10RS0007-01-2023-000512-91
2-318/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2024 года г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,
судей Величко С.А. и Касянчук Е.С.
при ведении протокола помощником судьи Наухатько Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2023 года по иску Краскова Виталия Петровича к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красков В.П. обратился с иском по тем основаниям, что работает в государственном унитарном предприятии Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», предприятие) в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда, в соответствии с трудовым договором ему установлен оклад в размере 17228 руб., вместе с тем, с 1 января 2023 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства действует Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), которое работодатель в установленном законом порядке не применяет. Согласно Приложению №3 к ФОТС ЖКХ, тарифный коэффициент по ставке 5 раз. составляет 1,537, соответственно его должностной оклад должен составлять 24964 руб. Также согласно подп. «б» пункта 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должна быть не ниже 5% ставки (оклада), истцу выплачивается такая надбавка в размере 4% ставки (оклада). Красков В.П., полагая, что работодатель неправомерно не применяет в отношении него условия ФОТС ЖКХ, просил взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с января по август 2023 года в сумме 128463 руб. 76 коп., обязать работодателя установить ему с 1 сентября 2023 года должностной оклад в сумме 24964 руб. и доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5% от оклада, произвести перерасчет отпускных в 2023 году, выплату в страховые фонды и перечисление профсоюзных взносов, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Карелия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу Краскова В.П. недоначисленную заработную плату и отпускные за период с января по август 2023 года в общей сумме 146010 руб. 41 коп., компенсацию морального вреда в сумме 500 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Взыскана с ответчика госпошлина в доход бюджета Лоухского муниципального района в размере 4420 руб. 21 коп.
С таким решением суда не согласно ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности Терне А.Ю., просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что истец, заключая трудовой договор, был ознакомлен с условиями труда и размером заработной платы. Обращает внимание, что действующее ФОТС ЖКХ не регламентирует применение определенной системы оплаты труда и конкретное соотношение в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала, а только предоставляет работодателю такое право в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 декабря 1986 года №505 и Постановлением от 21 февраля 1990 года №66/3-138 «О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения», принятым постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС. Истцу была выплачена заработная плата в полном объеме, не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда с учетом диапазона ставок (окладов), установленных работодателем самостоятельно, исходя из квалификации, сложности выполняемой работы по конкретной должности. Истцу установлен должностной оклад, соответствующий действующему законодательству и не нарушающий его права и законные интересы. В случае установления истцу истребуемого должностного оклада должностные оклады работников административного состава Лоухского участка теплоснабжения будут ниже с учетом их квалификации и опыта работы, что повлечет дискриминацию по отношению к иным работникам. Неверным является вывод суда о том, что расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов для предприятия, поскольку при установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования для потребителей ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на период 2023 – 2029 годов расходы на заработную плату для работников предприятия были определены регулятором без учета положений ФОТС ЖКХ на 2023 – 2025 годы, в связи с чем принятие новых дополнительных объемов обязательств для ответчика не представляется возможным. Полагает, что в материалы дела истцом не представлено доказательств причинения действиями ответчика моральных страданий и причинения вреда здоровью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления; в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 ). Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 ТК РФ).
Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5).
Судом установлено, что истец с 2019 года состоит в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», работает в Лоухском участке теплоснабжения в должности слесаря – ремонтника 5 разряда ремонтно-эксплуатационного участка.
Согласно Уставу основной целью деятельности указанного предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия (п. 12). Этот вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства" отнесен к виду экономической деятельности "жилищно-коммунальное хозяйство".
Деятельность ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в соответствии с подпунктом "б" пункта 18 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" подлежит тарифному регулированию.
В соответствии с трудовым договором, заключенным между предприятием и Красковым В.П. с учетом дополнительных соглашений к нему, на работника в полном объеме распространяются льготы и гарантии, установленные отраслевыми нормативными актами (п. 2.2); работнику установлена пятидневная рабочая неделя с выходными днями суббота и воскресенье, 40-часовая рабочая неделя; заработная плата, которая состоит из должностного оклада 17228 руб. (с 1 января 2023 года), процентной надбавки к окладу за работу в районах Крайнего Севера из расчета 80%, районного коэффициента - 40 % в месяц, надбавки к окладу за работу с вредными условиями в размере - 4% от оклада (п.п. 5.1).
Коллективный договор в организации не заключен. На предприятии действует Положение об оплате труда, в соответствии с которым предусмотрена повременная система оплаты труда, при которой заработная плата работников начисляется из оклада или тарифной ставки с учетом фактически отработанного времени по табелю (п. 2.2.1). В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, доплата за работу с вредными условиями), стимулирующие выплаты. Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания.
Из материалов дела следует, что 12 мая 2022 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения принято Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 – 2025 годы, которое 7 июня 2022 года прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Указанное отраслевое тарифное соглашение 20 июня 2022 года было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 45 ТК РФ федеральное отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение (часть 3 статьи 48 ТК РФ). Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 ТК РФ (часть 5 статьи 48 ТК РФ).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 ТК РФ).
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 ТК РФ).
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 ТК РФ).
Судом установлено, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в установленный срок не направило мотивированный письменный отказ присоединиться к ФОТС ЖКХ и не обращалось в письменной форме к сторонам ФОТС ЖКХ в соответствии с п. 1.21 ФОТС ЖКХ с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС ЖКХ, в том числе в части оплаты труда работников.
Заявляя исковые требования, Красков В.П. указывает, что его работодатель ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в нарушение положений Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы с 1 января 2023 года не произвел повышение тарифной ставки, оклада, заработную плату начисляет и выплачивает не в полном объеме.
Учитывая нормы ТК РФ, положения пункта 1.7. ФОТС ЖКХ суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФОТС ЖКХ действует в отношении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в силу пункта 1.12 ФОТС ЖКХ является обязательным к применению для данного работодателя при заключении индивидуальных трудовых договоров, поскольку в случае отсутствия в организации коллективного договора данное ФОТС ЖКХ имеет прямое действие.
Согласно пункту 2.1.1. ФОТС ЖКХ стороны Соглашения договорились о необходимости обеспечить реализацию государственных и отраслевых гарантий по заработной плате, направленных на повышение уровня жизни работников, в том числе для повышения уровня реального содержания заработной платы. В целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда (п. 2.2 ФОТС ЖКХ).
В силу пункта 2.3 ФОТС ЖКХ минимальная месячная тарифная ставка (далее ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению № 1 к ФОТС. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В приложении № 1 к ФОТС ЖКХ установлены ММТС рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, размер которых для организаций коммунального теплоснабжения составляет МРОТ в РФ на соответствующий год. Таким образом, с 01 января 2023 года оклад по 1 разряду (тарифный коэффициент 1,0) составляет 16 242 руб. Тарифный коэффициент для ставки 2 разряда составляет 1,093, для ставки 3 разряда - 1,203, для ставки 4 разряда – 1,352, для ставки 5 разряда – 1,537.
Согласно подп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами организации ЖКХ и включают в себя доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.
В силу части 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку положениями ФОТС ЖКХ на 2023-2025 годы установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), соответственно ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», на которое распространяется это соглашение, обязано соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), установленной таким соглашением.
Оценив представленные доказательства суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы и сумм перерасчета отпускных в 2023 году.
Истцу исходя из оклада в размере 17228 руб. и надбавки за работу во вредных условиях в размере 4% от оклада работодателем фактически начислена за спорный период заработная плата: за январь – 46402 руб. 80 коп., за февраль, март, апрель, июль – по 54202 руб. 11 коп., за май с учетом отпускных – 75597 руб. 53 коп., за июнь – 33553 руб. 69 коп., за август с учетом отпускных - 65275 руб. 95 коп.
