РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 декабря 2018 г. г. Зеленоградск
Судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Безруких Е.С., с участием административного истца Немковича С.Н., его представителя Бельской И.Ю., при секретаре Изгородиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-1160/2018 по административному иску Немковича Сергея Николаевича к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка,
установил:
Немкович С.Н. обратился в суд с административным иском к администрации МО «Зеленоградский городской округ» о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность за плату земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора аренды № 391-КЗО/2005 от 25.10.2005 г. с соглашениями к нему, является арендатором земельного участка с КН №, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под строительство индивидуального жилого дома, со сроком аренды до 01.04.2020 г. На данном земельном участке он выстроил индивидуальный жилой дом, площадью 179,8 кв.м, с КН №, право собственности за ним зарегистрировано, дому присвоен адрес: <адрес>. На его обращение в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, ему было отказано со ссылкой на то, что земельный участок расположен в зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения, ограничен в обороте и не подлежит передаче в частную собственность на основании Постановления Правительства РФ от 22.02.2018 г. № 188 «Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов Федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, и внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства РФ».
С данным решением не согласен, считает его необоснованным и нарушающим его права. Ссылаясь на положения ст. 39.3, 39.20 ЗК РФ, просил признать незаконным ответ администрации МО «Зеленоградский городской округ» № И-1415/МФЦ от 19.10.2018 г., в части отказа Немковичу С.Н. в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в собственность земельного участка. Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» предоставить Немковичу С.Н. муниципальную услугу по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН №, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием - под строительство индивидуального жилого дома, категория земель - земли населенных пунктов.
Административный истец Немкович С.Н., его представитель по устному ходатайству Бельская И.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям, просили удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Зеленоградский городской округ» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, его представителя, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
С 18.02.2014 г. Немкович С.Н. является арендатором земельного участка с КН №, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под строительство индивидуального жилого дома, на основании договора аренды № 391-КЗО/2005 от 25.10.2005 г. и соглашений к нему, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
26.02.2018 г. за Немковичем С.Н. зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, площадью 179,8 кв.м., с КН №, по адресу: <адрес>, расположенный за земельном участке с КН №, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
04.10.2018 г. Немкович С.Н. обратился в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с КН №, приложив к заявлению выписку из ЕГРН на индивидуальный жилой дом площадью 179,8 кв.м., с КН №, по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке с КН №.
На данное обращение, письмом от 19.10.2018 г. № И-1415/МФЦ администрацией МО «Зеленоградский городской округ» было отказано Немковичу С.Н. в предоставлении данного земельного участка в собственность. В обоснование сделана ссылка на Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2018г. № 188 «Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов Федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, и внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации», указано, что земельный участок с КН № расположен в зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения. В соответствии с ч. 2, п. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности ограничиваются в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Не согласившись с данным отказом, Немкович С.Н. обратился с рассматриваемым административным исковым заявлением.
В соответствии с п.1 ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пп.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу п.1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Из материалов дела следует, что на момент обращения в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка с КН № в собственность, Немкович С.Н. являлся собственником расположенного на нем индивидуального жилого дома.
В обоснование обжалуемого отказа, администрация ссылается на то, что земельный участок с КН № расположен в зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения, ввиду чего не мог быть предоставлен в собственность. Между тем с обоснованностью такой позиции суд не может в силу следующего.
Исходя из положений ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Статьей 27 ЗК РФ, предусмотрено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 2, подпункта 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий ограничены в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Несмотря на то, что статьей 94 ЗК РФ, раскрывающей понятие и состав земель особо охраняемых территорий, земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов напрямую к землям особо охраняемых территорий не отнесены, вместе с тем содержание статьи 96 ЗК РФ позволяет прийти к выводу о том, что законодатель распространил на эти земли режим особо охраняемых природных территорий.
Так, на основании пунктов 2 и 3 статьи 96 ЗК РФ в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 ЗК РФ. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Таким образом, в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях ограничивается использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горносанитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, которые устанавливаются в соответствии с законодательством в целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях этих территорий.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 26-ФЗ от 23.02.1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горносанитарной) охраны.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, на территории каждой из которых вводятся определенные запреты и ограничения.
Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории определен Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1425 от 07.12.1996 г.
Пунктом 2 Положения... предусмотрено, что для охраны курортов создаются округа санитарной и горно-санитарной охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
В силу пункта 10 упомянутого выше Положения на территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Ограничения в отношении конкретно одной из трех зон округа санитарной и горно-санитарной охраны установлены пунктами 12,13 и 14 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 406-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из ответа от 19.10.2018 г. администрации МО «Зеленоградский городской округ» следует, что испрашиваемый Немковичем С.Н. земельный участок с КН №, расположен зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения, при этом не указано в какой зоне и какого именно курорта. Географически п. Заостровье Зеленоградского района, в границах которого расположен спорный земельный участок, находится вблизи от г. Пионерск Калининградской области, границы которого как курорта федерального значения были определены Постановлением Совмина РСФСР от 31.05.1982 N 325 (ред. от 22.02.2018) "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Аршан в Бурятской АССР, Озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области".
Постановлением Правительства РФ № 188 от 22.02.2018 г. «Об установлении границ и режимов округов горно-санитарной охраны курортов федерального значения Светлогорск-Отрадное и Зеленоградск, внесении изменений в отдельные постановления Совета Министров РСФСР и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Российской Федерации», установлены границы округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное (приложение № 1) и режим округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное (приложение № 2).
Одновременно Постановлением Правительства РФ от 22.02.2018 г. № 188 признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2000 г. N 633 "Об утверждении Положения о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное", а также внесены изменения в Постановление Совмина РСФСР от 31.05.1982 N 325 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Аршан в Бурятской АССР, Озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области" с исключением в наименовании и абзаце первом слов «Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области», приложения № 2, которым описывались границы и режим округа санитарной охраны курорта Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области, а также Постановление Совета Министров РСФСР от 14.03.1983 г. № 128 «Об утверждении Положений о курортах Нальчик, Сергиевские минеральные воды, Шмаковка, Зеленоградск, Светлогорск-Отрадное и Хилово».
Указанным Постановлением Правительства РФ установлены режим и границы округов горно - санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное как особо охраняемой территории, к которым курорты отнесены на основании ст. 16 Федерального закона от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2013 года) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», а также определены порядок, особенности функционирования и использования данной курортной территории.
В этой связи земельные участки в пределах территории курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное как особо охраняемой территории имеют ограниченный режим использования, обусловленный требованиями режима округа горно-санитарной охраны.
Однако, в отличие от земель особо охраняемых природных территорий (ст.27 ЗК РФ) земельные участки в границах курортов (особо охраняемых территорий) не ограничены в обороте, в связи с чем подлежат предоставлению в частную собственность.
При этом г. Пионерск Калининградской области к курорту федерального значения Постановлением Правительства РФ от 22.02.2018 г. № 188 не отнесен.
В силу пп. 3, 4 п.9, п.11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения.
Вопреки данной норме КАС РФ, административным ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок расположен в 1-й зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения и на основании ст. 27 ЗК РФ ограничен в обороте и не подлежит предоставлению в частную собственность.
Исходя из материалов дела и приведенных положений закона, суд приходит к выводу, что испрашиваемый Немковичем С.Н. земельный участок, с учетом границ округа горно - санитарной охраны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2018 г. № 188, не находится в первой зоне санитарной (горно - санитарной) охраны, земельные участки в границах которой полностью изъяты из оборота, в связи с чем данный земельный участок может быть предоставлен в частную собственность.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что отказ администрации МО «Зеленоградский городской округ» в предоставлении Немковичу С.Н. земельного участка с КН № в собственность за плату ввиду его расположения в зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения, выраженный в письме от 19.10.2018 г. № И-1415/МФЦ, является незаконным, и заявленный административный иск в этой части подлежит удовлетворению.
Исходя из положений ст. 227 КАС РФ, смыслом судебной процедуры является как оценка соответствия закону действий, решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, так и возложение обязанности по совершению конкретных действий, влекущих восстановление нарушенных прав административного истца.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также то, что необходимые документы для принятия решения о предоставлении земельного участка Немковичу С.Н. в администрацию МО «Зеленоградский городской округ» были предоставлены, что подтверждается материалами дела и не отрицалось административным ответчиком, суд полагает необходимым с целью восстановления нарушенного права административного истца возложить на администрацию МО «Зеленоградский городской округ» обязанность предоставить Немковичу С.Н. в собственность за плату земельный участок с КН №, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под строительство индивидуального жилого дома. В данной части заявленные требования также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административное исковое заявление Немковича Сергея Николаевича – удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 19.10.2018 г. № И-1415/МФЦ в предоставлении Немковичу Сергею Николаевичу в собственность за плату земельного участка с КН №, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под строительство индивидуального жилого дома.
Обязать администрацию МО «Зеленоградский городской округ» предоставить Немковичу Сергею Николаевичу в собственность за плату земельный участок с КН №, площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под строительство индивидуального жилого дома.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Калининградского областного суда через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 21 декабря 2018 года.
Решение в окончательной форме изготовлено 21 декабря 2018 года.
Копия верна, подпись -
Судья, подпись - Е.С. Безруких