Решение по делу № 2а-1478/2021 от 28.09.2021

УИД: 21RS0006-01-2021-002473-65

Дело № 2а-1478/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 ноября 2021 года                                                                      г. Канаш

Канашский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи                                       Софроновой С.В.,

при секретаре                                          Шмелевой И.В.,

с участием административного ответчика                            Иванова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике к Иванову П.В. овзыскании задолженности по транспортному налогу, пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике (далее - МИФНС России № 4 по Чувашской Республике) обратилась в суд с административным иском к Иванову П.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени.

Требования мотивированы тем, что по сведениям, имеющимся в МИФНС России №4 по Чувашской Республике, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в карточке информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» за Ивановым П.В. имеется задолженность перед бюджетом в сумме 11 919 руб. 98 коп., в том числе, транспортный налог - 7 795 руб. 54 коп., пени - 4 124 руб. 44 коп. В настоящее время сумма задолженности Ивановым П.В. не оплачена. Меры принудительного взыскания, предусмотренные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении Иванова П.В. налоговым органом не применялись. Просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления, взыскать с Иванова П.В. задолженность по транспортному налогу в общем размере 11 919 руб. 98 коп., в том числе, налог - 7 795 руб. 54 коп., пени - 4 124 руб. 44 коп.

Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

Административный ответчик Иванов П.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, указав, что срок давности по данной задолженности истек, налоговые требования ему не выставлялись. При этом, транспортные средства, налоги за которые начислены, ему уже не принадлежат. Полагал, что пропущенный срок подачи административного искового заявления восстановлению не подлежит.

Выслушав административного ответчика, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно п.п. 1, 2, 3 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 N 243-ФЗ - 3 000 рублей), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 N 243-ФЗ - 3 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 N 243-ФЗ - 3 000 рублей).

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей (в редакции Федерального закона от 3.07.2016 N 243-ФЗ - 3 000 рублей), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два различных специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи административного искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (пункт 2 указанной нормы). Пунктом 5 названной нормы Закона закреплено, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Согласно ч. 3 ст. 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Из материалов дела следует, что МИФНС России № 4 по Чувашской Республике в адрес административного ответчика по месту его регистрации направлялись требования об уплате задолженности транспортного налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ со сроком его исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, в которых в указанные в них сроки, административному ответчику предложено погасить недоимку по транспортному налогу в (л.д. ).

Анализ взаимосвязанных положений ч.ч. 1-3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Начало течения срока определено законодателем именно днём истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней (приказное производство) и днём вынесения определения об отмене судебного приказа (исковое производство).

С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, принимая во внимание, что самым ранним требованием об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты обязательных платежей определен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения указанного требования для обращения в суд с соответствующим заявлением истек ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты обязательных платежей определен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения указанного требования для обращения в суд с соответствующим заявлением истек ДД.ММ.ГГГГ.

Требованием об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ срок уплаты обязательных платежей определен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ), шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения указанного требования для обращения в суд с соответствующим заявлением истек ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, срок обращения в суд о взыскании налоговой задолженности по требованию истек ДД.ММ.ГГГГ, по требованию - ДД.ММ.ГГГГ, по требованию - ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец обратился в суд с заявлениями о вынесении судебного приказа по указанным требованиям лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Судебные приказы, вынесенные мировым судьей ДД.ММ.ГГГГ, были отменены по заявлению должника определениями мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ. Шестимесячный срок для подачи административного искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, истек ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением лишь ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, административным истцом пропущен как шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа, так и шестимесячный срок для подачи административного искового заявления.

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться любые причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению процессуального действия и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Представителем административного истца не указаны причины пропуска срока.

Административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах, сборах, страховых взносах за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

По смыслу закона внутренние организационные проблемы налогового органа не могут служить основанием для восстановления пропущенного срока (Определение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2015 года N 305-КГ15-3567).

Каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших обращению с заявлением в суд в более ранние сроки, не установлено. Достаточные и допустимые доказательства в подтверждение уважительности причин пропуска срока для обращения в суд не представлены. Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку не усматривает уважительных причин пропуска срока в рассматриваемом деле и отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока с учетом величины такового.

В соответствии с частью 5 статьи 180, частью 2 статьи 286, частью 6 статьи 289, частью 1 статьи 290 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины и невозможность восстановить пропущенный срок является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В соответствии с частью 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При таких обстоятельствах административный иск Межрайонной ИФНС России № 4 по Чувашской Республике к Иванову П.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу, пени не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 295 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике к Иванову П.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в размере 7 795 рублей 54 копейки, пени в размере 4 124 рубля 44 копейки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                           С.В. Софронова

2а-1478/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Чувашской Республике
Ответчики
Иванов Петр Валерьевич
Суд
Канашский районный суд Чувашии
Судья
Софронова Светлана Васильевна
Дело на странице суда
kanashsky.chv.sudrf.ru
28.09.2021Регистрация административного искового заявления
28.09.2021Передача материалов судье
30.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.11.2021Судебное заседание
12.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее