дело № 5-918/22
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Москва 17 марта 2022 года
Судья Кузьминского районного суда города Москвы Суздаль Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении:
Яковлевой М. К., .
УСТАНОВИЛ:
Яковлева М.К. совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, пикетирования и шествия, за исключением случаев, предусмотренных ч.6 ст.20.2 КоАП РФ.
Так, 06 марта 2022 года, в период времени с 14 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: гор.Москва, . состоялось публичное массовое мероприятие в форме митинга, не согласованного с органами исполнительной власти гор.Москвы с количеством участников около 200 человек, в ходе проведения митинга по вышеуказанному адресу его участники скандировали различного рода лозунги, в т.ч. которые направлены против Президента РФ и власти. Во время проведения данного несанкционированного мероприятия в форме митинга, сотрудниками полиции посредством громкоговорителей осуществлялось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 06 марта 2022 г. в г.Москве . незаконно. Одним из участников акции в форме митинга была гражданка Яковлева М.К., которая 06 марта 2022 года, в период времени с 14.00 до 15.00, привлек внимание сотрудников полиции, добровольно приняла участие в указанном выше несогласованном публичном массовом мероприятии, чем нарушила требования Федерального Закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», на неоднократные требования сотрудников полиции прекратить свои противоправные действия не реагировала.
В судебное заседание Яковлева М.К. не явилась, извещена надлежащим образом, причины ее неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрении дела от нее не поступало.
На основании ч.2 ст.25.1 КоАП РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, т.к. она надлежащим образом извещена о дне и времени судебного заседания, ходатайств об отложении слушания дела от нее не поступало.
Из представленного материала следует, что Яковлева М.К. вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признала, не согласилась с протоколом об административном правонарушении, при даче объяснений сообщила, что она шла с подругой в перекресток за едой, увидела, что он закрыт, пошла к переходу, там плакала девушка, решила ей помочь, рядом уводили людей в автобус и ее увели с подругой тоже.
Вина Яковлевой М.К. в совершении данного административного правонарушения подтверждается доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства:
-протоколом об административном правонарушении №0613781 от 06 марта 2022 года, в котором указаны обстоятельства совершения Яковлевой М.К. правонарушения;
- объяснением сотрудника полиции Мочалова А.В., согласно которым он 06 марта 2022 г. находился на службе по охране общественного порядка по адресу: гор.Москва, ул.Красная площадь, д.1, где прошло публичное массовое мероприятие с количеством участников не менее 200 человек в форме митинга, пикетирования и шествия. Граждане находились по указанному адресу, скандировали различного рода лозунги, в т.ч. оскорбляющие Президента РФ и власть. Во время проведения несогласованного мероприятия в форме митинга, сотрудниками полиции проводилось информирование его участников о том, что проведение публичного мероприятия 06.03.2022 г. в г.Москве незаконно. На неоднократные разъяснения сотрудников полиции о несогласованности акции и требования прекратить свои противоправные действия участники не реагировали. Одним из участников акции в форме митинга по адресу: ул.Красная площадь, д.1, была Яковлева М.К., которая была задержана и доставлена в ОМВД России по Рязанскому району г.Москвы;
-объяснением сотрудника полиции Цветкова М.В., аналогичными по содержанию объяснениям Мочалова А.В.;
-рапортами сотрудников полиции Мочалова А.В. и Цветкова М.В.;
-ответом первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы Олейника В.В. от 28.02.2022 г.№21-19-543/22, из которого следует, что уведомление о проведении 1,2,3,4,6 и 7 марта 2022 года массовых публичных мероприятий со значительным количеством участников в центральной части гор.Москвы не поступали, их проведение не согласовывались;
Таким образом, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что протокол об административном правонарушении в отношении Яковлевой М.К. составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностным лицом органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях.
У суда нет оснований не доверять имеющимся в материалах дела документам, составленным сотрудниками полиции, которые составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, существенных нарушений оформления доказательств судом не выявлено. В материалах дела отсутствуют, и в судебном заседании не установлены, какие-либо данные, свидетельствующие о наличии у сотрудников полиции необходимости для искусственного создания доказательств либо их фальсификации.
Рапорты сотрудников Мочалова А.В. и Цветкова М.В. о выявленном административном правонарушении содержат необходимые сведения, указывающие как на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорта, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Яковлевой М.К. административного правонарушения.
При даче письменных объяснений сотрудники полиции Мочалов А.В. и Цветков М.В. были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ. Не доверять перечисленным выше доказательствам оснований не имеется, поскольку изложенные в рапортах и письменных объяснений должностных лиц полиции обстоятельства согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ митинг – массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
В соответствии с п.7 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия – документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Согласно ч. 5 ст. 5 указанного Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п.1 ст.2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел; соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств (ч.3 ст. 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии.
Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей, и не нарушать установленные для участников запреты.
Уклонение от направления предварительного уведомления противоречит принципу законности, указанному в п.1 ст.3 Федерального закона №54-ФЗ и является достаточным основанием для прекращения публичного мероприятия в связи с его незаконностью.
Оценивая объяснения Яковлевой М.К., суд относится к ним критически, т.к. приведенные в ходе производства по делу доводы Яковлевой М.К. не основаны на материалах дела об административном правонарушении, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и опровергаются представленными доказательствами, в том числе рапортами и объяснениям сотрудников полиции Цветкова М.В. и Мочалова А.В., которые объективно подтверждаются материалами и обстоятельствами дела, согласуются между собой, а потому суд признает вышеуказанную совокупность доказательств достоверной, наряду с изложенным суд не усматривает оснований для оговора Яковлевой М.К., не усматривает никакой личной заинтересованности со стороны данных лиц в исходе дела. Суд считает, что объяснения Яковлевой М.К. направлены на переоценку доказательств в выгодном для нее свете, что является способом выбранном ею защиты.
частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ закреплено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а также приводящей перечень таких мер, в частности административное задержание и административное доставление, поэтому Яковлева М.К. была правомерно задержана и доставлена в отдел полиции для разбирательства.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, могут быть оспорены лицом, к которому применены такие меры, законным представителем этого лица либо прокурором в суд общей юрисдикции по правилам главы 22 КАС РФ.
Вместе с тем, с жалобой на действия сотрудников полиции, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, Яковлева М.К. в установленном законом порядке не обращалась.
На основании изложенного, суд считает, что применение к Яковлевой М.К. обеспечительных мер в виде доставления и задержания не противоречит требованиям КоАП РФ, и было законно выполнено сотрудниками полиции.
Из установленных по делу обстоятельств, в том числе объяснений сотрудников полиции, следует, что проведение публичного массового мероприятия 06 марта 2022 года в г. Москве, в центральной части г.Москвы, в том числе по адресу: Красная площадь, д.1 не согласовано, вместе с тем 06 марта 2022 года Яковлева М.К. приняла участие в публичном мероприятии в форме митинга, шествия и пикетирования, не согласованном с исполнительным органом государственной власти, что следует из доказательств, представленных в материалы дела, тем самым нарушила возложенные на него Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанности участника публичного мероприятия выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел, при этом форма участия в данном мероприятии, правового значения не имеет.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вина Яковлевой М.К. установлена и доказана, подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, и его действия суд квалифицирует по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ как нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения митинга, пикетирования и шествия за исключением случаев, предусмотренных ч.6 ст.20.2 КоАП РФ. Оснований для прекращения дела об административном правонарушении в отношении Яковлевой М.К. нет.
.
Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости назначения Яковлевой М.К. административного наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.3.9, ст.ст.29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Яковлеву Марию Константиновну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
.
Разъяснить Яковлевой М.К., что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. В случае неуплаты штрафа в установленный срок Яковлева М.К. может быть привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Исполнение настоящего постановления возложить на ОМВД России по Рязанскому району города Москвы.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд, через Кузьминский районный суд города Москвы, в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.А. Суздаль
7