Решение по делу № 2-330/2022 от 07.07.2022

                                                                                            Дело

Строка отчета 2.091 г

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

         18 октября 2022 года                                                                                    город Сураж

Суражский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Бирюковой С.А., при секретаре Левицкой Н.А., с участием истца Киреенко Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Киреенко Татьяны Петровны к администрации Суражского района Брянской области о восстановлении права в постановке на жилищный учет,

УСТАНОВИЛ:

Киреенко Т.П обратилась в суд с указанным исковым заявлением к администрации <адрес>, в обоснование указав, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей, как лицу добровольно выехавшему из зоны проживания с правом на отселение, было отказано в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, тем самым в возможности получения жилищного сертификата, как гражданину, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Причиной отказа послужило отчуждение в пятилетний период, предшествующий дате подачи заявления, жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Полагает, что данный отказ является незаконным, поскольку на момент приобретения дома по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости был непригоден к эксплуатации и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его износ составлял 75 %, что подтверждается документально, не являлся абонентом ресурсоснабжающих организаций коммунального обслуживая.

На основании изложенного, истец просит суд признать за ней право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, которое предусмотрено для категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и поставить ее на жилищный учет с момента вынесения постановления об отказе в постановке на соответствующий учет - ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Киреенко Т.П требования поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснила, что дом по адресу: <адрес>, приобретен ДД.ММ.ГГГГ и несколько лет до его приобретения жилым не являлся. При купле-продаже претензий к продавцу по поводу состояния дома не имела, поскольку дом приобретался из-за земельного участка, который используется как приусадебный. Снос данного объекта осуществлен в отсутствие акта о признании нежилым, вследствие юридической неграмотности.

Представители ответчика - администрации <адрес>, третьих лиц Департамента семьи, социальной и демографической политики <адрес> и Департамента строительства <адрес> не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Глава администрации Суражского района Брянской области Риваненко В.П. в ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ и представитель Департамента строительства <адрес> по доверенности ФИО4 просили рассмотреть дело без их участия и отказать в удовлетворении исковых требований Киреенко Т.П

Ранее, участвующий в судебном заседании представитель администрации <адрес> по доверенности Новикова М.А, исковые требования не признала, сославшись на нарушение Киреенко Т.П процедуры сноса дома в отсутствие заключения комиссии органа местного самоуправления о непригодности жилья для проживания, предусмотренного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о намеренном ухудшении жилищных условий. Других оснований для отказа истцу в постановке на жилищных учет не имеется.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав истца, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Частью 3 ст. 52 ЖК РФ обязанность по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях возложена на органы местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).

Из положений ч. 3 ст. 49 ЖК РФ следует, что жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются нуждающимся гражданам, чье право на получение жилых помещений предусмотрено отдельным законом.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, выехавшие добровольно на новое местожительство из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, относятся к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.

Указанным гражданам согласно абз. 1 ст. 22 названного Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, в том числе, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством РФ, один раз.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации") формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названного мероприятия является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно п.п. "е" п. 5 правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст.ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Киреенко Т.П с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес> (зоне с правом на отселение), относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные для категории граждан, указанных в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (л.д. 63,64).

ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы и компенсации, установленные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", как лицу, переселенному из зоны с правом на отселение (л.д. 56).

С момента выезда из зоны радиоактивного загрязнения - ДД.ММ.ГГГГ Киреенко Т.П зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО6, по адресу: <адрес> (л.д. 57-62).

В целях реализации своего права на получение мер социальной поддержки, ДД.ММ.ГГГГ Киреенко Т.П обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д. 46).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Киреенко Т.П в постановке на жилищный учет, являющейся выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение, с составом семьи 1 человек (л.д. 72).

Основанием принятого жилищно-бытовой комиссией решения послужило отчуждение истцом жилого помещения площадью 18,10 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть в соответствии со ст. 53 ЖК РФ намеренного ухудшения жилищных условий (не истечением пятилетнего срока с даты отчуждения жилого помещения, предшествующего приобретению права состоять на жилищном учете).

Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ими являются: отсутствие жилья, которым гражданин вправе пользоваться как собственник, наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника, нанимателя; обеспеченность жильем менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, Киреенко Т.П в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежал жилой дом, общей площадью 18,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 69-70).

Дом с земельным участком площадью 479 кв.м. по указанному адресу приобретен в собственность Киреенко Т.П на основании договора купли-продажи и акта передачи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО8 (л.д. 86,102).

Из справки ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что последнее технические обследование дома проводилось ДД.ММ.ГГГГ, на дату которого процент износа указанного дома, 1959 года постройки, составлял 75 %. Согласно таблице для определения физического износа конструктивных элементов здания, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущих - весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивных элементов своих функций возможно лишь при проведении охранных мероприятий либо полной смены конструктивного элемента (л.д. 88).

В связи с разрушением дома и отсутствием возможности его восстановить Киреенко Т.П как собственником ДД.ММ.ГГГГ принято решение о сносе дома (л.д. 80).

Согласно акту обследования, составленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО9, здание по адресу: <адрес>, с кадастровым , прекратило свое существование, подтвержден факт сноса жилого дома на земельном участке (л.д. 17,79).

В связи со сносом дома ДД.ММ.ГГГГ указанный объект в виде жилого дома снят с кадастрового учета.

Как следует из справок МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство <адрес>", ООО "Газпром энергосбыт Брянск" от ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Газпром межрегионгаз Брянск", филиала АО "Газпром газораспределение Брянск" <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дом по адресу: <адрес> не газифицировался, к городским сетям водоснабжения и водоотведения не подключался, с ДД.ММ.ГГГГ договорные отношения на поставку электроснабжения отсутствуют (л.д. 74-77).

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются свидетельскими показаниями ФИО10 и ФИО11, согласно которым, соседний с их домовладениями дом по адресу: <адрес> на момент приобщения Киреенко Т.П жилым не являлся. Несмотря на то, что в нем до 2005 года проживал предыдущий владелец, на тот период в доме отсутствовало отопление, водоснабжение, полы и частично потолок, окна были забиты досками, кровля имела повреждения в виде отсутствия шифера.

Таким образом, представленная истцом совокупность доказательств, в том числе фотоснимки, позволяют суду сделать вывод о том, что жилой дом на момент приобретения Киреенко Т.П ДД.ММ.ГГГГ уже находился в разрушенном состоянии и непригодным для проживания, снятие жилого дома с кадастрового учете ДД.ММ.ГГГГ обусловлено тем, что дом прекратил свое фактическое существование, земельный участок обрабатывается как приусадебный.

Квартир, индивидуальных домовладений на территории Российской Федерации за истцом не значится, что подтверждается справкой ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58.69-70).

Разрешая спор, суд, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает доказанным, что истец приобрела дом в аварийной, ветхом состоянии, непригодном для проживания, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ доказательств намеренного ухудшения жилищных условий Киреенко Т.П администрацией <адрес> не представлено, в связи с чем, суд считает действия ответчика незаконными, а исковые требования Киреенко Т.П подлежащими удовлетворению.

Снос истцом жилого дома в отсутствие заключения о непригодности жилья для проживания, факт намеренного ухудшения Киреенко Т.П жилищных условий не подтверждает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Киреенко Т.П удовлетворить.

Признать за Киреенко Т.П ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой жилищным сертификатом, которое предусмотрено для категории граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и поставить ее на жилищный учет с момента вынесения постановления об отказе в постановке на соответствующий учет - ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Суражский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (с мотивировочной частью).

Судья                                                                                    С.А. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года

2-330/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Киреенко Татьяна Петровна
Ответчики
Администрация Суражского района Брянской области
Другие
Департамент строительства Брянской области
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области
Суд
Суражский районный суд Брянской области
Судья
Бирюкова С.А.
Дело на сайте суда
surazhsky.brj.sudrf.ru
07.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2022Передача материалов судье
11.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Подготовка дела (собеседование)
18.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.09.2022Судебное заседание
06.10.2022Судебное заседание
18.10.2022Судебное заседание
18.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее