Судья – Шибанов К.Б. 06.04.2016 года Дело №2а-8443/15-33а-808
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Новгородского областного суда в составе:
председательствующего – Жуковой Н.А.
судей – Алещенковой И.А. и Комаровской Е.И.
при секретаре Цаповой Т.Е.
с участием представителя Администрации Великого Новгорода Матюшкиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 апреля 2016 года по докладу судьи Комаровской Е.И. апелляционную жалобу Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области на решение Новгородского районного судаНовгородской области от 17 декабря 2015 года, которым исковые требования Администрации Великого Новгорода к Управлению государственной жилищной инспекции Новгородской области удовлетворены и постановлено:
признать незаконным и отменить предписание №18-15 от 17 августа 2015 года, выданное Управлением государственной жилищной инспекции Новгородской области Администрации Великого Новгорода,
у с т а н о в и л а :
Администрация Великого Новгорода (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания Управления государственной жилищной инспекции по Новгородской области (далее -Управление) от 17 августа 2015 года №18-15.
В обоснование заявленных требований Администрация указала, что оспариваемым предписанием на нее возложена обязанность в срок до 18 сентября 2015 года оснастить жилое помещение, расположенное по адресу: г. Великий Новгород, <...>, индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, а также заменить в указанном жилом помещении индивидуальный прибор учета электрической энергии.
Данное предписание выдано Управлением с нарушением порядка осуществления государственного надзора, установленного Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», поскольку распоряжения о проведении проверки в отношении Администрации Управлением не издавалось, ее проведение с органами прокуратуры не согласовывалось, акт проверки не составлялся.
Судом по делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что действующее законодательство не содержит нормы, закрепляющей возможность выдачи предписаний только после проведения проверок, могут выдаваться при непосредственном обнаружении нарушений требований законодательства.
Проверив материалы дела, оценив доводы жалобы, заслушав представителя Администрации, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Принимая решение об удовлетворении требований Администрации, и признавая предписание Управления незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что выдача предписания без проведения в отношении проверяемого лица проверки не отвечает требованиям закона и затрагивает права Администрации.
Не согласиться с данным выводом суда судебная коллегия оснований не находит, поскольку он сделан при правильном применении закона и оценке фактических обстоятельств дела.
Согласно Положению об Управлении государственной жилищной инспекции Новгородской области, утвержденному постановлением Правительства Новгородской области от 21 ноября 2013 года №371, государственная жилищная инспекция Новгородской области является органом исполнительной власти, осуществляющим региональный жилищный надзор.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ региональный государственный жилищный надзор осуществляется с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года №493 утверждено «Положение о государственном жилищном надзоре» (далее - Положение). Пунктом 3 данного Положения, а также частью 1 статьи 20 ЖК РФ предусмотрены формы государственного жилищного надзора: а) организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований; б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; в) систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Деятельность Управления в области государственного жилищного надзора осуществляется в соответствии с «Административным регламентом исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора», утвержденным постановлением Управления государственной жилищной инспекции Новгородской области от 05 ноября 2014 года № 8 (далее - Административный регламент).
Согласно Административному регламенту предписание выдается должностным лицом Управления государственной жилищной инспекции по Новгородской области только по результатам проведения проверки (подпункт 13 пункта 1.5.1., пункт 1.7.2., пункт 3.6.5., пункты 3.6.9., 3.7.1, Приложение №6 «Предписание»).
Таким образом, непосредственное обнаружение Управлением нарушений обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности вне рамок проведения проверок в отношении проверяемых лиц, вопреки доводам Управлениям, не предполагает возможность реагирования на выявленные нарушения путем выдачи предписания.
Как установлено судом и видно из материалов дела, 17 августа 2015 года Управлением в адрес Администрации направлено предписание №18-15, которым на Администрацию возложена обязанность в срок до 18 сентября 2015 года оснастить оснастить жилое помещение, расположенное по адресу: г. Великий Новгород, <...>, индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, а также заменить в указанном жилом помещении индивидуальный прибор учета электрической энергии.
Как указано в предписании, указанные в нем нарушения закона (части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354), допущенные Администрацией, выявлены Управлением в ходе осмотра муниципальной квартиры, расположенной Великий Новгород, <...>.
При этом как установлено судом и не оспаривалось Управлением, проверки (плановой, внеплановой) в отношении Администрации со стороны Управления не проводилось, возможность ее проведения с органами прокуратуры не согласовывалась, акт проверки в отношении Администрации не составлялся.
Исследовав в совокупности все обстоятельства дела, подробно изложенные в решении, надлежаще оценив представленные доказательства, суд правомерно посчитал установленным, что оспариваемое предписание №18-15 выдано Управлением с превышением полномочий, установленных Административным регламентом, и с нарушением приведенных выше правовых норм.
Изложенные Управлением в жалобе доводы о неправомерном применении судом положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля» не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с пунктом 2.6 статьи 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», на необходимость применения которого ссылается Управление, также предусматривается согласование внеплановой проверки деятельности органа местного самоуправления с прокуратурой субъекта Российской Федерации, что Управлением сделано не было, поскольку такая проверка в отношении Администрации не проводилась.
Допущенное Управлением нарушение закона затрагивает права Администрации, поскольку дает Управлению основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких данных суд правомерно заявленные Администрацией требования удовлетворил.
Таким образом, принятое судом по делу решение, которым выданное Управлением в адрес Администрации предписание признано незаконным, соответствует установленным по делу обстоятельствам и является основанным на законе. Не допущено судом при рассмотрении дела и нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были известны суду, оценивались им и обоснованно отклонены с подробным изложением мотивов такого решения.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не установила.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307-309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Новгородского районного судаНовгородской области от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления государственной жилищной инспекции по Новгородской области – без удовлетворения.
Председательствующий Н.А. Жукова
Судьи И.А. Алещенкова
Е.И. Комаровская