Дело № 2-1681/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 11 июня 2015 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Калгановой С.В., при секретаре Бернацкой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Севастополя к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова", Департаменту финансов города Севастополя об обязанности обеспечить учащихся в полном объеме учебниками и учебными пособиями, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ, к Департаменту образования города Севастополя об обязанности профинансировать расходы на приобретение учебников и учебных пособий, к Департаменту финансов города Севастополя об обязанности по выделению денежных средств на приобретение учебников и учебных пособий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным искоммотивируя следующим.
Прокуратурой Ленинского района города Севастополя в государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова" (далее – ГБОУ СОШ № 22) проведена проверка исполнения законодательства об образовании в части обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями.
В ходе проверки установлено, что в ГБОУ СОШ № 22 учащиеся в полном объеме не обеспечены учебниками и учебными пособиями, что не позволяет организовать надлежащим образом образовательный процесс учащихся.
Так, по состоянию на 19 марта 2015 года в ГБОУ СОШ № 22, учащиеся 1 класса не обеспечены 480 учебниками, учащиеся 2 класса - 395 учебниками, учащиеся 3 класса – 417 учебниками, учащиеся 4 класса - 832 учебниками, учащиеся 5 класса - 699 учебниками, учащиеся 6 класса – 629 учебниками, учащиеся 7 класса - 497 учебникамиучащиеся 9 класса - 19 учебниками, учащиеся 10 класса - 343 учебниками, учащиеся 11 класса - 1876 учебниками.
Таким образом, в ГБОУ СОШ № 22 нарушается законодательство в области обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями, чем ущемляются конституционные права учащихся на получение общедоступного и бесплатного образования.
Осуществление образовательной деятельности с нарушением федерального законодательства и непринятие мер по устранению допущенных нарушений закона может причинить ущерб жизни и здоровью детей и тем самым нарушить их право на безопасные условия пребывания в образовательной организации.
Прокурор, с учетом уточнений, просит обязать ГБОУ СОШ № 22обеспечить учащихся в полном объеме учебниками и учебными пособиями, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ, департамент образования города Севастополя обязать выделить денежные средства на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ. В случае отсутствия денежных средств у Департамента образования города Севастополя или их недостаточном количестве, обязать Департамент финансов г. Севастополя выделить денежные средства Департаменту образования города Севастополя на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Ленинского района Вебер А.А. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика – директор ГБОУ города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова" Мельник С.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствии. Ранее в судебном заседании просила в иске прокурору отказать.
Представитель ответчика – Департамента образования Остапенко В.А.. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что считает иск прокурора преждевременным, поскольку школы подали заявки на приобретение учебников, которые будут приобретены.
Представитель ответчика – Департамента финансов города Севастополя Рублева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Согласно представленного отзыва просила в иске к Департаменту финансов отказать, поскольку у Департамента финансов отсутствуют полномочия по самостоятельному выделению денежных средств из бюджета г. Севастополя сверх установленных главному распорядителю бюджетных средств законом города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2015 год» ассигнований. При формировании бюджета на 2015 г. учитывались данные предоставленные главным распорядителем бюджетных средств – Департаментом образования города Севастополя.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав стороны, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
ГБОУ города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова" (далее ГБОУ СОШ № 22) является общеобразовательным учреждением, созданным в целях реализации права граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В ходе проверки исполнения федерального законодательства, проведенной прокуратурой Ленинского района города Севастополя, установлено, что в ГБОУ СОШ № 22 учащиеся в полном объеме не обеспечены учебниками и учебными пособиями, что не позволяет организовать надлежащим образом образовательный процесс учащихся.
Так, по состоянию на 19 марта 2015 года в ГБОУ СОШ № 22 учащиеся1 класса не обеспечены 480 учебниками, учащиеся 2 класса - 395 учебниками, учащиеся 3 класса – 417 учебниками, учащиеся 4 класса - 832 учебниками, учащиеся 5 класса - 699 учебниками, учащиеся 6 класса – 629 учебниками, учащиеся 7 класса - 497 учебниками учащиеся 9 класса - 19 учебниками, учащиеся 10 класса - 343 учебниками, учащиеся 11 класса - 1876 учебниками.
В силу частей 2, 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются, в частности, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», при осуществлении деятельности в области образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Согласно п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании», определяющего правовые основы государственной политики в сфере образования, государство в порядке, предусмотренном данным Законом, гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В целях обеспечения реализации образовательных программ в организациях, осуществляющих общеобразовательную деятельность, формируются библиотеки, фонд которых должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (ч. 1 ст. 18 указанного закона).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, относится к компетенции образовательного учреждения.
Согласно ч. 1 ст. 35 вышеуказанного Федерального закона, обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Федеральным законом от 06 октября 1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов законодательной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения с Российской Федерацией отнесено осуществление самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъектов Российской Федерации подпункта 13 пункта 2 статьи 26.3 данного закона.
Таким образом, финансовое обеспечение образовательного процесса, в том числе в части финансирования расходов на учебники и учебные пособия, возложено на субъекты Российской Федерации. При этом объем бюджетных ассигнований не должен превышать размер, необходимый для реализации основных общеобразовательных программ.
Учредителем ГБОУ СОШ № 22 является город Севастополь, функции и полномочия Учредителя осуществляет Департамент образования города Севастополя, которое ежегодно организует обеспечение школ учебниками (в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях) и учебными пособиями (допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях), а также организует сбор заказов образовательных учреждений на учебные издания, рекомендованные к использованию в образовательном процессе.
Нормативы, с учетом которых осуществляется расчет и предоставление субвенций местным бюджетам на приобретение учебных изданий, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год. Приобретение образовательными учреждениями учебников и учебных пособий осуществляется в рамках предоставляемых квот и на основании заявок, формируемых школой с учетом перечня рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебных изданий, приобретаемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Согласно пункту 1 указанного Стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
В соответствии с пунктом 26 Стандарта учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать: не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.
Оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования обеспечивается образовательным учреждением самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств (п. 24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1897).
Статьей 5 Закона Севастополя «Об образовании в городе Севастополе» закреплено, что к полномочиям Правительства Севастополя в сфере образования относится финансовое обеспечение получения начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда педагогических работников, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения.
Постановлением Правительства Севастополя № 22 от 29 мая 2014 года утверждено положение о Главном управлении образования и науки города Севастополя (далее - Положение).
Согласно п. п. 1.1, 1.3 Положения, Главное Управление образования и науки города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя в сфере реализации политики города Севастополя, в том числе, в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования. Управление является органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя в пределах своей компетенции.
Согласно п. 3.2.10 Положения, Управление обладает полномочиями по организации обеспечению государственных образовательных организаций учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Указом Губернатора города Севастополя от 17 марта 2015 года № 31-УГ, Главное управление образования и науки города Севастополя переименовано в Департамент образования города Севастополя, Департамент образования города Севастополя является правопреемником Главного управления образования и науки города Севастополя.
Таким образом, разрешая заявленные требования и установив, что обязанность по укомплектованию библиотеки школы учебной литературой, необходимой для осуществления образовательного процесса, учреждением в полной мере не выполняется, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиками обязанности по организации учебного процесса нарушает права неопределённого круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, и полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению за счет ответчиков ГБОУ города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова" и Департамента образования города Севастополя и считает необходимым возложить на образовательное учреждение обязанность подать заявку в Департамент образования города Севастополя на выделение учебников и учебных пособий, обеспечить учащихся в полном объеме учебниками и учебными пособиями, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ, обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ ГБОУ СОШ № 22денежными средствами в виде субсидий для обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями.
На основании ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы, суд полагает возможным установить срок для исполнения настоящего решения до 1 сентября 2015 года.
При этом суд приходит к выводу об отказе в иске в частиобязания Департамента финансов г. Севастополя в случае отсутствия денежных средств у Департамента образования города Севастополя или их недостаточном количестве, выделить денежные средства Департаменту образования города Севастополя на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ, поскольку в силу Закона города Севастополя № 59-ЗС от 14.08.2014 г. «О бюджетном процессе в городе Севастополе» у Департамента финансов отсутствуют полномочия по самостоятельному выделению денежных средств из бюджета г. Севастополя сверх установленных главному распорядителю бюджетных средств законом города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2015 год» ассигнований. При формировании бюджета на 2015 г. учитывались данные предоставленные главным распорядителем бюджетных средств – Департаментом образования города Севастополя. При недостаточности средств, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств по целевой статье, бюджетные ассигнования могут перераспределяться между разделами, подразделами, целевыми статьями, группами видов расходов либо между разделами, подразделами, целевыми статьями (государственными (муниципальными) программами и не программными направлениями деятельности) группами (подгруппами) видов расходов классификации расходов бюджетов в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренного главному распорядителю бюджетных средств на исполнение публичных нормативных обязательств в текущем финансовом году, в порядке предусмотренном ст. 217 Бюджетного кодекса РФ.
Законом города Севастополя «О бюджете города Севастополя на 2015 год» на сферу образования предусмотрена значительная сумма, при нехватке денежных средств по целевой статье, главный распорядитель бюджетных средств имеет право реализовать предусмотренные ст. 217 БК РФ право на перераспределение бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 89 ГПК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 333-36 Налогового кодекса РФ, прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, и п. 8 ч. 1 ст. 333-20 Налогового кодекса РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, госпошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, государственная пошлина подлежит зачислению в бюджет Ленинского района города Севастополя.
Поэтому с ответчика ГБОУ СОШ № 44 подлежит взысканию госпошлина в бюджет Ленинского района города Севастополя. При этом, исходя из имущественного положения ответчика, и на основании ч. 2 ст. 333-20 Налогового кодекса РФ, суд, считает необходимым уменьшить размер государственной пошлины до 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Ленинского района города Севастополя к Государственному бюджетному образовательному учреждению города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова" - удовлетворить частично.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова"подать заявку в Департамент образования города Севастополя на выделение учебников и учебных пособий, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ.
Обязать Департамент образования города Севастополя профинансировать расходы на приобретение учебников и учебных пособий, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ в Государственном бюджетном образовательном учреждении города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова" в срок до 1 сентября 2015 года.
Обязать Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова" обеспечить учащихся в полном объеме учебниками и учебными пособиями, в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ в срок до 1 сентября 2015 года.
Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждение города Севастополя "Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А. Острякова" государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в бюджет Ленинского района города Севастополя.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья: подпись
Копия верна:
Судья Ленинского районного суда
города Севастополя С.В. Калганова