Дело №2а-2020/2021
УИД 92RS0002-01-2021-002129-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 мая 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре Нежмединовой Д.С.,
с участием
административного истца прокурора ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту интересов прав свобод и интересов неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо: Управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю о признании информации запрещенной к распространению,
у с т а н о в и л:
В апреле 2021 года прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов прав свобод и интересов неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо: Управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю о признании информации запрещенной к распространению.
Заявленные требованиями обоснованы тем, что Прокуратурой Гагаринского района г. Севастополя в ходе проведенного мониторинга сети «Интернет» выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на странице сайта с URL - адресом http://spravki78.com/meditsinskie-komissii/ информации об изготовлении и продаже медицинских справок, а именно: справок о беременности, в бассейн, о нетрудоспособности студента, для поступления на госслужбу, справка в свободной форме от врача, и так далее, без посещения лечебного учреждения, в дистанционной форме.
Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование распространение отсутствуют. При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется.
В судебном заседании прокурор поддержал административное исковое заявление, настаивал на его удовлетворении в полном объеме по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из доказательств, исследованных в судебном заседании, в рамках проведенной прокуратурой проверки установлено, что в сети Интернет на сайте: http://spravki78.com/meditsinskie-komissii/, размещена информация об изготовлении и продаже медицинских справок, а именно: справок о беременности, в бассейн, о нетрудоспособности студента, для поступления на госслужбу, справка в свободной форме от врача, и так далее, без посещения лечебного учреждения, в дистанционной форме.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиями о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Частью 4 ст. 7 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ.
В соответствии с ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространять информацию о пропаганде войны, разжигании национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ф3) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, ответственность должностных лиц медицинских организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии со ст. 5 Закона № 323-ф3 мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В соответствии со ст. 9 Закона № 323-ф3 должностные лица медицинских организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Лицензирование медицинской деятельности регулируется: Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности, Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности, Приказом Росздравнадзора от 05.05.2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности».
Статьей 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или специального разрешения (лицензии).
Также статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Кроме того, за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков предусмотрена уголовная ответственность в порядке ст. 327 УК РФ.
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере квалифицируется по ч. 1 ст. 171 УК РФ.
Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В целях ограничения доступа к странице вышеуказанных сайтов, содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данный сайт в реестр в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены Федеральными законами.
Вход на сайт http://spravki78.com/meditsinskie-komissii/ и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации пароля.
Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся информацию может любой пользователь. Указанная информация распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение также отсутствуют.
В свою очередь, предложение о приобретении различных медицинских справок иным способом, чем получение их вследствие прохождения необходимого медицинского осмотра у врача, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования медицинских документов, так как не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения.
Таким образом, реализация вышеуказанных медицинских справок посредством сети Интернет порождает фиктивное возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей граждан, что является противоправным действием. Вместе с тем, реализация документов посредством сети Интернет нарушает установленный законом порядок получения медицинских справок.
В силу ч. 5 ст. 46 Федерального закона «О связи», оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, распространение информации о реализации медицинских справок посредством сети Интернет, является нарушением законодательства, заключающееся в изготовлении и сбыте поддельных документов. Кроме того, реализация поддельных медицинских справок приводит к фиктивному приобретению прав и обязанностей гражданами, что может привести к нарушению прав и законных интересов других лиц, а это противоречит Конституции Российской Федерации.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
При таких обстоятельствах заявленные прокурором требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд –
р е ш и л :
Исковые требования Прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту интересов прав свобод и интересов неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо: Управление Роскомнадзора по Республике Крым и г. Севастополю о признании информации запрещенной к распространению – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте http://spravki78.com/meditsinskie-komissii/ информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение является основанием для включения страницы сайта в сети «Интернет»: http://spravki78.com/meditsinskie-komissii/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 19 мая 2021 года.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя подпись О.В. Гавура
Копия верна:
Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура