Дело № 3а-2/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2021 года город Смоленск
Смоленский областной суд в составе:
председательствующего судьи Туникене М.В.,
при секретаре Алешиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Развлекательный комплекс «Фабрика» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равным его рыночной стоимости
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Развлекательный комплекс «Фабрика» (далее также - ООО «Развлекательный комплекс «Фабрика», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Администрации Смоленской области об оспаривании кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости - развлекательный центр, площадью 2388,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Смоленская область, Рославльский район, г. Рославль, ....
Указало, что установленная по состоянию на 1 января 2018 г. кадастровая стоимость объекта в размере 44169968,53 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, определенную индивидуальным предпринимателем Хмелевской Н.В. в размере 23500000 руб. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Впоследствии, административный истец административный иск уточнил, указал, что в связи с изменением характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером №, ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» в соответствии со ст.16 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» изменена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости и определена в размере 79378470,26 руб., внесена в ЕГРН 19 декабря 2019 г.
Считает, что установленная по состоянию на 20 ноября 2019 г. кадастровая стоимость объекта в размере 79378470,26 руб. значительно превышает его рыночную стоимость, определенную индивидуальным предпринимателем Хмелевской Н.В. в размере 26645 948 руб.
Просит установить кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости по состоянию на 20 ноября 2019 г. в размере рыночной стоимости 26645948 руб., определенной индивидуальным предпринимателем Хмелевской Н.В. (л.д. 50 т. 2).
Определением суда от 18 июня 2020 г. принят отказ ООО «Развлекательный комплекс «Фабрика» от иска в части требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, равной 23500000 руб. по состоянию на 1 января 2018 г. (л.д. 195 т. 2).
26 октября 2021 г. ООО «Развлекательный комплекс «Фабрика» представило уточненный административный иск, в котором общество просит об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости, равной 30156 657 рублей по состоянию на 1 января 2018 г.
В обоснование требований указано, что решением Арбитражного суда Смоленской области от 6 августа 2021 г. установлена реестровая ошибка в ЕГРН в отношении характеристик объекта недвижимости административного истца в части материала наружных стен объекта и года ввода его в эксплуатацию, что влияет на его расчет физического износа. Данные сведения внесены в ЕГРН 9 сентября 2021 г. Решением ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» от 30 сентября 2021 г. №214 в результате исправления ошибки произведен пересчет кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г., которая определена в размере 58893291,38 руб., с размером которой не согласен административный истец. В соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, выполненного НП «Судебная экспертиза» от 22 октября 2021 г., рыночная стоимость развлекательного центра по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 30156 657 рублей.
Просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – развлекательный центр, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Смоленская область, Рославльский район, ..., равной его рыночной стоимости в размере 30156 657 руб. по состоянию на 1 января 2018 года.
Установить дату начала применения кадастровой стоимости объекта недвижимости – развлекательный центр, с кадастровым номером №, определенного по состоянию на 1 января 2018 года в размере 30156657 руб. с 1 января 2019 года (л.д. 4-9 т. 5).
Судом в качестве административного соответчика привлечено ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области», в качестве заинтересованных лиц ОГБУ «Смоленское бюро технической инвентаризации», Межрайонная ИФНС России № 1 по Смоленской области.
Представитель административного истца ООО «Развлекательный центр «Фабрика» Старостенко Н.С. в судебном заседании уточненные административные требования поддержала в части установления кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве собственности объекта недвижимости, с кадастровым номером №, в размере его рыночной стоимости, равной 30156 657 рублей, по состоянию на 1 января 2018г.
Требования об установлении даты начала применения кадастровой стоимости развлекательного центра в размере его рыночной стоимости с 1января 2019 г., а также иные, не поддержала.
Представители Департамента имущественных и земельных отношений Поленкова А.М., ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» Бурлакина А.А. не возражали против удовлетворения административного иска, не представили сведений и доказательств тому, что спорный объект недвижимости имеет иную рыночную стоимость, относительно указанной в последнем отчете об оценке от 22 октября 2021 г., данный отчет не оспаривали.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, а также Администрация Смоленской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили.
Представители заинтересованных лиц ОГБУ «Смоленское бюро технической инвентаризации», Межрайонной ИФНС России № 1 по Смоленской области, надлежаще извещенные о месте и времени рассмотрения административного дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Просили рассмотреть дело в их отсутствие. Против удовлетворения административного иска не возражали.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.
Исходя из положений пункта 1 части 1 статьи 248, части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке») результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
Согласно частям 6 и 7 статьи 24 вышеуказанного закона положения настоящего Федерального закона применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой было начато после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» и п. 8 федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В силу статьи 248 КАС РФ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 14 названного федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
Согласно статье 17 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218?ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи имущества от 17 марта 2014 г. ООО «Развлекательный центр «Фабрика» является собственником объекта недвижимости здания - Развлекательный центр, площадью 2388,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Смоленская область, Рославльский район, .... (л.д. 9 т. 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 декабря 2019г., кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №, составляет 44169968,53 руб. по состоянию на 1 января 2018г. (л.д.8 т.1).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» на основании решения о проведении государственной кадастровой оценки Управлением Росреестра по Смоленской области сформирован Перечень объектов, подлежащих оценке, в который включены сведения Единого государственного реестра недвижимости, актуальные по состоянию на 1 января 2018 г.
Согласно данным Перечня объект имел следующие характеристики: вид объекта - здание; назначение - нежилое; наименование - развлекательный центр; площадь - 2388,7 кв.м; материал стен - смешанные; материал стен код - 61001003000; количество надземных этажей - 3; год постройки - не заполнен; год ввода в эксплуатацию - не заполнен; количество подземных этажей и номер этажа не заполнены.
По сообщению ОГБУ «Смоленское областное бюро технической инвентаризации» от 26 апреля 2019 г. год постройки здания значился как 1992.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (кроме земельных участков), расположенных на территории Смоленской области, по состоянию на 1 января 2018 года, утверждены приказом начальника Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 2 ноября 2018 г. № 744 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (кроме земельных участков), расположенных на территории Смоленской области».
11 декабря 2019 г. объект оценки поступил на пересчет в ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» в числе объектов, передаваемых во исполнение требований Временного порядка реализации требований ч. 9 ст. 24 и ст. 16 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», направленного письмом Управления от 29 декабря 2018 г. № 15-13382-МС/18.
В указанном Перечне среди 17157 объектов присутствовал Объект оценки с кадастровым номером 67:15:0320432:172, на дату внесения изменений - 20 ноября 2019 г. он имел уже другие характеристики в части года ввода в эксплуатацию здания - 2012 и материала стен - кирпичные.
Ввиду наличия изменений наименования в параметрах «материал стен» и «год ввода в эксплуатацию», которые оказывают влияние на расчет физического износа, произведен пересчет кадастровой стоимости, которая составила 79378470,26 руб. По результатам расчета 13 декабря 2019 г. ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» составлен акт определения кадастровой стоимости № 41.
6 мая 2019 г. государственным регистратором Управления Росреестра по Смоленской области согласно ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» произведено исправление технической ошибки в ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, а именно: указан год ввода объекта в эксплуатацию - «2012», вместо материала стен «смешанные» указан материал стен «кирпичные».
В связи с изменением характеристик объекта недвижимости ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» и в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» изменена кадастровая стоимость данного объекта недвижимости и определена в размере 79378470,26 рублей, по состоянию на 20 ноября 2019 г. которая внесена в ЕГРН 19 декабря 2019 г. (л.д. 51 т.2).
ООО «Развлекательный комплекс «Фабрика» обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском о признании реестровой ошибкой сведений в Едином государственном реестре недвижимости в части материала наружных стен и года ввода в эксплуатацию.
Определением суда от 30 декабря 2020 г. производство по настоящему делу было приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Смоленской области о признании реестровой ошибкой сведений в Едином государственном реестре недвижимости в части материала наружных стен и года ввода в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27 июля 2021 г., вступившим в законную силу, из ЕГРН в отношении объекта «Развлекательный центр» с кадастровым номером №, исключены сведения: «материал наружных стен - кирпичные», «год ввода в эксплуатацию по завершении строительства здания - 2012», указаны в ЕГРН в отношении названного объекта сведения: «материал наружных стен - бетонные», «год ввода в эксплуатацию по завершении строительства здания - 2000» (л.д.178-182 т.4).
Решением ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» от 30 сентября 2021 г. № 214 в результате исправления ошибки произведен пересчет кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2018 г., которая определена в размере 58893291,38 руб.
Результаты оценки утверждены приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 14 октября 2021 г. № 1031.
Поскольку Объект поступал в ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» во исполнение ст. 16 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» по состоянию на 6 мая 2019 г., 29 мая 2019 г., 20 ноября 2019 г., при этом пересчет кадастровой стоимости осуществлялся в связи с изменением года ввода в эксплуатацию на 2000 и материал стен на «бетонные», то по результатам принятого решения кадастровая стоимость была пересчитана на 1 января 2018 г. Следовательно, изменения характеристик после 1 января 2018 г. не происходило и сведения о пересчете были исключены из акта определения кадастровой стоимости от 21мая 2019 г., акта определения кадастровой стоимости от 3 октября 2019 г. и акта от 13 декабря 2019 г.
Данные сведения внесены в ЕГРН 11 ноября 2021 г. (л.д. 243 т. 6).
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 58893291,38 руб. по состоянию на 1 января 2018 г.
В подтверждение доводов о том, что кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, административным истцом представлен отчет № 02/21 от 22 октября 2021г., выполненный некоммерческим партнерством «Судебная экспертиза и оценка», в соответствии с которым рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018г. развлекательного центра, с кадастровым номером №, безотносительно НДС, составляет 30156657 руб. (л.д. 44-232, 245 т.6).
Административные ответчики не оспаривали представленный административным истцом вышеуказанный отчет об оценке недвижимого имущества № 02/21 от 22 октября 2021 г.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», спор о пересмотре кадастровой стоимости может быть урегулирован соглашением сторон, основанном на имеющихся в деле доказательствах.
Оценив отчет об оценке некоммерческого партнерства «Судебная экспертиза и оценка» от 22 октября 2021 г. в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Минэкономразвития Российской Федерации, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на установление рыночной стоимости спорного объекта. Наличие у него необходимых специальных знаний документально подтверждено.
Данный отчет содержит подробное описание проведенного исследования и итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости на дату определения оспариваемой истцом кадастровой стоимости.
Выводы оценщика о рыночной стоимости объекта недвижимого имущества основаны на применении сравнительного и доходного подхода, отказ от использования затратного подхода обоснован.
Вопреки требованиям части 5 статьи 247 КАС РФ данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости административными ответчиками не представлено, ходатайств о назначении по делу экспертизы не заявлено.
Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд признает названный выше отчет об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества № 02/21 от 22 октября 2021 г. надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью размер рыночной стоимости названного выше объекта недвижимости.
В соответствии с частью 4 статьи 6 от Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Так как обращение административного истца в суд имело место 19 мая 2020 г., то датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № необходимо считать 19 мая 2020 г.
Требования административного истца об установлении даты начала применения кадастровой стоимости объекта недвижимости – развлекательный центр, с кадастровым номером №, определенного по состоянию на 1 января 2018 г. в размере 30156657 руб. с 1 января 2019 г. удовлетворению не подлежат в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.
В материалах дела доказательства того, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, отсутствуют.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Следовательно, в резолютивной части решения суд не обязан указывать сведения о дате, с которой подлежит применению установленная судом новая кадастровая стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения и иных, установленных законодательством целей.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона №237-ФЗ настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, Смоленский областной суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ..., ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30156 657 (░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 19 ░░░ 2020 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░