Решение по делу № 2-1936/2019 от 21.01.2019

Дело № 2-1936/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.

при секретаре Биглер Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

04 марта 2019 года гражданское дело по иску Матюшевой С.И. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» о признании решения об отказе в сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения незаконным и его отмене,

установил:

Матюшева С.И. обратилась в суд к ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» с административным иском о признании решения ... года об отказе в сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения незаконным и его отмене. В обосновании заявления указала, что была уволена по инициативе работодателя в связи с сокращением численности работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). После увольнения обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Несмотря на то, что с момента постановки на учет трудоустроена не была, решением ответчика ей отказано в сохранении среднего заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения. Полагая данное решение незаконным, обратилась в суд с настоящим заявлением, указывая, что правовых оснований для принятия оспариваемого решения у ответчика не имелось.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО «Сбербанк России» в лице филиала Северо-Западного банка.

В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований истец настаивает.

Представитель ответчика, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте слушания дела, в суде не присутствует, в предыдущем судебном заседании с иском был не согласен по основаниям, приведенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица в суд также не явился, о времени и месте извещен надлежаще, направлено заявление о рассмотрении дела без их участия, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно п. 2 ч. 2 этой же статьи суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

По смыслу ч. 4 ст. 1 КАС РФ и ч. 1 ст. 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Данная правовая позиция выражена в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".

При этом правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и законные интересы граждан или организаций, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой. Исходя из разрешения данного вопроса, определяется процессуальный закон, подлежащий применению, между сторонами соответствующим образом распределяется бремя доказывания.

В этой связи, учитывая положения ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел (Пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").

Отсюда, суд вправе самостоятельно определить характер спорных правоотношений и рассмотреть дело в той гражданско-правовой процедуре, которая предусмотрена процессуальным законодательством для данной категории споров.

При изложенном, суд считает необходимым рассмотреть настоящее заявление по правилам гражданского процессуального законодательства РФ.

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в данном Пакте государства, согласно п. 1 его ст. 6, признают право на труд, включающий право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпринимают надлежащие шаги к обеспечению данного права.

Указанные положения Конституции РФ, закрепляющие гарантии свободного труда, конкретизированы в федеральных законах, регулирующих порядок возникновения, изменения и прекращения служебно-трудовых отношений.

Материалами дела установлено, и это не оспаривается сторонами, что Матюшева С.И. осуществляла трудовую деятельность в должности ... ПАО «Сбербанк России» (местонахождение организации – ...

Согласно Постановления Совмина СССР от 03.01.1983г. № 12 (в ред. от 18.07.1994г.) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029", с 01 апреля 1992 года г. Сыктывкар РК отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Приказом от ... года Матюшева С.И. уволена в связи с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Одним из видов материальной поддержки лиц, лишившихся работы, является сохранение средней заработной платы на период трудоустройства, который предоставляется в соответствии со статьями 178 и 318 ТК РФ.

Так, в статье 178 ТК РФ закреплено общее правило, согласно которому при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется его средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия), а в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен, - в течение третьего месяца со дня увольнения.

Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ст. 318 Кодекса).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему, безусловно, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

... года Матюшева С.И. обратилась в ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.

... Матюшева С.И. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила рассмотреть вопрос о принятии в соответствии со ст. 318 ТК РФ решения о сохранении за ней среднего месячного заработка за 4 месяц со дня увольнения, в связи с наличием обстоятельств, подтверждающих исключительный случай для его сохранения.

Решением ГУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» от ..., в выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка за 4 месяц со дня увольнения Матюшевой С.И. отказано

При этом, вынося решение об отказе истцу в сохранении среднемесячного заработка за четвертый месяц, ответчик указывает на отсутствие обстоятельств, подпадающих под исключительный случай, дающий право на получение сохраняемого заработка.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 № 524н утвержден Стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

В соответствии с п. 15 Стандарта государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает следующие административные процедуры (действия): 1) анализ сведений о гражданине; 2) информирование гражданина о положениях статьи 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы; правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 3) подбор гражданину подходящей работы, исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 4) согласование с гражданином вариантов подходящей работы; 5) согласование с работодателем кандидатуры гражданина; 6) оформление и выдача гражданину не более 2 направлений на работу; 7) информирование гражданина о необходимости представления выданного направления на работу с отметкой работодателя; 8) оформление в случае несогласия гражданина отказа от варианта подходящей работы; 9) предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы гражданину: направления на работу по смежной профессии (специальности); вариантов оплачиваемой работы, включая работу временного характера, требующей либо не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей; 10) предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению органов службы занятости женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 11) оформление и выдача гражданину при его согласии: направления на работу по смежной профессии (специальности); перечня вариантов работы; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 12) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.

Пунктом 19 Стандарта предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину: 1) направления на работу; 2) перечня вариантов работы; 3) предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; 4) предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Судом установлено, что Матюшева С.И. разведена, имеет высшее профессиональное образование квалификация ...

С даты постановки на регистрационный учет, Матюшевой С.И. выдавались выписки перечня вариантов подходящей работы из банка вакансий работодателей, имеющихся в базе ЦЗН, для самостоятельного поиска работы, а также направления на работу.

За период с ... (день принятия решения об отказе в сохранении среднего заработка за четвертый месяц) Матюшевой С.И. Центром занятости населения города Сыктывкара применительно к статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» было выдано девять направлений на работу: ... По всем направлениям кандидатура истца отклонена связи с закрытием вакансии, отсутствием опыта работы, также имеются отметки: кандидатура находится на рассмотрении. В связи с отсутствием подходящей работы (с учетом профессии, опыта работы и вида деятельности) Матюшева С.И. трудоустроена не была.

Кроме того, как пояснила суду Матюшева С.И., она самостоятельно предпринимала попытки трудоустроиться, ходила в различные организации, но в связи с отсутствием вакансий, либо подходящей работы, трудоустроиться не смогла.

Однако, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

Как установлено в ходе судебного заседания, получателем страховой пенсии Матюшева С.И. не является; в качестве малоимущей не зарегистрирована, получателем мер социальной поддержки и иных социальных выплат не является.

Несовершеннолетних детей и иждивенцев последняя не имеет. Проживает в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, с обременением - ипотека. В указанной квартире в качестве члена семьи собственника зарегистрирован также бывший супруг истца и их общий сын (в настоящее время проходит военную службу в рядах РА).

При этом, приказом ответчика от ..., Матюшевой установлена выплата пособия по безработице с ...

Факт получения указанного пособия в ходе судебного заседания истцом не оспаривался.

При установленном, несмотря на то, что Матюшева С.И. была уволена по сокращению численности работников организации, своевременно встала на учет в органах службы занятости, не была трудоустроена по независящим от неё причинам; по мнению суда, факт наличия исключительных обстоятельств для получения сохраняемого среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения, в рамках настоящего спора истцом не доказан.

Так, расходы на оплату кредита по ипотеке, как и обязательства по оплате ЖКУ не могут быть признаны исключительным случаем для сохранения заработка, поскольку являются ежемесячными, принятыми на себя до увольнения с работы. Получая в течение первых трех месяцев сохраняемый среднемесячный заработок в размере, значительно превышающем размер прожиточного минимума, установленный в Российской Федерации; по мнению суда, именно Матюшева С.И. при достаточной степени заботливости и осмотрительности могла и должна была предвидеть возможные негативные последствия своего нетрудоустройства в будущем.

Иных обстоятельств, которые могли бы быть признаны исключительными и позволяющими сохранить за истцом средний месячный заработок за четвертый месяц со дня увольнения, при рассмотрении дела не установлено.

В этой связи, по мнению суда, оспариваемое истцом решение ГБУ РК «ЦЗН г. Сыктывкара» об отказе в сохранении за Матюшевой С.И. среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения является законным и обоснованным; основания для отмены решения у суда отсутствуют.

Таким образом, рассмотрев дело в пределах заявленных требований, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд

решил:

Исковое заявление Матюшевой С.И. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения г. Сыктывкара» о признании решения об отказе в сохранении среднего месячного заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения незаконным и его отмене – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий

...

2-1936/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Матюшева Светлана Ивановна
Ответчики
ГУ РК "ЦЗН города Сыктывкара"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее