Дело №2а-198/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2021 года г. Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе
председательствующего судьи Недобор С.Н.
с участием представителя административного истца Кулешковой Т.С.,
представителей административных ответчиков Пиотровской А.Е., Катаевой К.Ю.,
представителя заинтересованных лиц по назначению суда адвоката Апреловой Ю.П.
при секретаре Макаренко Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Баганского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Управлению ветеринарии Новосибирской области о признании незаконным бездействия, об обязании принять имущество в государственную собственность Новосибирской области, привести скотомогильники в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологических правил,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Баганского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, Правительству Новосибирской области о признании незаконным бездействия, об обязании принять имущество в государственную собственность Новосибирской области, привести скотомогильники в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологических правил, в обоснование требований указав, что прокуратурой Баганского района Новосибирской области по поручению прокуратуры Новосибирской области проведена проверка исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в области обращения с отходами животноводства (биологическими отходами) на территории с<адрес>. В ходе проверки соблюдения санитарно-эпидемиологический правил при содержании 3 сибиреязвенных скотомогильников в с<адрес>, проведенной 06.10.2020 г. с участием главного государственного ветеринарного инспектора Купинского района Новосибирской области было установлено следующее: 1. Скотомогильник, ветеринарно-санитарная карточка №1-С: расположен вблизи <адрес>, координаты 53.912631 77.920150. Нарушений не выявлено. 2. Скотомогильник, ветеринарно-санитарная карточка №2-С: расположен вблизи с<адрес>, координаты 53.951084 77.966029. Выявлены нарушения пункта 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»: имеется повреждение ограждения, что не исключает доступ людей и животных, предупреждающая табличка с нечитаемой надписью. 3. Скотомогильник, ветеринарно-санитарная карточка №3-С: расположен вблизи с<адрес>, координаты 53.948560 77.932834. Выявлены нарушения пункта 7.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы»: отсутствует предупреждающая табличка с надписью «сибирская язва». По данным из справочника населенных пунктов РСФСР, неблагополучных по сибирской язве (МУ), часть 2, М-1976 в <адрес> в 1934 г. и 1935 г. зарегистрированы вспышки сибирской язвы. В ветеринарной службе отсутствуют сведения об использовании скотомогильника после 1934-1935 г., при обследовании территории скотомогильника 06.10.2020 г. наличие трупов животных, признаки проведения земляных работ не установлены. Скотомогильники не используются, однако процедура консервации скотомогильников не регламентирована. При проверке установлено, что контроль за использованием территории скотомогильников не осуществляется. Данные сибиреязвенные скотомогильники не состоят в реестрах государственного имущества области, муниципального имущества муниципального образования. Какой организацией и когда были построены скотомогильники в ходе проверки не установлено. Таким образом, названные сибиреязвенные скотомогильники являются бесхозяйными, не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 №56. Законом определено, что собственником сибиреязвенного скотомогильника может являться субъект Российской Федерации. Вопреки требованиям закона ответчиками вопрос обеспечения безопасности сибиреязвенного скотомогильника должным образом не решен. В собственность или ведение администрации Савкинского сельсовета Баганского района Новосибирской области сибиреязвенный скотомогильник не передавался, на балансе администрации муниципального образования этот объект не состоит, полномочия и денежные средства для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации Савкинского сельсовета Баганского района не передавались. Согласно данным публичной кадастровой карты с учетом указанных специалистами координат скотомогильники расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена. Пунктом 2.2. Правил установлено, что споровая форма возбудителя сибирской язвы устойчива к внешним воздействиям и может сохранять в почве жизнеспособность и вирулентность возбудителя в течение нескольких десятилетий. Непринятие мер к обеспечению безопасности сибиреязвенных скотомогильников не исключает случайный доступ к ним людей и животных, может создать угрозу их заражения заразными для людей и животных инфекциями, повлечь болезни животных, населения и, как следствие, возникновение чрезвычайной ситуации. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права граждан на благополучную окружающую среду, предусмотренные ст.42 Конституции Российской Федерации и гарантированные государством. Согласно пункту 5.1 СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и других объектов» в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Отсутствие установленной постановлением Главного государственного ветеринарного врача РФ санитарно-защитной зоны сибиреязвенных скотомогильников и сведений об их границах в Едином государственном реестре недвижимости может привести к размещению вышеперечисленных объектов на прилегающей к скотомогильникам территории, представляющей опасность для здоровья населения.
Административный истец просит признать незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, включению в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сибиреязвенных скотомогильников, расположенных вблизи <адрес>, с координатами: №1-С: 53.912631 77.920150, №2-С: 53.951084 77.966029, №3-С: 53.948560 77.932834. Обязать Правительство Новосибирской области принять меры для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на сибиреязвенные скотомогильники, расположенные вблизи <адрес> с координатами: №1-С: 53.912631 77.920150, №2-С: 53.951084 77.966029, №3-С: 53.948560 77.932834, обязать департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области включить в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сведения о сибиреязвенных скотомогильниках, расположенных вблизи <адрес>, с координатами: №1-С: 53.912631 77.920150, №2-С: 53.951084 77.966029, №3-С: 53.948560 77.932834. Обязать Правительство Новосибирской области привести в соответствие с требованиями пункта 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 Профилактика сибирской язвы скотомогильники №2-С с координатами: 53.951084 77.966029, №3-С: 53.948560 77.932834, а именно: восстановить ограждение по всему периметру скотомогильника №2-С, обозначить предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва» скотомогильники №2-С, №3-С; принять меры по разработке проектов санитарно-защитных зон скотомогильников №1,2,3.
Определением суда от 01.03.2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление ветеринарии Новосибирской области, в качестве заинтересованного лица Администрация Баганского района Новосибирской области.
Определением от 13 июля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены собственники земельных участков, на которых расположены скотомогильники.
Административный истец-прокурор Баганского района Новосибирской области Кулешкова Т.С. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Катаева К.Ю. административные исковые требования не признала, поддержала письменный отзыв, согласно которому правовые основания для признания незаконным бездействия Департамента отсутствуют. Департамент является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Новосибирской области. Из административного искового заявления в ходе прокурорской проверки не установлено, какой организацией и когда были построены спорные скотомогильники. Данные скотомогильники являются бесхозяйными, правообладатель отсутствует, в собственность Новосибирской области не передавались. Таким образом, у Департамента отсутствовало как право, так и обязанность по включению в Реестр государственной собственности Новосибирской области бесхозяйных скотомогильников. Соблюдение Департаментом требований нормативного правового акта, запрещающего включение в Реестр сведений об имуществе, не принадлежащем Новосибирской области, в том числе бесхозяйном, не может расцениваться как незаконное бездействие. В административном исковом заявлении не указано каким образом и от кого Департамент может принять спорные скотомогильники, равно как и не указаны правовые основания для такого принятия. Спорные скотомогильники являются бесхозяйными. Действующее законодательство не содержит обязанности обращать бесхозяйные скотомогильники в собственность субъекта Российской Федерации, равно как и не содержит процедуры по оформлению прав субъекта Российской Федерации на бесхозяйные скотомогильники. Новосибирская область не создавала спорные скотомогильники, не приобретала их по иным основаниям, установленным законом. Органы государственной власти Новосибирской области не обладают полномочиями по осуществлению действий, предусмотренных ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации и направленных на приобретение права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи. В материалах дела отсутствуют доказательства возникновения права собственности Новосибирской области на спорные скотомогильники. Поскольку Новосибирская область не приобретала и не создавала спорные скотомогильники, в собственность Новосибирской области данные скотомогильники не передавались, то правоустанавливающие документы на спорные скотомогильники у Новосибирской области отсутствуют, что исключает возможность осуществить постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на эти объекты. В отсутствие доказательств возникновения права собственности Новосибирской области на спорные скотомогильники, а также в отсутствие установленной законом обязанности (и даже возможности) по оформлению права региональной собственности на бесхозяйные скотомогильники, необоснованными являются и не подлежат удовлетворению требования о признании незаконным бездействия по непринятию мер к постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности на спорные скотомогильники. В том случае, если суд все таки придет к выводу об удовлетворении заявленных требований, необходимо учитывать следующее. Процедура постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и государственной регистрации прав занимает в среднем 3-4 месяца с момента вступления в силу решения суда об установлении права на объект. Проведение кадастровых работ (подготовки технического плана) необходим доступ к объекту, соответственно, срок осуществлении мероприятия по проведению кадастровых работ в отношении отдельных объектов (таких как, например, спорные скотомогильники) может увеличиться в связи с отсутствием доступа к объекту в зимне-весенний период (объект под снежным покровом). В случае удовлетворения судом исковых требований после регистрации права собственности на спорные скотомогильники необходимо, в том числе для проведения работ по ограждению, оформить права на земельные участки под скотомогильниками, для чего требуется образовать земельные участки площадью, необходимой для данных объектов. В административном исковом заявлении указано, что спорные скотомогильники расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена. В материалах дела отсутствует заключение кадастрового инженера о точном территориальном расположении спорных скотомогильников с определением их координат на местности и выводами о нахождении этих объектов на землях, государственная собственность на которые не разграничена, а также о наличии (отсутствии) препятствий для образования земельных участков под спорными скотомогильниками. Заявленные требования являются необоснованными, не подтверждены необходимыми и достаточными доказательствами, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует оказать.
Представитель административного ответчика Правительства Новосибирской области Пиотровская А.Е. административные исковые требовании не признала. Ранее представителем ответчика предоставлен письменный отзыв, согласно которому Правительство Новосибирской области не является надлежащим ответчиком. Три скотомогильника, указанные в административном иске, расположенные вблизи <адрес> собственностью Новосибирской области не являются, в реестре областного имущества не числятся. Право публичной собственности у Новосибирской области на данные скотомогильники отсутствуют. Из административного иска следует, что скотомогильники не являются ни областным, ни муниципальным имуществом, не установлено, кем и когда были построены, т.е. являются бесхозяйными. В административном исковом заявлении указано, что у департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области имеются полномочия для принятия в собственность скотомогильника, однако, не указаны ни нормативно-правовые, ни фактические основания для такого принятия. В административном иске не указано правовое основание возложения обязанностей по постановке на кадастровый учет, регистрации прав, приведению скотомогильников в надлежащее санитарное состояние, принятии мер по разработке санитарно-защитных зон. В отношении государственных органов действует разрешительный тип правового регулирования, любая его деятельность предписана компетенцией и установленными в нормативных актах полномочиями, что означает, что исполнение органом государственной власти полномочий возможно только в случае прямого возложения указанных действий на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Любая обязанность государственного органа должна быть прямо предусмотрена в нормативном акте. Перечень полномочий, указанный в ст.43 Устава Новосибирской области и ст.6 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не предусматривает регистрации прав и приведение в надлежащее санитарное состояние скотомогильников, не принадлежащих публичному образованию. Правительство Новосибирской области не является главным распорядителем бюджетных средств в сфере предупреждения эпидемий и ликвидации их последствий, равно как не имеет установленной законом или иным нормативным актом обязанности по регистрации прав на скотомогильники, не принадлежащие Новосибирской области. Для разработки проектов санитарно-защитных зон скотомогильников предусмотрен особый порядок, который осуществляют органы и должностные лица специальной компетенции. Восстановление ограждения по периметру скотомогильника и обозначение предупреждающими табличками также не входит в число полномочий Правительства Новосибирской области. Государственным органом Новосибирской области, осуществляющим реализацию на территории Новосибирской области ветеринарных мероприятий по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия и защите населения от болезней, общих для человека и животных является управление ветеринарии Новосибирской области, которое является главным распорядителем бюджетных средств в установленной сфере в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 Положения об управлении ветеринарии Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2015 №484-п. Являясь государственным органом специальной компетенции, отвечающим за обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия на территории Новосибирской области, управление ветеринарии Новосибирской области уполномочено на принятие решения по заявленным исковым требованиям. В соответствии с абз. 2 части 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно- защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (в настоящее время такое положение не принято). В отсутствие указанного положения применяются Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 03,03.2018 №222 (далее Правила СЗЗ). Согласно пункту 13 Правил СЗЗ заявление об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны направляются в уполномоченный орган лицами, указанными в пунктах 6, 7, 9 и 10 Правил СЗЗ (в пункте 6 речь идет о застройщике, в пунктах 7, 9 10 - о правообладателе). Административные ответчики ни застройщиком, ни правообладателем в отношении спорных объектов не являются. Требование о признании права собственности за Новосибирской областью административным истцом не заявлено, При этом ни Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ни Федеральный закон № 52-ФЗ не относят к полномочиям исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон, В соответствии с пунктом 7.2 Санитарно-эпидемиологические правил (СП 3,1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.05.2010 №56. федеральный орган исполнительной власти уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять федеральный государственный ветеринарный надзор, составляют и не реже 1 раза в 5 лет вносят изменения в кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов. Согласно письму Роспотребнадзора от 31.05.2005 № 13-08/16 «О «Кадастре стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов Российской Федерации» такой кадастр был издан, однако в открытом доступе не находится.
Представитель административного ответчика Управления ветеринарии Новосибирской области Карлин А.А. в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву в Новосибирской области не регистрировались такие исключительные случаи, связанные с вынужденным захоронением трупов животных на скотомогильниках при ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, а также главным государственным ветеринарным инспектором Новосибирской области не принимались такие решения – и, соответственно, места захоронения животных (скотомогильники), подлежащие оформлению в собственность Новосибирской области и финансированию из её бюджета, отсутствуют. Правительство Новосибирской области и исполнительные органы государственной власти Новосибирской области и исполнительные органы государственной власти Новосибирской области не несут обязанностей по осуществлению надзора за соблюдением санитарных правил. Административный истец ссылается на пункт 7.1. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденной постановлением главного санитарного врача Российской Федерации. Указанные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают режим и условия обустройства скотомогильников, обезвреживания почвы в местах гибели и захоронения животных от сибирской язвы, запрет организации пастбищ, огородов, перемещения грунта. Этими положениями органы исполнительной власти руководствуются в своей деятельности. Но данные правила, как и любые иные санитарные, ветеринарные и другие правила – в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут устанавливать полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Документом, регламентирующим разработку санитарно-эпидемиологических правил является «Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 №554. В соответствии с этим положением федеральному органу также как и федеральным законом не дано право устанавливать полномочия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Положением утвержден перечень направлений, подлежащих санитарно-эпидемиологическому нормированию. В этом перечне нет полномочий федерального органа по утверждению полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так как это противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Отсутствие установленной постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации санитарно-защитной зоны может привести к размещению перечисленных в п. 5.1.СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 объектов на прилегающей к скотомогильнику территории, представляющей опасность для здоровья населения. Правительство Новосибирской области, исполнительные органы государственной власти Новосибирской области не наделены полномочиями по установлению санитарно-защитных зон и по контролю за их использованием. Это является прерогативой федеральных органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Прокуратура Баганского района Новосибирской области в своем исковом заявлении ссылается на санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2629-10 «Профилактика сибирской язвы», утвержденные постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 №56, которые не имеют статус закона и не могут наделять органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями.
Представители заинтересованных лиц Администрации Савкинского сельсовета Баганского района Новосибирской области, Администрации Баганского района Новосибирской области, многочисленные заинтересованные лица, собственники земельных участков в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Представитель заинтересованных лиц, местонахождение которых судом не установлено, по назначению суда – адвокат Апрелова Ю.П. поддержала требования истца, указав, что бездействие ответчиков нарушает права заинтересованных лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Часть 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В соответствии с положениями ч.9 и ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и 4 ч.9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Согласно п.2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Положениями ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы по организации скотомогильников не отнесены к полномочиям сельских поселений.
В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3, подпунктом "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также предусматривает возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильников (биотермических ям).
Согласно пункту 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года №27, скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов.
В круг вопросов местного значения сельского поселения, установленных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), не отнесены вопросы по организации скотомогильников, а равно вопрос организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Принимая во внимание, что целью создания скотомогильника, предназначенного для захоронения биологических отходов, являются нераспространение возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждение заболеваний людей зооантропонозными болезнями и охрана окружающей среды от загрязнения, что установлено пунктами 1.6 и 1.11 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом России 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, суды правильно пришли к выводу, что содержание бесхозяйного скотомогильника, к вопросам местного значения не отнесено.
Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее приведенным выше требованиям, в соответствии частью 5 статьи 50 указанного Закона, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность, а тем более в собственность сособственников земель сельхозназначения, бесхозяйного места захоронения биологических отходов, которое расположено на территории муниципального образования, либо на землях, принадлежащих частным лицам.
Согласно Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 года №626, действующим с 1 января 2021 года, биологическими отходами являются трупы животных и птиц, абортированные и мертворожденные плоды, ветеринарные конфискаты, другие отходы, непригодные в пищу людям и на корм животным. Утилизация умеренно опасных биологических отходов путем захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах должна осуществляться под наблюдением государственного специалиста в области ветеринарии в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, соответствующих требованиям, указанным в пункте 24 Правил, при соблюдении условий, обеспечивающих изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов внешней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных ( пункт 29). Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах) или под открытым небом в траншеях (ямах) до образования негорючего остатка либо захоронения в скотомогильниках или отдельно стоящих биотермических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 г. включительно (пункт 24).
В соответствии с п.п.1, 3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Вопросы создания, эксплуатации и обеспечения безопасности скотомогильников (биотермических ям) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.
В судебном заседании установлено, что в соответствии со справкой главного государственного ветеринарного инспектора Купинского района Новосибирской области скотомогильник, ветеринарно-санитарная карточка №1-С расположен вблизи <адрес>, координаты 53.912631 77.920150 нарушений не выявлено. Скотомогильник, ветеринарно-санитарная карточка №2-С расположен вблизи <адрес>, координаты 53.951084 77.966029 выявлены нарушения: ограждения по всему периметру бетонными столбами с колючей проволокой, один бетонный столб упал частично повредив ограждение, что не исключает доступ людей и животных Предупреждающая табличка с нечитаемой надписью, что является нарушением пункта 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 Профилактика сибирской язвы. Скотомогильник, ветеринарно-санитарная карточка №3-С расположен вблизи <адрес>, координаты 53.948560 77.932834 выявлены нарушения: отсутствуют предупреждающие таблички с надписью «сибирская язва», что является нарушением п. 7.1. санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 профилактика сибирской язвы. Территориально скотомогильники обозначены на карте градостроительного зонирования в проекте правил землепользования и застройки сельского поселения Савкинский сельсовет Баганского района Новосибирской области.
Ответчиком – Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области в ходе рассмотрения дела были проведены работы по установлению местоположения земельных участков, на которых расположены скотомогильники, предоставлены заключения кадастрового инженера (л.д.190-192 т.1).
В ходе рассмотрения дела также установлено, что скотомогильники, расположенные вблизи <адрес> включены в кадастр стационарно неблагополучных по сибирской язве пунктов, что подтверждается пояснениями специалиста Кусовой, а также письменным ответом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Карасукском районе (л.д.164-167 т.1).
С учетом установленных судом обстоятельств того, что скотомогильники не находятся в чьем-либо ведении, право собственности на их не зарегистрировано, в реестрах муниципального имущества либо государственного имущества Новосибирской области скотомогильники не значатся, при этом два из них не соответствуют требованиям, Ветеринарных правил, исковые требования административного истца подлежат удовлетворению, надлежащими ответчика являются Правительство Новосибирской области и Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
На основании ст.ст.178,187 Кодекса административного судопроизводства заявление истца об установлении срока для исполнения решения суда подлежит удовлетворению, срок в течение года со дня вступления решения суда в законную силу суд находит разумным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Баганского района Новосибирской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Новосибирской области и Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области по непринятию мер к постановке на кадастровый учет, регистрации права собственности, включению в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сибиреязвенных скотомогильников, расположенных вблизи <адрес>, с координатами: №1-С: 53.912631 77.920150, №2-С: 53.951084 77.966029, №3-С: 53.948560 77.932834.
Обязать Правительство Новосибирской области принять меры для постановки на кадастровый учет, регистрации права собственности на сибиреязвенные скотомогильники, расположенные вблизи <адрес> с координатами: №1-С: 53.912631 77.920150, №2-С: 53.951084 77.966029, №3-С: 53.948560 77.932834.
Обязать Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области включить в реестр имущества государственной собственности Новосибирской области сведения о сибиреязвенных скотомогильниках, расположенных вблизи <адрес>, с координатами: №1-С: 53.912631 77.920150, №2-С: 53.951084 77.966029, №3-С: 53.948560 77.932834.
Обязать Правительство Новосибирской области привести в соответствие с требованиями действующих санитарно-эпидемиологических правил скотомогильники №2-С с координатами: 53.951084 77.966029, №3-С: 53.948560 77.932834, а именно: восстановить ограждение по всему периметру скотомогильника №2-С, обозначить предупреждающими табличками с надписью «сибирская язва» скотомогильники №2-С, №3-С; принять меры по разработке проектов санитарно-защитных зон скотомогильников №1,2,3.
Установить срок для исполнения решения суда в течение года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме принято 7 сентября 2021 года.
СУДЬЯ: подпись
Решение не вступило в законную силу.
Подлинное решение вшито в материалы административного дела №2а-198/2021, которое находится в производстве Карасукского районного суда Новосибирской области.