Решение по делу № 2-276/2024 (2-1329/2023;) от 07.11.2023

Дело

УИД 86RS0-62

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>                                                                                     06 мая 2024 года

Когалымский городской суд <адрес>-Югры в составе председательствующего судьи Трифанова В.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2,

представителя ответчика директора МАОУ «Школа – сад » ФИО3, действующей на основании Устава учреждения,

представителя ответчика Управления образования администрации                          <адрес> ФИО4, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа - сад » <адрес>, Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической защищенности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лица к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа – сад » <адрес> (далее – МАОУ «Школа – сад » <адрес>), Управлению образования администрации <адрес> и просит обязать МАОУ «Школа – сад » <адрес> обеспечить объект – здание школы, расположенное по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>, круглосуточной охраной сотрудниками учреждений, имеющих право на осуществление охраны образовательных организаций, в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязать управление образования администрации <адрес> обеспечить финансирование мероприятий МАОУ «Школа – сад » <адрес> по обеспечению круглосуточной охраной сотрудниками учреждений, имеющих право на осуществление охраны образовательных организаций, объекта – здания школы, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра <адрес>, в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения ответчиком МАОУ «Школа – сад » <адрес>, здание которого расположено по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,                <адрес>, требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов образования. В результате проверки установлено, что МАОУ «Школа – сад » <адрес> является образовательной организацией, учредителем и собственником имущества является ответчик – администрация <адрес>. Согласно разработанному паспорту безопасности МАОУ «Школа – сад » <адрес> зданию школы по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес> присвоена 3 (третья) категория опасности, однако охрана объекта силами специализированной охранной организации круглосуточно не осуществляется, охранные услуги по договору осуществляются в определенные договором часы. На необходимость организации круглосуточной охраны учебного заведения указано во внесенном в адрес директора МАОУ «Школа – сад » <адрес> представлении, до настоящего времени нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности не устранены. Отсутствие круглосуточной специализированной охраны объекта создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования требуется время для прибытия в школу. Надлежащая круглосуточная физическая охрана образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья учащихся, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц, в связи, с чем прокурор был вынужден обратиться с настоящим исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

Представитель истца старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме, просил удовлетворить требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ФИО3, в судебном заседании пояснила, что Учреждение исковые требования не признает по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, письменный текст которого приобщен к материалам дела.

Представитель ответчика Управления образования администрации                            <адрес> ФИО4, в судебном заседании пояснила, что Управление исковые требования не признает по основаниям, изложенным в возражении на исковое заявление, письменный текст которого приобщен к материалам дела.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, пришел к следующему.

Из материалов гражданского дела следует и установлено судом, что прокуратурой <адрес> проведена проверка деятельности МАОУ «Школа – сад » <адрес> с целью установления законности деятельности проверяемого объекта на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму.

Из Акта обследования и категорирования МАОУ «Школа – сад » <адрес> следует, что в соответствии с п.11 «д» и п.13 «б» постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», объекту присвоена 3 (третья) категория опасности.

Согласно Устава МАОУ «Школа – сад » <адрес> является некоммерческой организацией, осуществляющей в качестве основного вида своей деятельности образовательную деятельность по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Учредителем МАОУ «Школа – сад » <адрес> является Муниципальное образование <адрес>-Югры городской округ <адрес>. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет муниципальное казенное учреждение Администрации <адрес> в лице управления образования Администрации <адрес> (п.4).

Пунктом 9 Устава закреплено, что учреждение является юридическим лицом, и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, а также приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с пунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Следовательно, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма.

В силу подпункта «б» пункта 25, пункта 26 Требований Постановления Правительства РФ в отношении объектов (территорий) второй категории опасности осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

На основании подпункта «е» пункта 20 этих же Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.

В силу приведенных выше норм закона на МАОУ «Школа – сад » <адрес> возложена обязанность создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, а Управление образования администрации <адрес> обязана осуществить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов. При этом, невыполнение обязанностей по созданию безопасных условия ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников МАОУ «Школа – сад » <адрес>.

Как следует из материалов дела охрана объекта (территории) школы обеспечена путем заключения с обществом с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Безопасный квартал» контрактов на оказание услуг по вооруженной охране от ДД.ММ.ГГГГ № БК-12/07, ДД.ММ.ГГГГ № БК -3/23, от ДД.ММ.ГГГГ № БК -13/2023 Ш, от ДД.ММ.ГГГГ               № БК-14/2023 Ш, от ДД.ММ.ГГГГ № БК-01/2024Ш с 07.30 часов до 20.00 часов в учебное (рабочее) время в период пребывания детей и сотрудников в образовательной организации, охрана объекта обеспечена сотрудником охранной организации общества с ограниченной ответственностью Частная охранная организация «Безопасный квартал», в период отсутствия на территории образовательной организации детей и сотрудников (в выходные дни и ночное время) с 20.00 до 07.30 – сторожами, указанные обстоятельства также не оспариваются стороной ответчика.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено отсутствие круглосуточной профессиональной физической охраны в образовательном учреждении, и с учетом указанных выше норм суд полагает, что охрана образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно именно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не сторожами (вахтерами), то есть, лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств.

Проводимые МАОУ «Школа – сад » <адрес> мероприятия, направленные на устранение нарушений п.п. «б» п. 25 Требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), в виде охранным мер - сторожа/вахтеры, не могут являться подтверждением исполнения требований антитеррористической защищенности объектов. Принятые ответчиком меры не в полной мере соответствуют установленным в п.п.24-27 Требований к защищенности объектов.

Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений. При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями или с возможным финансированием в будущем.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (пункт 3); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5).

Управление образования администрации <адрес> является юридическим лицом, согласно Уставу школы и положения управление осуществляет функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования ХМАО - Югры городской округ <адрес>.

Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД утверждено Положение об управлении образования администрации <адрес>.

Согласно п. 1.1.Положения Управление образования администрации <адрес> является муниципальным казенным учреждением, выполняющим функции органа местного самоуправления муниципального образования <адрес> городской округ <адрес> по реализации полномочий в сфере образования, в пределах полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

Как следует из п. 50 Устава МАОУ «Школа – сад » <адрес>, к компетенции учредителя по управлению учреждением относится, в том числе установление порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения.

Таким образом, на администрацию <адрес> возложена прямая обязанность по принятию мер противодействия терроризму в рамках обеспечения безопасности образовательной организации, а лицом, обязанным произвести выделение средств на приобретение надлежащих охранных услуг является управление образования администрации <адрес>, которое в свою очередь также является главным распорядителем бюджетных средств, в связи с чем требования истца об обязании управления образования администрации                    <адрес> обеспечить финансирование мероприятий МАОУ «Школа – сад                 » <адрес> по обеспечению круглосуточной охраной сотрудниками учреждений, имеющих право на осуществление охраны образовательных организаций, объекта – здания школы, расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм и, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленные требования объективными доводами и какими-либо доказательствами в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не опровергнуты.

В связи с этим суд полагает, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа - сад » <адрес>, Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения требований антитеррористической защищенности удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа - сад » <адрес> ИНН 8608040570 в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления в силу настоящего решения обеспечить объекты образовательной организации - здание школы, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,                           <адрес>, в соответствии с п.п. «б» п.25 требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать Управление образования администрации <адрес> ИНН 8608000464 в течение 2 (двух) месяцев со дня вступления в силу настоящего решения обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению объекта образования Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа - сад » <адрес> ИНН 8608040570 здание школы, расположенное по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, <адрес>, круглосуточной охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд <адрес>-Югры через Когалымский городской суд ХМАО-Югры в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированной форме. Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья, подпись                                                                                        В.В. Трифанов

Копия верна                                                                                      В.В. Трифанов

Подлинный документ подшит в гражданском деле Когалымского городского суда ХМАО-Югры

2-276/2024 (2-1329/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Когалыма
Ответчики
Управление образования Администрации г.Когалыма
МАОУ "Школа-сад №10"
Суд
Когалымский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Трифанов Валерий Вячеславович
Дело на странице суда
kogalym.hmao.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
13.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.01.2024Предварительное судебное заседание
11.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.02.2024Предварительное судебное заседание
19.03.2024Судебное заседание
19.03.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее