Дело <№>
УИД 33RS0<№>-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 29 сентября 2023 года
Ковровский городской суд В. <адрес> в составе председательствующего судьи Ивлиевой О.С., при секретаре Суворовой Е.В., с участием представителя <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
<данные изъяты>, действуя в защиту прав и законных интересов Ерохиной Т.В., обратился в суд с иском о возложении на <данные изъяты> отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством; о возложении на <данные изъяты> В. <адрес> обязанности по выделению финансирования в целях бесплатного обеспечения Ерохиной Т.В., <дата> г.р., <данные изъяты>
Определением Ковровского городского суда В. <адрес> от <дата> производство по гражданскому делу <№> в части требований Ерохиной Т.В. к <данные изъяты> В. <адрес> о возмещении <данные изъяты> в связи с отказом истца от данных требований (л.д.135, 141-142).
В судебном заседании помощник Ковровского городского прокурора Петрова А.О. исковые требования поддержала, указав в обоснование, что Ерохина Т.В. наблюдается в <данные изъяты>
Истец Ерохина Т.В., извещенная надлежащим образом под расписку (л.д.143), в судебное заседание не явилась, ранее исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что <данные изъяты>
Представители ответчика <данные изъяты> <№>» Богова О.В. и Носова А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, указав, что потребность Ерохиной Т.В. в <данные изъяты>
Представитель ответчика <данные изъяты> В. <адрес>, извещенный надлежащим образом под расписку (л.д.143), в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении иска. <данные изъяты>
Представитель третьего лица «<данные изъяты> В. <адрес>» в судебное заседание не явился, ранее направил в адрес суда отзыв, в котором указал, что с <дата> учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения В. <адрес> <данные изъяты> В. <адрес>. Информации о персональной потребности Ерохиной Т.В. в лекарственных препаратах из <данные изъяты> В. <адрес> в адрес учреждения с протоколом врачебной комиссии лечебного учреждения не поступала, в связи с чем полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.103-105, 151).
Представитель третьего лица <данные изъяты> извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.152).
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Кроме того, участники процесса извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от <дата> N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Ковровского городского суда (л.д.147).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой <дата> Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 4 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пункт 4 части 2 статьи 73 указанного Закона обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьей 6.1 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В силу части 1 статьи 6.2 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача.
Документом, подтверждающим право гражданина на бесплатное получение необходимого лекарственного препарата в определенном количестве, является льготный бесплатный рецепт установленного образца.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Так, инвалидам 1 группы все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям) обеспечиваются бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ N 890).
В соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от <дата>, граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия. При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и оформляет рецепт. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с действующим законодательством аптечными организациями, в конкретном случае аптечным структурным подразделением ООО "Медилон-Фармимэкс".
С <дата> вступил в силу Приказ Минздрава России от <дата> N 1093н, которым утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение 1), согласно которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п. 11 Правил N 1093н).
Постановлением Г. В. <адрес> от <дата> <№> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета.
Согласно п.1.2 Положения меры социальной поддержки предоставляются в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Департамент здравоохранения В. <адрес> является органом исполнительной власти В. <адрес>, уполномоченным на осуществление действий по организации предоставления мер социальной поддержки (1.4).
В силу п.3.6 Положения граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.
При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации (3.7).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от <дата> N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
В соответствии с Указом Г. В. <адрес> от <дата> N 165 "Об органах исполнительной власти В. <адрес>" с <дата> Департамент здравоохранения В. <адрес> переименован в Министерство здравоохранения В. <адрес>.
Указом Г. В. <адрес> от <дата> N 242 (ред. от <дата>) утверждено Положение о Министерстве здравоохранения В. <адрес>, в соответствии с которым Министерство является правопреемником Департамента здравоохранения В. <адрес>. К полномочиям Министерства относится, в т.ч. организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством В. <адрес>, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами; участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим хроническими урологическими заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Организация такого обеспечения на территории В. <адрес> относится к компетенции Министерства здравоохранения В. <адрес>, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих определенными заболеваниями.
На основании распоряжения Департамента здравоохранения В. <адрес> от <дата> <№> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» с <дата> ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения для постоянно проживающих на территории В. <адрес>, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. На ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» возложена обязанность по обеспечению своевременного заключения контрактов и договоров в порядке, установленном действующим законодательством, и в пределах объемов субсидий на иные цели для предоставления мер социальной поддержки, по обеспечению организации закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в том числе вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии.
Согласно Уставу ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» учредителем и собственником имущества учреждения является В. <адрес> (п.1.2); функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения В. <адрес>; основными целями деятельности учреждения являются, в том числе закупка, прием и хранение лекарственных препаратов, в том числе для льготной категории граждан и отпуск уполномоченной фармацевтической организации (п.2.2); финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п.3.18).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Ерохина Т.В. является <данные изъяты>
<данные изъяты>
В соответствии <данные изъяты>
Протокол ВК <№> от <дата> был направлен лечебным учреждением в Министерство здравоохранения В. <адрес> <дата>, по сообщению последнего <дата> лекарственный препарат отпущен в аптечную сеть (л.д.21-22 об., 132-134).
По информации <данные изъяты>
По сведениям <данные изъяты>
По сведениям <данные изъяты>
В соответствии с информацией сайта «ФармЦентр» на территории <адрес> в наличии имеется 12 упаковок лекарственного препарата <данные изъяты> пациентов (л.д.122).
По информации <данные изъяты> адрес учреждения не поступала (л.д.151).
Проанализировав представленные сторонами доказательства, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что согласно действующему правовому регулированию Ерохина Т.В. имеет безусловное право на бесплатное обеспечение препаратом <данные изъяты>, однако возможность реализации такого права истцу предоставлена в полном объеме не была.
В нарушение требований законодательства лечащим врачом <данные изъяты> ГБ <№>» рецепты на указанный препарат не выписывались в <данные изъяты>. Отсутствие лекарственных препаратов в аптечном учреждении не является основанием для отказа пациенту в выписке рецепта на их получение.
Таким образом, поскольку истец Ерохина Т.В. в силу своего заболевания нуждается в обеспечении препаратом <данные изъяты>
<данные изъяты> на получение льготных лекарственных препаратов по другому заболеванию за счет средств регионального бюджета, признаются судом не состоятельными.
Как следует из материалов дела Ерохина Т.В. <данные изъяты>
Наряду с этим, суд не находит оснований для удовлетворения требования <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░. <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.