Дело № 2А - 9293/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16.08.2017 года г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Новикова А.В.,
при секретаре Березиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Целинного района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинного района обратился в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, возложении обязанности.
В обоснование указал, что Прокуратурой Целинного района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части мониторинга сети Интернет на наличие проявления признаков коррупции.
В ходе мониторинга сети «Интернет» в свободном доступе оказался сайт с URL - адресом: http://shevalex.livejournal.com/140921.html . Изучением содержания данного сайта установлено, что на нем содержится подробная инструкция о том, как правильно давать взятки.
В ходе мониторинга социальной сети «Mail.ru» в разделе «Ответы@Маil.гu» обнаружена открытая тема с наименованием «Как лучше дать взятку преподавателю в универе», имеющая URL-адрес: https://otvet.mail.ru/question/15689893, и открытая тема с наименованием «Как правильно давать взятки, в т. ч. сотрудникам ГИБДД, Администрации города», имеющая URL-адрес: https://otvet.mail.ru/question/l 1213040.
Изучением содержания данных тем установлено, что в них имеется множество сообщений рекомендательного характера, содержащих подробную инструкцию по даче взятки преподавателю образовательного учреждения, должностным лицам.
Просит признать информацию, размещенную на сайте http://shevalex.livejournal.com/140921.html, https://otvet.mail.ru/question/15689893, https://otvet.mail.ru/question/l 1213040 информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, обязать ответчика внести в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца Телегина Г.Я. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, обоснование оставила прежним.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Установлено, что Прокуратурой Целинного района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части мониторинга сети Интернет на наличие проявления признаков коррупции.
В ходе мониторинга сети «Интернет» в свободном доступе оказался сайт с URL - адресом: http://shevalex.livejournal.com/140921.html . Изучением содержания данного сайта установлено, что на нем содержится подробная инструкция о том, как правильно давать взятки.
В ходе мониторинга социальной сети «Mail.ru» в разделе «Ответы@Маil.гu» обнаружена открытая тема с наименованием «Как лучше дать взятку преподавателю в универе», имеющая URL-адрес: https://otvet.mail.ru/question/15689893, и открытая тема с наименованием «Как правильно давать взятки, в т. ч. сотрудникам ГИБДД, Администрации города», имеющая URL-адрес: https://otvet.mail.ru/question/l 1213040.
Изучением содержания данных тем установлено, что в них имеется множество сообщений рекомендательного характера, содержащих подробную инструкцию по даче взятки преподавателю образовательного учреждения, должностным лицам.
Данная информация находится в свободном доступе, и любой желающий может воспользоваться данной информацией.
В Российской Федерации правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный Закон от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федеральный Закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции.
В целях уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств Уголовный Кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за совершение коррупционных преступлений. Среди них наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.
Уголовным Кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение преступлений о взяточничестве (ст. ст. 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) и об иных связанных с ними преступлениях, в том числе коррупционных (в частности, предусмотренных ст.ст.159, 160, 204, 292, 304 Уголовного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального Закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации (далее - Федеральный Закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 15 названного Федерального Закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в ч. 4 ст. 2 Федерального закона № 149 - ФЗ, согласно которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с п. 13 вышеуказанной статьи под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Частью 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Учитывая изложенное, предоставление возможности доступа в сети «Интернет» к информации о способах совершения коррупционных преступлений, за совершение которых установлена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.
Ограничение доступа к информации, размещенной на указанном сайте, требуется в целях защиты интересов Российской Федерации, поскольку указанная информация нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пунктов 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012№ 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На момент проверки данный указатель страницы сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку доступ к информации о способах передачи взятки, является распространением запрещенной информации.
Требования прокурора Целинного района Курганской области по возложению на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по внесению в течение суток указанных сайтов в единый реестр удовлетворению не подлежат, поскольку порядок и сроки внесения такой информации установлены пунктом 9 Правил.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Целинного района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Курганской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено удовлетворить частично.
Признать информацию, распространенную в сети «Интернет» на сайте http://shevalex.livejournal.com/140921.html, https://otvet.mail.ru/question/15689893, https://otvet.mail.ru/question/l 1213040, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В удовлетворении остальной части административного иска отказать
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области.
Судья
Курганского городского суда А.В. Новикова