Дело№ 2-297/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2022 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Казацкого В.В.,
при секретаре – Щербаковой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беличенко М. В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Валюнину Д. В., Макарову И. А., Стеценко Г. А., Цуций М. А., третье лицо: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя об установлении границ земельного участка, -
установил:
Истец обратилась в суд с иском к ответчикам, в котором просила установить границы земельного участка, расположенного по адресу: с г. Севастополь, <адрес>, путем внесения в ЕГРН сведений о поворотных точках земельного участка с кадастровым номером № согласно межевому плану кадастрового инженера ф.и.о.
Требования иска мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, который был сформирован в 1997 году, фактические границы земельного участка с кадастровым номером № существуют на местности более 15 лет. В результате выполнения кадастровых работ было установлено, что фактические границы указанного земельного участка с учетом расположенных на нем объектов недвижимости и существующего ограждения не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН в отношении уточняемого участка, что не допустимо с точки зрения принципа достоверности сведений, содержащихся в ЕГРН, и нарушает права истца на пользование и распоряжение принадлежащим ему имуществом. За защитой своих прав истец обратилась в суд.
Истец в судебное заседание не явилась, была уведомлена, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, на удовлетворении исковых требований настаивает.
Ответчик Валюнин Д.В., Цуций М.А., Макаров И.А. в судебное заседание не явились, были уведомлены, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, заявленные исковые требования признают.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка площадью 1500 кв. м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, на основании договора купли-продажи земельного участка от 02.04.2008 года и государственного акта на право собственности на земельный участок от 30.09.2008 года серия ЯЕ №.
Указанный земельный участок был сформирован в 1997 году и передан в собственность предыдущего собственника на основании решения Орлиновского сельского Совета народных депутатов Балаклавского района города Севастополя № 1/12 от 30.01.1997 года.
На указанном земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером №, который принадлежит истцу на праве собственности, который был выстроен в 1940 году, что подтверждается техническим паспортом на индивидуальный жилой дом.
Таким образом, фактические границы земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, существуют на местности более 15 лет.
Согласно заключению кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане, площадь фактического землепользования принадлежащего истцу участка составляет 1649 кв. м., разница в площади 149 кв. м., что составляет 10% от площади в ЕГРН, что допустимо с точки зрения действующего законодательства (п. 32.1 ч. 1 ст. 26, ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 1 ч. 3. ст. 42.8, ч. 2 ст. 42.9 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Таким образом, необходимо внести в сведения ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка в соответствие с фактическими границами и с учетом расположенного на земельном участке жилого дома.
По заявлению истца о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН было получено уведомление Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя от 07.10.2020 года № 91/20-20988 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в связи с непредставлением документов, подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности более 15 лет. В осуществлении государственного кадастрового учета будет отказано в случае не устранения указанных замечаний, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
С 01 января 2017 года действует Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрен государственный кадастровый учет земельных участков - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона №218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (ч. 2 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона №218-ФЗ, порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно - правового регулирования.
Из содержания ст. 8 Федерального закона №218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (4.1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (ч.2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч. 3).
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (ч.4).
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (ч. 5).
Согласно ст. 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (ч.1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (ч.2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (ч.5).
Из содержания ст. 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.
Согласно ст. 22 Федерального закона №218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.З). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 10).
В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Верховный Суд РФ в определении от 6 февраля 2017 г. по делу № 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что «Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время — Единый государственный реестр недвижимости)».
При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленного истцом межевого плана. При этом суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его право предшественником.
Таким образом, представляется возможным установить границу земельного участка истца с учетом фактических границ, указанных в заключении кадастрового инженера ф.и.о.
Ходатайств о назначении по делу судебной землеустроительной экспертизы сторонами не заявлялось.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
На основании изложенного, оценивая представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из конкретных обстоятельств дела, норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований и возможности их удовлетворения в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК Российской Федерации, суд –
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, кадастровый №, путем внесения в ЕГРН сведений о следующих поворотных точках земельного участка:
Обозна-чение харак-терных точек границ | ||
Уточненныекоординаты, м | ||
Х | Y | |
1 | 4 | 5 |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
№ | № | № |
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 16 марта 2022 года.
Судья В.В. Казацкий