07RS0001-02-2019-002148-21

                Дело № 2- 3225/21         

    

     Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

            

г. Нальчик 9 июня 2021г.

Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики в составе: председательствующего, судьи – Блиевой Р.С., при секретаре – Шибзуховой А.М., с участием представителя ответчика – Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики - Гашаевой ФИО10, действующей по доверенности от 21.09.2020г. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тапасхановой ФИО11 к Министерству просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, в котором она просит:

    обязать Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино- Балкарской Республики внести изменения в Сводный список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по городским округам и муниципальным районам Кабардино-Балкарской Республики и перенести Тапасханову ФИО12 в указанном сводном списке с даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ на дату - ДД.ММ.ГГГГ;

признать незаконным бездействие Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении обязательств в законом установленный срок, по предоставлению Тапасхановой ФИО13 благоустроенного жилого помещение не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда;

    обязать Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино- Балкарской Республики, выдать Тапасхановой ФИО14 благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда в городе Нальчик, -

у с т а н о в и л:

Тапасханова ФИО15 обратилась в суд с иском к Министерству просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что она обучалась, воспитывалась и находилась на полном государственном обеспечении в ГКОУ «Школа-интернат с.<адрес>» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики (далее ГКОУ «ШИ с.<адрес>» Минобрнауки КБР) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ГКОУ «ШИ с.<адрес>» Минобрнауки КБР от 15.06.2017г.

Её мать - ФИО5 лишена родительских прав (решение Нальчикского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ). Отец, ФИО6, умер ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ).

При постановке на жилищный учет уполномоченными органами было установлено, что закрепленного жилья и недвижимого имущества на праве собственности на территории Российской Федерации за ней не значится (уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, справка ФГУП «Ростенихвентаризация-Федеральное БТИ по КБР» от 30.11.2017г.

Она зарегистрирована по месту пребывания по адресу: КБР, <адрес>.

Она имеет социальный статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и пользуется льготами, предусмотренными ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с ответом Министерства просвещения, науки и по делам молодежи КБР -Т-255 от ДД.ММ.ГГГГ следует, она в Списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальным районам и городским округам КБР состоит под номером 1161, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

Считает, что её право, гарантированное ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на получение жилого помещения в соответствии с установленными социальными нормами в законом установленный срок нарушены, так как постановка ее на учет ДД.ММ.ГГГГ произведена гораздо позднее, чем это устанавливает закон, в связи с чем, нарушенное право подлежит восстановлению путем внесения изменения даты постановки ее на учет на более ранний срок, а именно на дату ДД.ММ.ГГГГ год.

Истец – Тапасханова ФИО16 надлежащим образом извещенная о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилась, но обратилась с заявлением о рассмотрении её исковых требований без её участия.

Суд по правилам п. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) решил рассмотреть настоящее дело в отсутствие истицы.

Представитель ответчика –– Гашаева ФИО17 просила отказать в удовлетворении исковых требований Тапасхановой ФИО18 в полном объеме, считая их не обоснованными, т.к. вины Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики в том, что её поставили на учет только в феврале 2018г. нет, она состоит в Сводном списке под и будет обеспечена жилищем при подходе её очереди.

Выслушав позицию участника процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законом. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на жилище, органы государственной власти в соответствии с ч. 3 ст. 1 и п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определены полномочия органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации, к которым отнесено, в том числе установление основ федеральной политики в интересах детей и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации, к которым относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов, организация и обеспечение отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время).

К иным указанным в законе гражданам, в силу Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодатель относит указанных в законе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом данного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 данной статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 данной статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 данной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом I данной статьи является основанием для исключения указанных лиц из Списка. В данном случае, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органы, в которые должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанными лицами права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Закона Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ РЗ «О дополнительных гарантиях по специальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 2 этого Закона регламентированы полномочия исполненных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в сфере социальной поддержки детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (ч. 8 в редакции Закона КБР от ДД.ММ.ГГГГ -Р3).

В соответствии с п. 7 «Порядка формирования списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение к Закону КБР от 17.02.2012г. -РЗ «О дополнительных гарантиях по специальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей») включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список осуществляется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино- Балкарской Республики, осуществляющим управление в сфере образования и науки, в хронологическом порядке в зависимости от даты регистрации органами опеки и попечительства заявления. В случае совпадения даты подачи заявления включение в список осуществляется в хронологическом порядке, с учетом даты рождения.

Пунктом 6 ст. 6 Закона КБР от 17.02.2012г. -РЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по осуществлению единой государственной политики по защите имущественных прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа является исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющий управление в сфере образования и науки.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Так в соответствии с п. 4 «Типовых правил о порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в Кабардино- Балкарской Республике от ДД.ММ.ГГГГ , действовавших на момент возникновения у истицы права на получение жилого помещения в порядке и на условиях, предусмотренных данными правилами, распространялись на совершеннолетних детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относительно которых на момент предоставления документов, в соответствии с п.п. 1-2 данных Правил, имелось распоряжение администрации местной администрации местного самоуправления или иного органа исполнительной власти о предоставлении указанным гражданам жилого помещения по окончании их пребывания на государственной или семейной форме воспитания, а также в случае, когда эти лица не имеют, в силу соответствующих обстоятельств, сохраненного за ними жилого помещения.

В соответствии с пунктами 5-9 вышеназванных Правил, не позднее, чем за год до окончания пребывания несовершеннолетнего в учреждении для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация такого учреждения подает сведения, подтверждающие права выпускников на получение жилого помещения, в администрацию местного самоуправления.

Заявления о принятии детей - сирот и детей, оставшихся без - попечения родителей, на учет для получения жилья, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в управление (отдел) по распределению муниципального жилья администраций местного самоуправления, жилые помещения предоставляются детям данной категории на основании распоряжения администрации местного самоуправления. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Администрации местного самоуправления районов и городов республики ежегодно представляют в республиканскую комиссию по соблюдению, жилищных прав детей - сирот и детей, оставшихся попечения родителей, нуждающихся в жилье, утвержденные списки получение жилого помещения указанными гражданами в следующем году.

Республиканская комиссия по соблюдению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье, ежегодно представляет утвержденные сводные списки совершеннолетних детей - сирот и детей, оставшихся без попечения; родителей, на получение жилого помещения в Министерство экономического развития и торговли КБР для предусматривания при формировании республиканского бюджета КБР средств на строительство жилого фонда или приобретения жилья указанным гражданам.

Таким образом, на момент возникновения у Тапасхановой ФИО19 права на получение жилплощади действовал Порядок, в соответствии с которым обязанность постановки её на учет для обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагалось на администрацию ГКОУ «ШИ с.<адрес>» Минобрнауки КБР, которое было обязано подать сведения, подтверждающие её право на получение жилого помещения, в администрацию <адрес> за год до её окончания названного социального учреждения для постановки на учет.

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических факторов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях, прекращения опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и нуждаемость в жилье.

При этом, в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Эти действия в отношении такой категории граждан, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, исполняются Местной администрацией городского округа Нальчик.

Кроме того, положения части 2 статьи 57 ЖК РФ не содержат указания на конкретный срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договорам социального найма, имеющим право на внеочередное предоставление, в связи с чем, реализация такого права должна быть незамедлительно после его возникновения.

Следовательно, право на постановку на учет в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями во внеочередном порядке по договору социального найма у Тапасхановой ФИО20 возникло, в 17 лет за год до окончания ГКОУ «ШИ с.<адрес>» Минобрнауки КБР, ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с установленными социальными нормами жилое помещение должно было быть предоставлено ей сразу после ее отчисления из указанного учреждения 27.06.2014г.

Однако в нарушение требований закона администрацией ГКОУ «ШИ с.<адрес>» Минобрнауки КБР не были надлежащим образом исполнены обязанности, предусмотренные законом, в связи с чем, не было вынесено распоряжения о постановке Тапасхановой ФИО21 на учет в качестве нуждающегося в жилье в законом установленный срок, и только ДД.ММ.ГГГГ она была включена в регистрационный Список на внеочередное получение жилья.

Согласно ст.10 указанного Федерального закона, судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Право обращения за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители и прокурор.

В соответствии с п.п. 3 и 6 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 данной статьи.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

В соответствии с Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 397 формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список включаются:

дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;

лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзаца 4 статьи 1 и пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны быть поставлены или должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.

Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Как следует из материалов дела, стороной истца в условиях состязательности и равноправия судебного процесса представлены относимые и допустимые доказательств, свидетельствующие о бездействии ГКОУ «ШИ с.<адрес>» Минобрнауки КБР в части постановки истца вовремя на учет нуждающимся в жилом помещении.

Судом установлено, что ни Тапасханова ФИО22 которая в силу несовершеннолетия и не знания о своих правах, ни её опекун - ГКОУ «Школа – интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с.<адрес>» Миобрнауки КБР в силу халатного отношения к своим обязанностям, вовремя не обратились с заявлениями о постановке Тапасхановой ФИО23 на учет на получение жилого помещения ни 26.02.2010г. при достижении ею возраста 14 лет, с учетом того, что она с 21.06.2004г. училась в этом учебном заведении, ни ДД.ММ.ГГГГг. - за год до окончания пребывания школе-интернат, который был крайним сроком её постановки на учет.

Проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, и оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Тапасхановой ФИО24 что является основанием для удовлетворения её исковых требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Тапасхановой ФИО25 удовлетворить.

    Возложить на Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики обязанность внести изменения в Сводный список детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по городским округам и муниципальным районам Кабардино-Балкарской Республики и перенести Тапасханову ФИО26 в указанном сводном списке с даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ на дату - ДД.ММ.ГГГГ.

    Признать незаконным бездействие Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, выразившееся в неисполнении обязательств в законом установленный срок, по предоставлению Тапасхановой ФИО27 благоустроенного жилого помещение не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда.

    Возложить на Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики обязанность выдать Тапасхановой ФИО28 благоустроенное жилое помещение не ниже установленных социальных норм из специализированного жилищного фонда в городе Нальчик.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино - Балкарской Республики через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в мотивированном виде.

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий- Р.С.Блиева

Копия верна:

Судья Нальчикского городского суда     Р.С.Блиева

Решение вступило в законную силу «_______» ______________________2021г.

Судья Нальчикского городского суда      Р.С.Блиева

2-3225/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тапасханова Назиля Барасбиевна
Ответчики
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи КБР
Суд
Нальчикский городской суд Кабардино-Балкарской Республики
Судья
Блиева Р.С.
Дело на сайте суда
nalchiksky.kbr.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее