Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
в составе: председательствующего судьи Иванова С.В.
при секретаре Павловой В.П.
с участием представителя административного ответчика администрации Синьяльского сельского поселения Михайлова А.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Чебоксарского района, администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, обязании в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке
УСТАНОВИЛ:
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился с административным исковым к администрации Чебоксарского района, администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, обязании в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке. Требования мотивированы тем, что ими проведена проверка по обращению сопредседателя Регионального отделения ООД «Народный Фронт «За Россию» в Чувашии Казакова Н.Н., а также гражданина Пикусова С.В. о наличии несанкционированных свалок на территории Чебоксарского района. В ходе проверки установлены факты несанкционированного размещения отходов на земельных участках Чебоксарского района, в том числе находящемся в пределах границы полос воздушных подходов, в непосредственной близости от контрольных точек международного аэропорта <адрес> севернее участка с кадастровым номером № в точках географических координат 56.09469, 47.373146, объемом 65 куб. метров на площади 100 кв. метров. Из результатов проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации района вынесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которого меры к устранению нарушений приняты лишь частично. В декабре 2019 г. установлено, что несанкционированное место размещения (складирования) отходов не ликвидировано. Считают бездействие администрации района по ликвидации несанкционированной свалки незаконно.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, представив ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики Михайлов А.Н. исковые требования не признал и суду пояснил, что земельный участок, где размещено несанкционированное место отходов, относится к категории участков, государственная собственность на которые не разграничена. В связи с этим считает, что надлежащим ответчиком должна являться администрация Чебоксарского района.
Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики в судебное заседание своего представителя не направила, представив отзыв на иск, согласно которому исковые требования не признают.
Заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, ООО «МВК «Экоцентр» в судебное заседание своих представителей также не направили. Согласно отзыву ООО «МВК «Экоцентр» иск не признают.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 21, 22 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. Содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии со ст.13 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из положений ст. 8 Закона Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения сельского поселения.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям действующих в настоящее время «Санитарных правил содержания территорий населения мест» СанПиН 42-128-4690-88 (утверждены Минздравом СССР ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - СанПиН 42128-4690-88).
Пунктом 1.2. СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
В ходе проверки установлены факты несанкционированного размещения отходов на земельных участках Чебоксарского района, в том числе находящемся в пределах границы полос воздушных подходов, в непосредственной близости от контрольных точек международного аэропорта <адрес> севернее участка с кадастровым номером 21:21:076239:138 в точках географических координат 56.09469, 47.373146, объемом 65 куб. метров на площади 100 кв. метров. Из результатов проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации района вынесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которого меры к устранению нарушений приняты лишь частично. В декабре 2019 г. установлено, что несанкционированное место размещения (складирования) отходов не ликвидировано.
Из акта, составленного ДД.ММ.ГГГГ, видно, что на земельном участке с кадастровым номером № в точках географических координат 56.09469, 47.373146, выявлено место несанкционированного размещения отходов: площадь участка, занятого отходами 100 кв.м, объём отходов 65 куб.м., состав отходов: ТКО (пакеты, доски, коробки, элементы мебели).
Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к администрации Чебоксарского района и администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района.
При решении вопроса о надлежащем ответчике по делу суд исходит из следующего.
В соответствии с п.14 ч.1 1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению ( в том числе по реальному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Частью 3 указанного закона определены вопросы, относящиеся к вопросам местного значения сельского поселения. При этом предусмотрено, что законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставами муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч.1 настоящей статьи вопросов местного значения.
Таким образом, вышеназванными положениями предусмотрена возможность закрепления субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним уставами муниципального района и сельского поселения вопроса участия в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов за сельским поселением.
В силу ч.4 ст.8 Закона Чувашской Республики от 18.210.2004 г. № «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению( в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов (п.19 ч.1 ст.8).
Кроме того, пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение в отходами. Термины и определения,» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-ст), предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящее отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая отчуждение. Однако, согласно примечанию к п.7.8 ГОСТа 3077202001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территорию, на которых эти отходы находятся.
Материалами дела подтверждается, что обнаруженная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов находится на территории Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, а на межселенной территории
Таким образом, установлено, что администрацией Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района действительно не соблюдаются требования санитарно-эпидемиологического законодательства при обращении с отходами производства и потребления на территории сельского поселения.
Неисполнение администрацией Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района установленных законом обязанностей по организации сбора и вывоза твердых коммунальных отходов и мусора и бездействие по ликвидации несанкционированной свалки влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Доводы представителя Синьяльского сельского поселения Михайлова А.Н. о том, что земельный участок, на котором находится свалка, относится к к земельному участку, государственная собственность на которые не разграничена, не имеет значения по делу. Поскольку территориально свалка находится на территории Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики..
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, вытекающих из экологических правоотношений.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется также путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.1 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки.
Обязать администрацию Синьяльского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке, находящемся в пределах границы полос воздушных подходов, в непосредственной близости от контрольных точек международного аэропорта <адрес> севернее участка с кадастровым номером № в точках географических координат 56.09469, 47.373146, объемом 65 куб. метров на площади 100 кв. метров.
В удовлетворении административного искового заявления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки, обязании в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное место размещения твердых коммунальных отходов на земельном участке, находящемся в пределах границы полос воздушных подходов, в непосредственной близости от контрольных точек международного аэропорта <адрес> севернее участка с кадастровым номером № в точках географических координат 56.09469, 47.373146, объемом 65 куб. метров на площади 100 кв. метров, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд.
Судья: С.В. Иванов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.