Решение по делу № 33-2306/2024 от 23.07.2024

КОПИЯ         УИД 89RS0004-01-2024-001794-71

Дело № 2-1768/2023

Апелл. дело № 33-2306/2024

                                                                               Судья Ломов С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Салехард                                                                     03 сентября 2024 года         

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Старовойтова Р.В.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В. и Савельевой Е.Н.

при секретаре Меняйло С.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Ивановой Н.В. к Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным распоряжения об исключении из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Новый Уренгой Мельничук Н.А. на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ивановой Надежды Васильевны к Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным распоряжения об исключении их списка № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 26 февраля 2024 года № 286-р в части исключения Ивановой Надежды Васильевны из списка № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства: город Новый Уренгой, район Коротчаево.

Обязать Администрацию города Новый Уренгой восстановить Иванову Надежду Васильевну в списке № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства: город Новый Уренгой, район Коротчаево».

Заслушав доклад судьи Старовойтова Р.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Иванова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Новый Уренгой о признании незаконным распоряжения об исключении их списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование исковых требований указано, что распоряжением Администрации города Новый Уренгой №1577-р от 01.09.2011 года Иванова Н.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 2 человека, включая ее саму и сына Иванова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 10.08.2011. Письмом Департамента жизнеобеспечения районов Лимбяяха и Коротчаево от 28 февраля 2024 года, Иванова А.В. была уведомлена о том, что в соответствии с распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 26 февраля 2024 года №286-р она исключена из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства: город Новый Уренгой, район Коротчаево на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 15 Закона ЯНАО от 30.05.2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Причиной исключения Ивановой Н.В. из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, послужило то, что ее сын Иванов А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является собственником следующих жилых помещений: 1/3 доли в комнате в восьмикомнатной квартиры, общей площадью 12.4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (на основании договора передачи комнат(ы) в коммунальной квартире в собственность граждан от 30 января 2007 года) и квартиры, общей площадью 50.3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, полученной им на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07 июня 2021 года. Иванова А.В. не согласна с указанным распоряжением об исключении ее из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, просит признать его незаконным и возложить на ответчика обязанность восстановить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Иванова Н.В. и её представитель Крылова О.Г., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали. Дополнительно пояснили, что Иванова Н.В. своего жилого помещения на территории России не имеет. Сын истца Иванов А.В. получил жилые помещения по наследству, в настоящее время он проживает отдельно от истца. Также Иванова Н.В. указала, что ей не была разъяснена необходимость обратится с заявлением об исключении её сына из состава семьи.

Представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой Мельничук Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Третье лицо Иванов А.В., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося третьего лица по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой Мельничук Н.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 26 февраля 2024 года №286-р вынесено на законных основаниях в связи с утратой Ивановой Н.В. оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Указывает, что в связи с наличием у сына истца Иванова А.В. жилых помещений: 1/3 доли в комнате в восьмикомнатной квартиры, общей площадью 12.4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> и квартиры, общей площадью 50.3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, Иванова Н.В. и Иванов А.В. обеспечены жилой площадью 27, 2 кв м., превышающей учетную норму площади жилого помещения в г. Новый Уренгой - 12 кв.м. Обращает внимание на то, что заявлений об исключении сына из состава семьи Ивановой Н.В. не подавалось, более того, истец подтверждала включение его в состав семьи в каждом заявлении о перерегистрации на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Иванова А.В., полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Лица, участвующие в деле: истец Иванова А.В., представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой, третье лицо Иванов А.В. извещенные о времени и месте судебного заседания заблаговременно и надлежащим образом (электронное извещение от 14 августа 2024 года, телеграмма от 17.08.2024, СМС-извещение от 15.08.2024, телефонограмма от 15.08.2024), в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили. Информация о времени и месте судебного заседания размещена также на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Принимая во внимание, что неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не является препятствием для апелляционного рассмотрения дела, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

На основании статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В "Обзоре практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015, разъяснено, что причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма является утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи).

Из материалов дела следует, что согласно распоряжению Администрации города Новый Уренгой от 01.09.2011 № 1577-р Иванова Надежда Васильевна составом семьи 2 человека, включая сына - Иванова Александра Васильевича принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, согласно дате подачи заявления от 10.08.2011.

В соответствии со ст. 12 Закона ЯНАО от 30.05.2005 № 36-3AO «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в ЯНАО» в целях установления факта соответствия граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, требованиям законодательства, были проведены соответствующие мероприятия.

По итогам проверки соответствия Ивановой Н.В. и ее сына, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, было принято решение о снятии их с вышеуказанного учета.

Согласно распоряжению Администрации города Новый Уренгой от 26.02.2024 № 286-р «Об исключении Ивановой Н.В. из списка № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства город Новый Уренгой, район Коротчаево» Иванова Н.В. и ее сын исключены из соответствующего списка в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Причиной исключения из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма послужило то, что сын истца - Иванов А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является собственником следующих жилых помещений: 1/3 доли в комнате в восьми комнатной квартиры, общей площадью 12.4 кв.м. расположенной по адресу: <адрес> (на основании договора передачи комнат(ы) в коммунальной квартире в собственность граждан от 30.01.2007 года ) и квартиры, общей площадью 50, 3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.06.2021 года).

Судом установлено, что сын истца - Иванов А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является собственником следующих 1/3 доли в комнате в восьми комнатной квартиры, общей площадью 12,4 кв.м. расположенной по адресу: <адрес>. Право возникло на основании договора передачи комнаты в коммунальной квартире в собственность граждан от 30.01.2007 года. Квартиры, общей площадью 50,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, полученной им на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.06.2021 года.

Как поясняет истец, информация о том, что в случае изменения (появления на праве собственности жилых помещений) она должна была обратиться в ОМСУ с заявлением о снятии её сына с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудниками ответчика до нее доведена не была.

Получение наследства и участие в приватизации жилого помещения третьим лицом Ивановым А.В., по мнению суда, не повлекло улучшение жилищных условий истца.

Судом установлено, что Иванова Н.В. с 2003 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес> имеет регистрацию по адресу: <адрес>.

В жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес> квартиру, общей площадью 50.3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> истец никогда не вселялась.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где фактически проживает истец признано аварийным и подлежащим сносу.

Решением Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 10 ноября 2017 года было отказано в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.В. к Администрации города Новый Уренгой о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, заключении договора социального найма.

В соответствии с п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Следовательно, Иванова Н.В. не является членом семьи собственника жилых помещений Иванова А.В. и не приобрела право пользования квартирами, принадлежащими на праве собственности последнему.

При таких обстоятельствах суд посчитал, что улучшение жилищных условий истца не произошло, а потому ответчик без учета всех заслуживающих внимания обстоятельств незаконно исключил Иванову Н.В. из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда в силу следующего.

Суд первой инстанции не учел, что истица и ее сын в 2011 году встали на учет единой семьей, а по состоянию на дату принятия оспариваемого решения никто из членов семьи к истцу с заявлением об исключении сына из состава семьи не обращался. Более того, для перерегистрации истицей подавались сведения, включающие сына.

Как верно указано в жалобе, действующее жилищное законодательство, закрепляя основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных законоположений в их взаимосвязи, с учетом изложенных правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации при определении нуждаемости гражданина в жилом помещении принимается во внимание площадь жилого помещения, принадлежащего его члену семьи, при условии, если он проживает совместно с гражданином, нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

По статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В силу части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Таким образом, изменение имущественного положения одного из членов семьи влечет изменения и для всей семьи, тем более учитывая тот факт, что вопреки позиции истицы та вселялась в 2011-2019 годах в одно из унаследованных сыном помещений (л.д. 47).

Кроме того, учитывает коллегия и следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Жилищным кодексом Российской Федерации вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

При этом признание граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом доход, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа порядок признания малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, определен Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июня 2010 года № 61-ЗАО "О регулировании отдельных отношений в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" (далее - Закон № 61-ЗАО).

В статьях 3 и 4 названного Закона указан перечень доходов и имущества, стоимость которого учитывается для определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемых для определения размера дохода и стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Так в пункте 1 статьи 4 Закона № 61-ЗАО указано, что для определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, учитывается следующее имущество, находящееся в собственности указанных лиц и подлежащее налогообложению:

1) транспортные средства, указанные в статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) недвижимое имущество, указанное в статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции.

При этом согласно пункту 2 статьи 4 Закона № 61-ЗАО для определения стоимости недвижимого имущества, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, подлежащего налогообложению, используются данные о кадастровой стоимости указанных видов имущества.

Стоимость транспортного средства определяется исходя из его рыночной оценки, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 7 Закона № 61-ЗАО органы местного самоуправления устанавливают размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 1).

По результатам определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, перечень которого установлен статьей 4 настоящего Закона, и дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порядок которого определен статьей 6 настоящего Закона, органами местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими (пункт 2 стать 7 Закона № 61-ЗАО).

В силу пункта 3 статьи 7 Закона № 61-ЗАО заявитель и члены его семьи (одиноко проживающий заявитель) признаются малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, если:

1) доход заявителя и членов его семьи не превышает размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, установленного органами местного самоуправления в качестве критерия признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

2) стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышает стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления в качестве критерия признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В пункте 4 статьи 7 Закона № 61-ЗАО предусмотрены основания для отказа в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именно:

1) превышение дохода заявителя и членов его семьи размера дохода, установленного в муниципальном образовании;

2) превышение стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, стоимости имущества, установленной в муниципальном образовании;

3) представление неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю и членам его семьи имуществе, влекущее признание заявителя и членов его семьи малоимущими.

Для определения максимального значения дохода граждан и членов их семей и стоимости имущества, находящегося у них в собственности и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, на территории муниципального образования город Новый Уренгой было принято решение Городской Думой МО г. Новый Уренгой от 22 декабря 2005 года № 90, в пункте 1.1. которого определено, что размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, должен не превышать размер величины полуторакратного прожиточного минимума на душу населения, установленного по Ямало-Ненецкому автономному округу на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из пункта 1.2 названного решения Городской Думы следовало, что размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению - в размере 234000 руб. на одного человека, периодичность пересмотра стоимости - 1 год.

Ежегодно в решение Городской Думы МО г. Новый Уренгой от 22 декабря 2005 года № 90 вносились изменения.

По состоянию на 15 сентября 2022 года (дата подачи заявления семьи Янмурзаевых) действовало решение Городской Думы от 24 декабря 2020 года № 22, которым пункт 1.2 решения Городской Думой МО г. Новый Уренгой от 22 декабря 2005 года № 90 был изменен, размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, на 2021 год определен в размере 988395 руб. на одного человека. Периодичность пересмотра стоимости определена - 1 год (л.д. 118).

Как следует из истребованных коллегией документов и полученным сведениям Администрацией города Новый Уренгой было установлено, что среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи за 2022 год составил 83 366 руб. 18 коп. (по 41 683 руб. 09 коп. на каждого члена семьи, за 2023 год - 119 571 руб. 29 коп. (по 59 785 руб. 64 коп. на каждого члена семьи), что является превышением полуторакратного прожиточного минимума на душу населения, установленного по ЯНАО на 2022 год (29748 руб.) и 2023 год (31 384 руб.).

Таким образом, в 2022 и 2023 годах (то есть после постановки на учет малоимущих и нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма) имущественное положение семьи Ивановых изменилось.

Учитывая установленные обстоятельства, исходя из того, что по состоянию на дату снятия с учета размер доходов семьи превысил установленный в муниципальном образовании город Новый Уренгой максимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма, судебная коллегия приходит к выводу, что семья Ивановых законно и обоснованно была снята с соответствующего учета в 2024 году. Оснований для восстановления семьи в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, у суда первой инстанции не имелось.

Оценка имущественного положения определяется ежегодно.

Как следует из материалов дела, только 22 февраля 2024 года (то есть после принятия оспариваемого решения от 5 февраля 2024 года) Городская Дума МО город Новый Уренгой приняла решение № 292 о внесении изменений в решение Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 22 декабря 2005 года № 90 и распространила его действие с 1 января 2024 года.

Следует отметить, что встав на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях договора социального найма, семья Ивановых с момента постановки на соответствующий учет стала лишь претендентом на получение жилья по договору социального найма, при этом признание граждан малоимущими не свидетельствует об одновременном принятии решения уполномоченным органом о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. Следовательно, семья Ивановых должна соответствовать требованиям действующего законодательства на всем протяжении соответствующего учета в органах местного самоуправления и в случае установления вышеуказанных обстоятельств утрачивает основания в признании семьи малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем, подлежала снятию с учета.

Возражения истицы о том, что ее и сына доходы для настоящего дела не имеют правового значения, поскольку ответчик снял с учета по иному основанию, ошибочны, так как суд обязан проверить наличие причин сохранять оспариваемый статус и по иным основаниям. Иное, как в ситуации с обжалуемым решением, будет означать восстановление в списке малоимущих лица, не имеющего на это право, что недопустимо.

Пунктом 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Поведение же истицы, не сообщавшей ответчику о существенном изменении своего уровня благосостояния в 2022-2023 годах, носит очевидно недобросовестный характер.

Представленные сведения о доходах за 2024 год изложенного выше не опровергают, поскольку, во-первых, этот год не окончился, а во-вторых, не учитывают как доходы сына, так и имеющееся недвижимое имущество, о чем было указано ранее.

На основании изложенного, исходя из установленных обстоятельств в своей совокупности, оценив представленные доказательства по правилам         ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что семья Ивановых утратила статус малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судебного акта с принятием нового решения об отказе в иске в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ивановой Надежды Васильевны к Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным распоряжения об исключении их списка № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.09.2024.

Председательствующий      Р.В. Старовойтов

Судьи         И.В. Кайгородова

         Е.Н. Савельева

КОПИЯ         УИД 89RS0004-01-2024-001794-71

Дело № 2-1768/2023

Апелл. дело № 33-2306/2024

                                                                               Судья Ломов С.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Салехард                                                                     03 сентября 2024 года         

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего Старовойтова Р.В.,

судей коллегии: Кайгородовой И.В. и Савельевой Е.Н.

при секретаре Меняйло С.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Ивановой Н.В. к Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным распоряжения об исключении из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Новый Уренгой Мельничук Н.А. на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ивановой Надежды Васильевны к Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным распоряжения об исключении их списка № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 26 февраля 2024 года № 286-р в части исключения Ивановой Надежды Васильевны из списка № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства: город Новый Уренгой, район Коротчаево.

Обязать Администрацию города Новый Уренгой восстановить Иванову Надежду Васильевну в списке № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства: город Новый Уренгой, район Коротчаево».

Заслушав доклад судьи Старовойтова Р.В., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Иванова Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Новый Уренгой о признании незаконным распоряжения об исключении их списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В обоснование исковых требований указано, что распоряжением Администрации города Новый Уренгой №1577-р от 01.09.2011 года Иванова Н.В. была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с составом семьи 2 человека, включая ее саму и сына Иванова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 10.08.2011. Письмом Департамента жизнеобеспечения районов Лимбяяха и Коротчаево от 28 февраля 2024 года, Иванова А.В. была уведомлена о том, что в соответствии с распоряжением Администрации города Новый Уренгой от 26 февраля 2024 года №286-р она исключена из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства: город Новый Уренгой, район Коротчаево на основании пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 15 Закона ЯНАО от 30.05.2005 года №36-ЗАО «О порядке обеспечения жильем граждан, проживающих в ЯНАО» в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Причиной исключения Ивановой Н.В. из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, послужило то, что ее сын Иванов А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является собственником следующих жилых помещений: 1/3 доли в комнате в восьмикомнатной квартиры, общей площадью 12.4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (на основании договора передачи комнат(ы) в коммунальной квартире в собственность граждан от 30 января 2007 года) и квартиры, общей площадью 50.3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, полученной им на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07 июня 2021 года. Иванова А.В. не согласна с указанным распоряжением об исключении ее из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, просит признать его незаконным и возложить на ответчика обязанность восстановить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании суда первой инстанции истец Иванова Н.В. и её представитель Крылова О.Г., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали. Дополнительно пояснили, что Иванова Н.В. своего жилого помещения на территории России не имеет. Сын истца Иванов А.В. получил жилые помещения по наследству, в настоящее время он проживает отдельно от истца. Также Иванова Н.В. указала, что ей не была разъяснена необходимость обратится с заявлением об исключении её сына из состава семьи.

Представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой Мельничук Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Третье лицо Иванов А.В., извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Дело рассмотрено судом в отсутствие неявившегося третьего лица по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с указанным решением, представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой Мельничук Н.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Приводит доводы о том, что распоряжение Администрации города Новый Уренгой от 26 февраля 2024 года №286-р вынесено на законных основаниях в связи с утратой Ивановой Н.В. оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Указывает, что в связи с наличием у сына истца Иванова А.В. жилых помещений: 1/3 доли в комнате в восьмикомнатной квартиры, общей площадью 12.4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> и квартиры, общей площадью 50.3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, Иванова Н.В. и Иванов А.В. обеспечены жилой площадью 27, 2 кв м., превышающей учетную норму площади жилого помещения в г. Новый Уренгой - 12 кв.м. Обращает внимание на то, что заявлений об исключении сына из состава семьи Ивановой Н.В. не подавалось, более того, истец подтверждала включение его в состав семьи в каждом заявлении о перерегистрации на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Иванова А.В., полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Лица, участвующие в деле: истец Иванова А.В., представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой, третье лицо Иванов А.В. извещенные о времени и месте судебного заседания заблаговременно и надлежащим образом (электронное извещение от 14 августа 2024 года, телеграмма от 17.08.2024, СМС-извещение от 15.08.2024, телефонограмма от 15.08.2024), в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили. Информация о времени и месте судебного заседания размещена также на официальном сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Принимая во внимание, что неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, не является препятствием для апелляционного рассмотрения дела, судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1).

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).

Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

На основании статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (часть 1).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В "Обзоре практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015, разъяснено, что причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма является утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи).

Из материалов дела следует, что согласно распоряжению Администрации города Новый Уренгой от 01.09.2011 № 1577-р Иванова Надежда Васильевна составом семьи 2 человека, включая сына - Иванова Александра Васильевича принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включена в список малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, согласно дате подачи заявления от 10.08.2011.

В соответствии со ст. 12 Закона ЯНАО от 30.05.2005 № 36-3AO «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в ЯНАО» в целях установления факта соответствия граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, требованиям законодательства, были проведены соответствующие мероприятия.

По итогам проверки соответствия Ивановой Н.В. и ее сына, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, было принято решение о снятии их с вышеуказанного учета.

Согласно распоряжению Администрации города Новый Уренгой от 26.02.2024 № 286-р «Об исключении Ивановой Н.В. из списка № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по месту жительства город Новый Уренгой, район Коротчаево» Иванова Н.В. и ее сын исключены из соответствующего списка в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Причиной исключения из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма послужило то, что сын истца - Иванов А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является собственником следующих жилых помещений: 1/3 доли в комнате в восьми комнатной квартиры, общей площадью 12.4 кв.м. расположенной по адресу: <адрес> (на основании договора передачи комнат(ы) в коммунальной квартире в собственность граждан от 30.01.2007 года ) и квартиры, общей площадью 50, 3 кв.м, расположенной по адресу: <адрес> (на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.06.2021 года).

Судом установлено, что сын истца - Иванов А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является собственником следующих 1/3 доли в комнате в восьми комнатной квартиры, общей площадью 12,4 кв.м. расположенной по адресу: <адрес>. Право возникло на основании договора передачи комнаты в коммунальной квартире в собственность граждан от 30.01.2007 года. Квартиры, общей площадью 50,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, полученной им на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.06.2021 года.

Как поясняет истец, информация о том, что в случае изменения (появления на праве собственности жилых помещений) она должна была обратиться в ОМСУ с заявлением о снятии её сына с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях сотрудниками ответчика до нее доведена не была.

Получение наследства и участие в приватизации жилого помещения третьим лицом Ивановым А.В., по мнению суда, не повлекло улучшение жилищных условий истца.

Судом установлено, что Иванова Н.В. с 2003 года по настоящее время проживает по адресу: <адрес> имеет регистрацию по адресу: <адрес>.

В жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес> квартиру, общей площадью 50.3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> истец никогда не вселялась.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, где фактически проживает истец признано аварийным и подлежащим сносу.

Решением Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 10 ноября 2017 года было отказано в удовлетворении исковых требований Ивановой Н.В. к Администрации города Новый Уренгой о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, заключении договора социального найма.

В соответствии с п. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Следовательно, Иванова Н.В. не является членом семьи собственника жилых помещений Иванова А.В. и не приобрела право пользования квартирами, принадлежащими на праве собственности последнему.

При таких обстоятельствах суд посчитал, что улучшение жилищных условий истца не произошло, а потому ответчик без учета всех заслуживающих внимания обстоятельств незаконно исключил Иванову Н.В. из списка №1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда в силу следующего.

Суд первой инстанции не учел, что истица и ее сын в 2011 году встали на учет единой семьей, а по состоянию на дату принятия оспариваемого решения никто из членов семьи к истцу с заявлением об исключении сына из состава семьи не обращался. Более того, для перерегистрации истицей подавались сведения, включающие сына.

Как верно указано в жалобе, действующее жилищное законодательство, закрепляя основания признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, предусматривает, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных законоположений в их взаимосвязи, с учетом изложенных правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации при определении нуждаемости гражданина в жилом помещении принимается во внимание площадь жилого помещения, принадлежащего его члену семьи, при условии, если он проживает совместно с гражданином, нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

По статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В силу части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Таким образом, изменение имущественного положения одного из членов семьи влечет изменения и для всей семьи, тем более учитывая тот факт, что вопреки позиции истицы та вселялась в 2011-2019 годах в одно из унаследованных сыном помещений (л.д. 47).

Кроме того, учитывает коллегия и следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Жилищным кодексом Российской Федерации вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.

При этом признание граждан малоимущими осуществляется органами местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом доход, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению в соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа порядок признания малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, определен Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июня 2010 года № 61-ЗАО "О регулировании отдельных отношений в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования" (далее - Закон № 61-ЗАО).

В статьях 3 и 4 названного Закона указан перечень доходов и имущества, стоимость которого учитывается для определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, учитываемых для определения размера дохода и стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Так в пункте 1 статьи 4 Закона № 61-ЗАО указано, что для определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, учитывается следующее имущество, находящееся в собственности указанных лиц и подлежащее налогообложению:

1) транспортные средства, указанные в статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) недвижимое имущество, указанное в статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, не подлежащими ремонту и реконструкции.

При этом согласно пункту 2 статьи 4 Закона № 61-ЗАО для определения стоимости недвижимого имущества, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, подлежащего налогообложению, используются данные о кадастровой стоимости указанных видов имущества.

Стоимость транспортного средства определяется исходя из его рыночной оценки, произведенной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 7 Закона № 61-ЗАО органы местного самоуправления устанавливают размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 1).

По результатам определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, перечень которого установлен статьей 4 настоящего Закона, и дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порядок которого определен статьей 6 настоящего Закона, органами местного самоуправления принимается решение о признании или об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими (пункт 2 стать 7 Закона № 61-ЗАО).

В силу пункта 3 статьи 7 Закона № 61-ЗАО заявитель и члены его семьи (одиноко проживающий заявитель) признаются малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, если:

1) доход заявителя и членов его семьи не превышает размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, установленного органами местного самоуправления в качестве критерия признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

2) стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышает стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления в качестве критерия признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В пункте 4 статьи 7 Закона № 61-ЗАО предусмотрены основания для отказа в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях принятия их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а именно:

1) превышение дохода заявителя и членов его семьи размера дохода, установленного в муниципальном образовании;

2) превышение стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, стоимости имущества, установленной в муниципальном образовании;

3) представление неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю и членам его семьи имуществе, влекущее признание заявителя и членов его семьи малоимущими.

Для определения максимального значения дохода граждан и членов их семей и стоимости имущества, находящегося у них в собственности и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, на территории муниципального образования город Новый Уренгой было принято решение Городской Думой МО г. Новый Уренгой от 22 декабря 2005 года № 90, в пункте 1.1. которого определено, что размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, должен не превышать размер величины полуторакратного прожиточного минимума на душу населения, установленного по Ямало-Ненецкому автономному округу на момент подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Из пункта 1.2 названного решения Городской Думы следовало, что размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению - в размере 234000 руб. на одного человека, периодичность пересмотра стоимости - 1 год.

Ежегодно в решение Городской Думы МО г. Новый Уренгой от 22 декабря 2005 года № 90 вносились изменения.

По состоянию на 15 сентября 2022 года (дата подачи заявления семьи Янмурзаевых) действовало решение Городской Думы от 24 декабря 2020 года № 22, которым пункт 1.2 решения Городской Думой МО г. Новый Уренгой от 22 декабря 2005 года № 90 был изменен, размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, на 2021 год определен в размере 988395 руб. на одного человека. Периодичность пересмотра стоимости определена - 1 год (л.д. 118).

Как следует из истребованных коллегией документов и полученным сведениям Администрацией города Новый Уренгой было установлено, что среднемесячный совокупный доход, приходящийся на каждого члена семьи за 2022 год составил 83 366 руб. 18 коп. (по 41 683 руб. 09 коп. на каждого члена семьи, за 2023 год - 119 571 руб. 29 коп. (по 59 785 руб. 64 коп. на каждого члена семьи), что является превышением полуторакратного прожиточного минимума на душу населения, установленного по ЯНАО на 2022 год (29748 руб.) и 2023 год (31 384 руб.).

Таким образом, в 2022 и 2023 годах (то есть после постановки на учет малоимущих и нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма) имущественное положение семьи Ивановых изменилось.

Учитывая установленные обстоятельства, исходя из того, что по состоянию на дату снятия с учета размер доходов семьи превысил установленный в муниципальном образовании город Новый Уренгой максимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма, судебная коллегия приходит к выводу, что семья Ивановых законно и обоснованно была снята с соответствующего учета в 2024 году. Оснований для восстановления семьи в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, у суда первой инстанции не имелось.

Оценка имущественного положения определяется ежегодно.

Как следует из материалов дела, только 22 февраля 2024 года (то есть после принятия оспариваемого решения от 5 февраля 2024 года) Городская Дума МО город Новый Уренгой приняла решение № 292 о внесении изменений в решение Городской Думы муниципального образования город Новый Уренгой от 22 декабря 2005 года № 90 и распространила его действие с 1 января 2024 года.

Следует отметить, что встав на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений на условиях договора социального найма, семья Ивановых с момента постановки на соответствующий учет стала лишь претендентом на получение жилья по договору социального найма, при этом признание граждан малоимущими не свидетельствует об одновременном принятии решения уполномоченным органом о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма. Следовательно, семья Ивановых должна соответствовать требованиям действующего законодательства на всем протяжении соответствующего учета в органах местного самоуправления и в случае установления вышеуказанных обстоятельств утрачивает основания в признании семьи малоимущей в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем, подлежала снятию с учета.

Возражения истицы о том, что ее и сына доходы для настоящего дела не имеют правового значения, поскольку ответчик снял с учета по иному основанию, ошибочны, так как суд обязан проверить наличие причин сохранять оспариваемый статус и по иным основаниям. Иное, как в ситуации с обжалуемым решением, будет означать восстановление в списке малоимущих лица, не имеющего на это право, что недопустимо.

Пунктом 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Поведение же истицы, не сообщавшей ответчику о существенном изменении своего уровня благосостояния в 2022-2023 годах, носит очевидно недобросовестный характер.

Представленные сведения о доходах за 2024 год изложенного выше не опровергают, поскольку, во-первых, этот год не окончился, а во-вторых, не учитывают как доходы сына, так и имеющееся недвижимое имущество, о чем было указано ранее.

На основании изложенного, исходя из установленных обстоятельств в своей совокупности, оценив представленные доказательства по правилам         ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что семья Ивановых утратила статус малоимущих, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного судебного акта с принятием нового решения об отказе в иске в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2024 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Ивановой Надежды Васильевны к Администрации г. Новый Уренгой о признании незаконным распоряжения об исключении их списка № 1 малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий отказать.

Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трёх месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09.09.2024.

Председательствующий      Р.В. Старовойтов

Судьи         И.В. Кайгородова

         Е.Н. Савельева

33-2306/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Иванова Надежда Васильевна
Ответчики
Администрация города Новый Уренгой
Другие
Крылова Ольга Геннадьевна
Иванов Александр Васильевич
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на странице суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
23.07.2024Передача дела судье
13.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Судебное заседание
11.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.09.2024Передано в экспедицию
03.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее