Дело № 2- 3022/2015 16 сентября 2015 года город Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Шиляковой Н.В.,
при секретаре Филипьевой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Котласе Архангельской области гражданское дело по иску Коткова А.А. к муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» о признании права на предоставление жилого помещения, о понуждении включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Котков А.А. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» (далее по тексту – адмиснитрация МО «Котласский муниципальный район») об обязании признать за ним право на получение жилого помещения, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В обоснование исковых требований указал, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как __.__.__ решением .... районного суда отец был лишен родительских прав, мать Б.В. умерла __.__.__. Постановлением администрации МО «.... район» от __.__.__ № за ним закрепили жилую площадь в многоквартирном доме по адресу: ...., который сгорел до наступления его совершеннолетия.
В судебном заседании Котков А.А. исковые требования уточнил, просит признать за ним право на получение жилого помещения, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязать ответчика включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уточненные требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Котков А.А. в судебном заседании пояснил, что после смерти матери и лишения отца родительских прав он воспитывался в .... детском доме, по окончании которого в .... году уехал учиться в г..... в ГПТУ №. После окончания в .... году училища остался проживать в г....., устроился на работу, снимал жильё. В .... году он женился, проживал с супругой в жилом помещении, принадлежавшем родителям жены. В период с __.__.__ по __.__.__ проходил срочную военную службу. После развода с женой в .... году проживал у знакомых, снимал жилье. В .... году узнал, что в .... году его жилое помещение утрачено, в связи с пожаром, поэтому обращался в органы опеки и попечительства по вопросу обеспечения жилым помещением, но ему устно ответили об отсутствии жилых помещений, предложили проживать пока по месту жительства супруги. Пояснил, что других жилых помещений на праве собственности не имеет.
Представитель ответчика администрации МО «Котласский муниципальный район» Прохоров Д.А. в судебном заседании с исковыми требованиями Коткова А.А. согласился, поскольку закрепленное за ним жилое помещение утрачено в результате пожара в .... году, когда истец являлся несовершеннолетним, но он не был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением во внеочередном порядке и поставлен на соответствующий учет по вине органа местного самоуправления.
Представитель органа опеки и попечительства администрации МО «Котласский муниципальный район» в судебном заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. Представлено письменное заключение об обоснованности исковых требований Коткова А.А., так как он не был поставлен своевременно администрацией МО «Сольвычегодское» на учет для внеочередного предоставления жилого помещения как оставшийся без попечения родителей.
Представители третьих лиц Министерства финансов Архангельской области, Министерства образования и науки Архангельской области в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, возражений не представлено.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Актом федерального законодательства, закрепляющим право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Таким образом, в соответствии с ранее действовавшим законодательством обязанность обеспечить лицо из числа детей-сирот вне очереди жилым помещением по договору социального найма возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 8 указанного закона в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В п. 1 ст. 4 Федерального закона №15-ФЗ указано, что он вступает в силу с 1 января 2013 года.
Жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в Областном законе Архангельской области № 591-36-ОЗ от 17.12.012 года (далее Областной закон №591-36-ОЗ).
Таким образом, с 1 января 2013 года подлежит применению положение, в соответствии с которым предусмотрено создание специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании п. 1 ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.2, 3 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста. По достижении 23 лет право на получение специализированного жилого помещения имеют лица, поставленные органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, статья 39 Конституции Российской Федерации предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.
Вместе с тем, закрепление в Конституции Российской Федерации обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что Котков А.А., __.__.__ года рождения (до регистрации брака Сумароков А.А.) относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Б.В. умерла __.__.__, отец С.А. лишен родительских прав на основании решения .... районного суда от __.__.__.
На основании постановления администрации .... района от __.__.__ № за Сумароковым А.А. закреплена жилая площадь по адресу: .....
Сумароков А.А. воспитывался в ГБОУ АО «.... детский дом №» до __.__.__. В период с .... года по .... год обучался в ГОУ НПО «Профессиональное училище №», проживал в общежитии училища.
__.__.__ в результате пожара уничтожено закрепленное за истцом жилое помещение. Хотя истец являлся несовершеннолетним, однако администрацией МО «Сольвычегодское» не была предоставлена данная информация в отдел опеки и попечительства МО «Котласский муниципальный район» и он не был поставлен на учет для внеочередного предоставления жилого помещения.
Из пояснений истца следует, что в .... году он обращался к ответчику по вопросу предоставления жилого помещения, так как его жилое помещении уничтожено в результате пожара, но он не был поставлен на учет, жилое помещение не предоставлено.
Других жилых помещений на праве собственности истец не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии информации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от .....
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением, поскольку закрепленное жилое помещение утрачено по причине пожара, но он не был поставлен своевременно на учет нуждающихся в жилом помещении по уважительной причине, а именно в результате ненадлежащего выполнения органами опеки и попечительства и образовательным учреждением, в котором обучался Котков А.А., обязанностей по защите его прав в тот период, когда он был несовершеннолетним, а также в результате незаконного отказа органа местного самоуправления в .... году в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет.
На основании изложенного исковые требования Коткова А.А. о признании за ним права на получение жилого помещения, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обязании администрации МО «Котласский муниципальный район» включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в порядке возврата в размере .... рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Коткова А.А. удовлетворить.
Признать за Котковым А.А. право на получение жилого помещения, как лица, относящегося к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Обязать муниципальное образование «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» включить Коткова А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Котласского муниципального района.
Взыскать с муниципального образования «Котласский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Котласский муниципальный район» в пользу Коткова А.А. государственную пошлину в порядке возврата в размере .....
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.
Председательствующий Н.В.Шилякова