ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2015 года по делу N 33- 8967/15
Судья: Рудых Г.М.
14 августа 2015 года город Волгоград Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Колгановой В.М.
судей: Сукачева Д.Ю., Куденко И.Е.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцовой О. В. к Администрации Волгограда, Комитету по жилищной политике администрации Волгограда, Комитету образования и науки Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированного жилищного фонда, в предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Комитета строительства Волгоградской области на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 28 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., возражения Скворцовой О.В. на доводы жалобы, Судебная коллегия
установила:
Скворцова О.В. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда, Комитету по жилищной политике администрации Волгограда, Комитету образования и науки Волгоградской области, Комитету строительства Волгоградской области о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма специализированного жилищного фонда, предоставлении жилого помещения вне очереди не ниже установленных социальных норм, предусмотренных законом.
В обоснование требований указав на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На неё распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В декабре 2014 года ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по мотиву того, что она не относится к данной категории лиц и достигла возрасти 23 лет.
По её мнению, данный отказ является незаконным, поскольку несвоевременная постановка ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях вызвана ненадлежащим выполнением обязанностей по защите её прав в тот период, когда она была несовершеннолетней органами опеки и попечительства и образовательным учреждением, в котором она обучалась и воспитывалась.
Судом постановлено указанное выше решение суда.
В апелляционной жалобе Комитет строительства Волгоградской области просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».
Исходя из положений п.1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013года № 5-ОД, настоящий закон введен в действие с 19 февраля 2013 года и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2013 года.
Вместе с тем, действие настоящего Закона распространяется также на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигли возраста 23 лет, но не реализовали право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года (п. 2 настоящей статьи).
В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД в случае отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области на период до предоставления в установленном порядке благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющий управление жилищным фондом, обеспечивает их временное проживание в благоустроенных жилых помещениях в порядке и на условиях, установленных Правительством Волгоградской области.
Как следует из материалов дела, Скворцова О.В., 21.08.1988 года рождения, является дочерью Скворцова В.И. и Скворцовой (Маркевич) Н.А.
Урюпинским городским судом Волгоградской области от 27.10.1999 г. было постановлено решение об отобрании у Маркевич Н.А. несовершеннолетней Скворцовой О.В.
На основании постановления Администрации г. Урюпинска Волгоградской области от 15.12.1999 г. № 982 Скворцова О.В. направлена в интернатное учреждение на полное государственное обеспечение.
Сведений о наличии в пользовании и распоряжении за Скворцовой О.В. жилого помещения на том или ином законном основании, пригодного для проживания, не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что истец до достижения 23 лет не была поставлена на учет нуждающегося в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей.
В октябре 2014 года истец обратилась в администрацию Центрального района г. Волгограда о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании приказа Министерства образования и науки Волгоградской области от 08.12.2014г. № 1567 Скворцовой О.В. было отказано во включении в указанный список по мотиву того, что она не относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достижения ею возраста 23 лет.
Действительно, по смыслу жилищного законодательства предоставление жилья носит заявительный характер, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Факт постановки на учет нуждающихся означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения. За лицами из числа детей-сирот, вставшими на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", сохраняется право на обеспечение жилыми помещениями и после вступления в силу данного закона. Если лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет не поставлено на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории лиц, которым такое право гарантировано.
Вместе с тем, как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 г., отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. При этом суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и в случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению. Данный подход к разрешению обозначенной проблемы является правильным.
Наиболее распространенной причиной несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, является в том числе ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Из пояснений показаний свидетелей Маркевич М.У., Гнетовой А.В. и самого истца видно, что Скворцова О.В. неоднократно обращалась в компетентные органы по вопросу обеспечения жильём, однако компетентные органы и администрация образовательных учреждений, в которых обучалась и воспитывалась истец не выполнили надлежащим образом свои обязательства по защите жилищных прав истца путём постановки Скворцовой О.В. на учет нуждающихся в жилом помещении в период времени, когда последняя находилась в несовершеннолетнем возрасте.
Оценив представленные в материалах дела доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, на основании объяснений сторон, суд первой инстанции, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца, поскольку у истца возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД, а непостановка истца до достижения возраста 23 лет на учёт в качестве лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, была вызвана уважительной причиной, а, именно, по причине ненадлежащего выполнения обязанностей по защите прав истца в тот период, когда она была несовершеннолетней, органами, на которых такая обязанность возложена в силу закона.
Указание в апелляционной жалобе об отсутствии у истца права на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по мотиву достижения истцом возраста 23 лет к моменту своего обращения к ответчику с просьбой о предоставлении жилья, не могут являться обстоятельствами, препятствующими обеспечению истца жилым помещением, так как по не зависящим от истца причинам за Скворцовой О.В. не закреплялось жилое помещение пригодное для проживания, и последняя своевременно не была поставлена на соответствующий учет.
Несвоевременная постановка истца на учет нуждающегося в жилом помещении, вызвана уважительной причиной - ненадлежащим выполнением обязанностей компетентных органов по защите жилищных прав истца, когда она была несовершеннолетней, при отсутствии у истца на момент достижения 23 лет закреплённого жилья, пригодного для проживания.
Доводы в апелляционной жалобе о том, что у ответчика не наступила обязанность по предоставлению истцу жилого помещения, поскольку в соответствии с порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, утверждённых Постановлением Правительства Волгоградской области от 19 марта 2013 года № 109-п в Комитет строительства Волгоградской области не поступала выписка из списка детей-сирот, в которой бы значилась Скворцова О.В., не состоятельны, т.к. в силу закона на ответчика возложена обязанность по предоставлению вне очереди жилья лицам, вышеуказанной категории. Между тем, ответчик обязанность по обеспечению Скворцовой О.В. жильем не исполнил.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы районного суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Волгограда от 28 мая 2015 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета строительства Волгоградской области, без удовлетворения.
Председательствующий – подпись
Судьи – подписи
Верно:
Судья Волгоградского
областного суда В.М.Колганова
14.08.2015 года