Решение по делу № 2а-1076/2022 от 17.08.2022

№ 2а-1076/2022

11RS0020-01-2022-001059-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,

с участием: административного истца Власова И.С.,

с уведомлением: представителей административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 02 сентября 2022 года административное дело по административному иску Власова И. С. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий (бездействий), выразившихся в нарушении условий содержания незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 70000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Власов И.С. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий (бездействий), выразившихся в нарушении условий содержания незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 70000 рублей.

Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 17.08.2022 г. в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.

В судебном заседании проведенного путем видеоконференцсвязи, административный истец Власов И.С. доводы и основания, изложенные в административном иске поддержал в полном объеме.

Административным ответчиком ФКУ ИК-31 нарушены его права в период отбывания наказания в ЕПКТ ФКУ ИК-31, а именно: по прибытии 07.12.2021 г. не выданы 2 полотенца установленного образца.

Административным ответчиком ФКУ ИК-1 нарушены его права в период отбывания наказания в ФКУ ИК-1, а именно: в период с 20.05.2021 г. по 07.12.2021 г. не выдавался кипяток «кипяченая вода для питья».

В тоже время не обжалует сам приказ начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 26 февраля 2021 года № 170 «Об утверждении распорядка дня для осужденных ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми».

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России участия не принимал. Согласно письменных возражений следует, что административный иск не обоснован и удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми участия не принимал, представив суду письменный отзыв, из которого следует, что законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

Заслушав административного истца, проверив и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Административный истец Власов И.С. осужден к лишению свободы, за нарушение установленного порядка отбывания наказания подвергнут дисциплинарному взысканию в виде перевода в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где содержится с 07.12.2021 г.

Между тем, считает, что ответчиком нарушены его права в период отбывания наказания в ЕПКТ ФКУ ИК-31, а именно:по прибытии 07.12.2021 г. не выданы 2 полотенца установленного образца.

Кроме этого, административным ответчиком ФКУ ИК-1 нарушены его права в период отбывания наказания в ФКУ ИК-1, а именно: в период с 20.05.2021 г. по 07.12.2021 г. не выдавался кипяток «кипяченая вода для питья».

Перечисленные условия содержания, по мнениюВласова И.С. не отвечают принципу недопустимости обращения и наказания, унижающего достоинство личности осужденного, и должны компенсироваться денежным эквивалентом.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьёй 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Положениями статей 1, 3, 10, 12 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовноисполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством; предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание, при этом не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц; установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.

В соответствии с частью 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осуждённых, предусматривает действие в

исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, согласно которых определено, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учётом особенностей работы с тем или иным составом осуждённых, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Судом, проверены доводы административного истцаВласова И.С.:

1.) ФКУ ИК-31нарушены его права в период отбывания наказания в ЕПКТ ФКУ ИК-31, а именно: по прибытии 07.12.2021 г. не выданы 2 полотенца установленного образца.

Выдача вещевого довольствия для осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях строгого режима, осуществляется на основании Приказа Минюста России от 03.12.2013 № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах».

Вещевое имущество, а также постельное белье выдается осужденным после санитарной обработки (стирки), организуемой в соответствии с Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной Минюстом Российской Федерации от 8 ноября 2001 года № 1/29-395.

Выдача администрацией учреждения осужденным бывших в употреблении и годных к использованию вещей, прошедших надлежащую санитарную обработку, сама по себе не означает констатацию нарушения условий содержания истца в ЕПКТ/ШИЗО ФКУ ИК-31, сведений об обращении Власова И.С. к администрации ИК-31 с жалобами на ненадлежащее состояние выданного ему вещевого довольствия, не имеется. Наличие признаков бесчеловечного обращения с Власовым И.С. из материалов дела также не усматривается.

Кроме этого, согласно раздаточной ведомости на вещевое имущество следует, что Власову И.С. выдано вещевое довольствие, от подписи в раздаточной ведомости отказался, о чем свидетельствует акт от 07.12.2021 г. Таким образом, доводы истца несостоятельны.

2. ФКУ ИК-1 нарушены его права в период отбывания наказания в ФКУ ИК-1, а именно: в период с 20.05.2021 г. по 07.12.2021 г. не выдавался кипяток «кипяченая вода для питья».

Несостоятельными являются доводы Власова И.С. о том, что он ограничивался в части выдачи кипяченой воды, так как он противоречит нормам действующего законодательства.

Положениями пунктов 16, 20, 22 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, установлено, что в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивномассовых мероприятиях, отбоя. Распорядок дня осужденных, на основе примерного распорядка дня осужденных, утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации. Данный порядок обязателен к соблюдению.

Во исполнение Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, 26 февраля 2021 года начальником ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми издан приказ № 170 «Об утверждении распорядка дня для осужденных ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми».

Приказ № 170 вынесен с учетом положений статей 10, 82, 88, 118, 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, прав и интересов заявителя не нарушает и распространяется на всех осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-1.

Приказом начальника ФКУ ИК-1 УФСИН Росси по Республике Коми от 26 февраля 2021 года № 170 утвержден распорядок дня для осужденных, содержащихся в учреждении. В установленном законом порядке данный приказ не оспорен, является действующим.

Согласно п. 9 к приложению № 5 Приказа начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми от 26.02.2021 г. № 170 выдача кипяченой воды, лицам, содержащимся в ШИЗО, производится во время приема пищи (завтра, обед, ужин). Кипяток осужденному Власову И.С. в ШИЗО выдавался по его желанию, во время приема пищи в соответствии с установленным распорядком дня. Сведения обращениях Власова И.С. к администрации ФКУ ИК-1 по факту не выдачи кипяченой воды отсутствуют.

При таких обстоятельствах, действия администрации исправительного учреждения по выдаче кипятка три раза в день (завтрак, обед, ужин) прав административного истца не нарушает.

На основании вышеизложенного, содержание Власова И.С. в период его отбывания меры взыскания в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, не является не совместимой с уважением человеческого достоинства.

Суд исходит из того, что действия администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в отношении осужденного Власова И.С. соответствуют требованиям уголовно-исполнительного законодательства и не нарушают права и законные интересы административного истца.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Частями 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.

Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

Из положений частей 2 и 3 статьи 227.1 КАС РФ следует, что административное исковое заявление, поданное в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 220 настоящего Кодекса, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также реквизиты банковского счета лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, содержащим требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях.

Присуждение компенсации в размере 70000 рублей за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях, административный истец связывает с нарушениями со стороны административных ответчиков.

На основании вышеизложенного, в действиях административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми судом не установлено нарушений, которые могли бы повлечь установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностными лицами.

Административный иск Власова И.С. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий (бездействий), выразившихся в нарушении условий содержания незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 70000 рублей, надлежит оставить без удовлетворения.

руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Власова И. С. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании действий (бездействий), выразившихся в нарушении условий содержания незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 70000 рублей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Судья - А.Ю. Лисиенко

2а-1076/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Власов Иван Сергеевич
Ответчики
ФСИН России
УФСИН России по Республике Коми
ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Лисиенко А.Ю.
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
17.08.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.08.2022Передача материалов судье
17.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
02.09.2022Судебное заседание
08.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее