассмотрения судом дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительство этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта РФ, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений или ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа о месту проживания или временного пребывания.

В ст.20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Из смысла ст.20 ГК РФ следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.

В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, сформулированными сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года №9-П и от 2 февраля 1998 года №4-П) и подлежащими обязательному учёту в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации и отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учёта граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

В нарушение вышеуказанных положений, письмами от 15.05.2019г. органы опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Серпуховскому муниципальному району, городским округам Серпухов, Протвино и Пущино отказали истцам в удовлетворении к обращений о включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на том основании, что местом жительства истцов является квартира по адресу их регистрации: <адрес>, то есть места жительства на территории Московской области города Протвино истцы не имеют. Помимо указанного основания орган опеки и попечительства дополнительно указал, что своё право на включение в Список истцы уже реализовали, поскольку ранее на основании заявления попечителя уже включены в данный Список по Костромской области, при этом, действующее законодательство не предусматривает включение в несколько Списков одновременно.

В связи с вступившими в силу изменениями в положение Федерального закона №159-ФЗ предусматривающими исключение из списка в связи с включением в список по месту фактического проживания, в настоящее время отсутствует необходимость подачи самостоятельного заявления в опеку попечительства Костромской области.

Судом установлено, что с февраля 2004 года по настоящее время истцы постоянно проживают и имеют временную регистрацию по <адрес>. По адресу своего фактического проживания истцы посещали МБДОУ «Детский Сад <номер> Сказка» с 2004 по 2008 год. Сушко М.В. и Сушко К.В. с 2008 по 2019 год обучались в МБОУ «Лицей». Истцы наблюдались и получали медицинскую помощь в детской поликлинике ГБУЗМО «Протвинская городская больница» с 2004 по февраль включительно 2019 года. По достижению истцами 18-ти летнего возраста переведены в поликлинику для взрослых ГБУЗ МО «Протвинская городская больница», где и наблюдаются по настоящее время. То есть, постоянным местом жительства истцов и местом их развития является город Протвино. Иным жилым помещением на праве собственности или на условиях договора социального найма Сушко М.В. и Сушко К.В не обеспечены.

Как лица, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в силу положений статьи Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истцы обладают правом на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого находится его место жительства, для чего истец подлежит включению в соответствующий Список данного субъекта РФ согласно пункта 3 данной статьи.

В соответствии с письмом Межрайонного территориального отдела социальной щиты населения, попечительства №3 (Солигаличский р-н) от 05.10.2016 приказами департамента по труду и социальной защите населения Костромской области №890 и №889 от 12.07.2016 года истцы были включены в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без течения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Костромской области. Однако, по достижении своего совершеннолетнего возраста, с намерениями быть обеспеченными жилым помещением по месту своего постоянного проживания в городе Протвино, с целью включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированных жилых помещений в Московской области, истцы обратились с соответствующим заявлением к ответчику. При этом, право истцов на включение в Список именно по месту своего фактического проживания прямо следует из содержания статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, подлежащей применению в совокупности с иными нормами действующего законодательства, а также исходя правовой позиции Верховного Суда РФ и правоприменительной практики.

С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29 июля 2018 года №267 статья федерального закона №159-ФЗ была дополнена пунктом 3.1, в соответствии с которым установлены случаи исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из списков. В соответствии с подп.3 указанного пункта исключение из Списка осуществляется в случае включения в Список в другом субъекте РФ в связи со сменой места жительства. Порядок исключения по указанному основанию устанавливается Правительством РФ.

Исходя из положений пункта 9 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ, реализация права на обеспечение жилым помещением по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьёй, путём включения в соответствующий Список ограничена возрастом в 23 года.

Таким образом исковые требования истцов подлежат удовлетворению, поскольку право на обеспечение жилым помещением по основаниям Федерального закона № 159-ФЗ распространяется исключительно лиц, не достигших возраста 23-х лет при условии включения в Список, и имеется неопределённость в сроках приведения законодательства в соответствие с новым порядком с целью своевременной реализации гарантированного действующим законом права истцов на предоставление жилого помещения по месту жительства.

Руководствуясь статьями 194 -198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Установить факт преимущественного проживания Сушко К. В., Сушко М. В. на территории городского округа Протвино Московской области по <адрес>.

Признать за Сушко К. В., Сушко М. В. право на включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области городского округа Протвино по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Московской области. Обязать Министерство образования Московской области включить Сушко К. В., Сушко М. В. в указанный список.

После включения Сушко К. В., Сушко М. В. в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Московской области городского округа Протвино по договорам найма специализированных жилых помещений за счёт средств бюджета Московской области они подлежат исключению из списка на обеспечение жилыми помещениями на территории Костромской области.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Серпуховский городской суд Московской области.

Председательствующий судья В.А. Коляда

Мотивированное решение суда изготовлено 02 сентября 2019 года

Председательствующий судья В.А. Коляда

2-2178/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Сушко Ксения Вячеславовна
Сушко Маргарита Вячеславовна
Другие
Министерство образования Московской области
МТОСЗН, ОиП №3 Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области
Сушко К.В.
Волкова С.В.
Сушко М.В.
Волкова Светлана Викторовна
Суд
Серпуховский городской суд Московской области
Дело на странице суда
serpuhov.mo.sudrf.ru
11.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2019Передача материалов судье
11.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2019Подготовка дела (собеседование)
11.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2019Судебное заседание
11.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2019Дело оформлено
25.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2020Передача материалов судье
25.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2020Подготовка дела (собеседование)
25.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее