Дело № 2-467/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2015 года п. Абан
Абанский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой О.В.,
с участием ответчика Денисова А.В.,
при секретаре Ящук Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства транспорта Красноярского края к Денисову А. В. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов,
У С Т А Н О В И Л:
Министерства транспорта Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к Денисову А.В. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов, ссылаясь на то, что 06 июня 2012 года Денисов В.А. следовал с грузом <данные изъяты> по автомобильной дороге общего пользования Красноярского края «Канск-Абан-Богучаны» по маршруту - «Абан-Канск» (протяженность - 58 км), управляя транспортным средством <данные изъяты> (государственный регистрационный знак <данные изъяты>). Собственником данного транспортного средства является Денисов А.В., что подтверждено свидетельством о регистрации транспортного средства № <данные изъяты>. Пунктом 2.3.5. Устава КГКУ «КрУДор», утверждённого приказом министерства транспорта Красноярского края № 3/112 от 27.07.2011 с учетом изменений, зарегистрированных налоговым органом 19.09.2012 г., предусмотрено обеспечение взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Красноярского края. В ходе проведения совместных мероприятий на основании «Соглашения об организации совместной деятельности по контролю за проездом транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Красноярского края», заключенного министерством транспорта Красноярского края с ГУВД по Красноярскому краю 15.01.2011, проведено взвешивание указанного транспортного средства, по результатам которого составлен Акт № 65 от 06 июня 2012 г. согласно которому: полная масса транспортного средства составила 30,39 тонны (предельно допустимая 25 тонны), нагрузки на оси следующие: ось № 2 - 13,35 т (предельно допустимая 7,5 т), ось № 3 -13,05 т (предельно допустимая 7,5 т). Таким образом, осуществлялась перевозка тяжеловесного груза с нарушением требований законодательства Российской Федерации, указанных выше, а именно: допущено превышение предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, что дополнительно подтверждается расчетом размера вреда (приложение 1), а так же отсутствием специального разрешения. Учитывая вышеизложенное Денисов А.В. в связи с превышением предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствием специального разрешения, обязан возместить вред, причиненный при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования Красноярского края, в размере 8274,86 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами.
Представитель истца Министерства транспорта Красноярского края - Габдулина Е.В., надлежаще извещенная о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, в суд не явилась, представила суду заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, уточнив исковые требования, отказавшись от взыскания с Денисава А.В. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Представитель третьего лица КГКУ «Управление автомобильных дорог по Красноярскому краю», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, в суд не явился, причину неявки суду не сообщил.
Ответчик Денисов А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что взвешивание было проведено с нарушением закона, поскольку осуществлялось передвижными весами, что не допустимо, и не на дороге, а на придорожной территории.
Согласно ч., ч. 1, 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей истца и третьего лица.
Изучив материалы дела, проанализировав нормы права, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулируя отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, включая движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, предусматривает, что порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 31).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, в соответствии с которым Минтранс России как федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах, вправе устанавливать порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств (пункт 5.2.53.31).
Согласно пунктам 2.1.2.1 - 2.1.2.1.5 Порядка Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения осуществляется: остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля; взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов; сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства; проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения; в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Пункты 2.2.2 - 2.2.2.1.5 Порядка регламентируют осуществление Госавтоинспекцией весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, а пункты 2.3.2 - 2.3.2.1.5 Порядка - на автомобильных дорогах местного значения. Порядок контроля на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения аналогичен порядку на дорогах федерального значения, установленному в пунктах 2.1.2.1 - 2.1.2.1.5.
Право полиции останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы предусмотрено Федеральным законом "О полиции" (пункт 20 части 1 статьи 13).
В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов. Госавтоинспекция вправе запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов.
Согласно пункту 2.1.2.1.1 Порядка остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов производится Госавтоинспекцией в соответствии с Правилами дорожного движения. Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении.
Положения пункта 2.1.2.1.5 Порядка, предусматривающие применение административных мер, отсылают к нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях органы внутренних дел уполномочены принимать решения о возбуждении, рассмотрении, составлении протокола об административном правонарушении по статье 12.21.1 "Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов".
Пунктом 12 Порядка определено, что передвижные контрольные пункты за осуществлением международных автомобильных перевозок и передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающих определенным в этом пункте требованиям.
При весовом и габаритном контроле в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, контроль осуществляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" и возможен как на стационарных, так и на передвижных контрольных пунктах. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272 "О государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок" в пункте 7 также предусмотрен контроль с использованием как стационарных, так и передвижных контрольных пунктов.
Согласно протокола об административном правонарушении от 06.06.2012 года, Денисов В.А. 06 июня 2012 года следовал по автомобильной дороге общего пользования Красноярского края «Канск-Абан-Богучаны» по маршруту - «Абан-Канск», управляя транспортным средством <данные изъяты> (государственный регистрационный знак <данные изъяты>), перевозил тяжеловесный груз (<данные изъяты>) без специального разрешения, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.21 КоАП РФ.
Собственником данного транспортного средства является Денисов А.В., что подтверждено свидетельством о регистрации транспортного средства № <данные изъяты>.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда). Указанным Постановлением введена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок исчисления и взимания платы.
Согласно п. 2 Правил возмещения вреда, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Согласно пункту 2 части 9 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ, определение размера причиняемого вреда при перевозке тяжеловесных грузов осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Размер вреда установлен Постановлением Совета администрации Красноярского края от 15.04.2008 г. № 178-п «Об утверждении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования, находящимися в собственности Красноярского края».
В соответствии с частью 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу части 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо ином законном основании.
Расчет суммы иска, причинённого транспортным средством Денисова А.В., при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования края произведен в соответствии с порядком, установленным в п. 6 Правил возмещения вреда с применением предельно допустимых значений масс и осевых нагрузок транспортных средств, указанных в Приложениях 1, 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, и составляет 8274 рубля 86 копеек.
Данный расчет в судебном заседании ответчиком не оспаривался.
Доводы ответчика в части использования передвижных постов Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля, а также взвешивания не на дороге, а на придорожной территории являются несостоятельными, поскольку пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1079 не содержит запрета на использование передвижных постов весового контроля Госавтоинспекцией. В свою очередь Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты могут использоваться органами внутренних дел (Госавтоинспекцией) в целях выполнения возложенных на них функций. Кроме того, согласно Пунктом 12 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог.
При таких обстоятельствах исковое заявление Министерства транспорта Красноярского края к Денисову А. В. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов, подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов по делу, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей, от уплаты который истец при подаче иска в суд освобожден на основании п. 19 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст., ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Министерства транспорта Красноярского края к Денисову А. В. о возмещении вреда, причиненного транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов, удовлетворить.
Взыскать с Денисова А. В. в доход бюджета Красноярского края 8274 рубля 86 копеек.
Взыскать с Денисова А. В. госпошлину в доход местного бюджета в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Абанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья