дело №2-555/2024
учет №185г
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации2 июля 2024 г. город Кукмор
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,
при секретаре Грачевой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Шарафиевой А.Ш., Абдуллиной М.Ш. к Кошкинскому сельскому исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании имущества наследственным и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Шарафиева А.Ш., Абдуллина М.Ш. обратились в суд иском к Кошкинскому сельскому исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании имущества наследственным и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, указав, что истцы являются наследниками по закону своей матери – Абдуллиной Х.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГг. После ее смерти открылось наследство в виде жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который за наследодателем на праве собственности не зарегистрирован. Истцы вступили в права наследования, в связи с чем просят признать указанный жилой дом наследственным имуществом и признать за ними право собственности на указанное имущество в порядке наследования по 1/2 доли за каждой.
В судебное заседание стороны не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотрение деда в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В силу статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истцов – Абдуллина Х.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, после смерти которого открылось наследство, в том числе в виде жилого дома, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 12,1 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в пределах земельного участка с кадастровым номером №. Абдуллина Х.Г. по день смерти проживала по данному адресу совместно с дочерью Абдуллиной М.Ш. (истец).
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, Абдуллиной Х.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживавшей в <адрес> принадлежит земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 0,17 га, расположенный по адресу: <адрес>, о чем сделана запись в похозяйственной книге № за ДД.ММ.ГГГГ годы, лицевой счет № <адрес>, ДД.ММ.ГГГГг.
Жилой дом и земельный участок не являются муниципальной собственностью, права на данное недвижимое имущества не зарегистрированы.
При таких обстоятельствах спорный жилой дом принадлежал Абдуллиной Х.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,умершей ДД.ММ.ГГГГ, и подлежит включению в состав наследственного имущества после его смерти.
По наследственному делу № нотариуса Миндубаевой Р.Н. к имуществу Абдуллиной Х.Г. наследником, принявшим наследство по закону, является дочь Шарафиева А.Ш. (истец).
Поскольку судом установлено, что иных принявших наследство наследников не имеется, а истцы, являясь наследниками по закону своей матери приняли наследство (Шарафиева А.Ш. путем подачи заявления нотариусу, а Абдуллина М.Ш. путем фактического принятия), жилой дом признается принадлежащим истцам со дня открытия наследства по 1/2 доли каждой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шарафиевой А.Ш., Абдуллиной М.Ш. к Кошкинскому сельскому исполнительному комитету Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании имущества наследственным и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования, удовлетворить.
Признать жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 12,1 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, наследственным имуществом Абдуллиной Х.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Шарафиевой А.Ш., СНИЛС: №, и Абдуллиной М.Ш., СНИЛС№, право собственности на жилой дом, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, площадью 12,1 кв.м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования по закону после смерти Абдуллиной Х.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Кукморский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 09.07.2024
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Э.Х. Хузина