Между тем, поскольку с учетом ФОТС ЖКХ оклад Краскову В.П. как слесарю-ремонтнику 5 раз. с 1 января 2023 года подлежал установлению в размере 24964 руб. (16242 руб. х 1,537), выплата надбавки за работу во вредных условиях в размере 5% от оклада, подлежала начислению истцу заработная плата за спорный период: за январь – 66353 руб. 89 коп., за февраль, март, апрель, июль ежемесячно – 74153 руб. 20 коп., за май с учетом отпускных – 91733 руб. 46 коп., за июнь 45 904 руб. 37 коп., за август с учетом отпускных - в сумме 83044 руб. 30 коп.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции взыскал с работодателя в пользу работника задолженность по заработной плате и отпускным в размере 146010 руб. 41 коп.
В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Поскольку работодателем были нарушены трудовые права Краскова В.П. на начисление и выплату заработной платы в спорный период в полном размере, суд на основании статьи 237 ТК РФ правомерно взыскал в пользу работника компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется, соответственно, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец свободно выбрал труд в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», его должностной оклад с 1 января 2023 года в размере 17228 руб. установлен на основании действующего на предприятии Положения об оплате труда и заключенного с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, соответствует Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда». Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФОТС ЖКХ является для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» обязательным к применению, в том числе в части положений об оплате труда работников предприятия.
Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы о том, что ФОТС ЖКХ не регламентирует применение определенной системы оплаты труда, истцу была обеспечена выплата заработной платы не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда с учетом диапазона ставок, установленных работодателем, установление повышенного размера минимальной месячной тарифной ставки является правом работодателя с учетом финансовых возможностей организации. Эти доводы в судебном заседании заявлялись, судом исследовались и им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается. В ФОТС ЖКХ содержатся положения об оплате труда, о трудовых гарантиях и о льготах работникам, осуществляющим трудовую деятельность в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В числе положений об оплате труда - установленный этим соглашением размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), на основании которого подлежит расчету заработная плата работника. Соответственно, работодатель, на которого распространяется действие ФОТС ЖКХ, обязан соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы ответчика о том, что удовлетворение исковых требований истца затронет права остальных работников, учитывая, что в силу абзаца второго части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты социального партнерства, к числу которых в данном случае относится ФОТС ЖКХ в отношении все работников предприятия.
Утверждение стороны ответчика о том, что удовлетворение иска в части повышения истцу тарифной ставки нарушит основы тарифного регулирования, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Так, в силу положений п. 1.22.1 ФОТС ЖКХ для организаций ЖКХ, осуществляющих регулируемые виды деятельности (Приложения № 1, № 4, № 5 к ФОТС ЖКХ), подтвердивших правоспособность для применения норм ФОТС ЖКХ на основе записи в Реестре ОССП, при ценообразовании, оно является правовым актом социального партнерства и государственные органы тарифного регулирования обязаны учитывать рассчитанные на базе положений ФОТС ЖКХ расходы на персонал в составе необходимой валовой выручки. Органы государственного тарифного регулирования не могут директивным способом снижать представленные регулируемой организацией ЖКХ расходы на персонал, обоснованные положениями ФОТС ЖКХ, путем пересмотра системы оплаты труда в организации ЖКХ (влияя на размер нормативной и штатной численности, тарифные коэффициенты и иные параметры локальной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений).
Из материалов дела следует, что тарифы на тепловую энергию для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены на 2023 год постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 28 ноября 2022 г. №№ и №, то есть уже после присоединения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» к ФОТС ЖКХ. Таким образом, расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов.
Не соглашается судебная коллегия с доводами апелляционной жалобы о том, что не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда как по праву так и по размеру, поскольку истцом не представлено доказательств причинения действиями ответчика моральных страданий.
Согласно разъяснениям пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Взысканная судом компенсация в размере 500 руб. соответствует обстоятельствам причинения морального вреда, критериям разумности и справедливости.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи