Решение по делу № 33-233/2024 (33-4441/2023;) от 21.12.2023

Судья Васильев Д.В. 33-233/2024

10RS0007-01-2023-000512-91

2-318/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2024 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,

судей Величко С.А. и Касянчук Е.С.

при ведении протокола помощником судьи Наухатько Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2023 года по иску Краскова Виталия Петровича к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красков В.П. обратился с иском по тем основаниям, что работает в государственном унитарном предприятии Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», предприятие) в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда, в соответствии с трудовым договором ему установлен оклад в размере 17228 руб., вместе с тем, с 1 января 2023 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства действует Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), которое работодатель в установленном законом порядке не применяет. Согласно Приложению №3 к ФОТС ЖКХ, тарифный коэффициент по ставке 5 раз. составляет 1,537, соответственно его должностной оклад должен составлять 24964 руб. Также согласно подп. «б» пункта 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должна быть не ниже 5% ставки (оклада), истцу выплачивается такая надбавка в размере 4% ставки (оклада). Красков В.П., полагая, что работодатель неправомерно не применяет в отношении него условия ФОТС ЖКХ, просил взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с января по август 2023 года в сумме 128463 руб. 76 коп., обязать работодателя установить ему с 1 сентября 2023 года должностной оклад в сумме 24964 руб. и доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5% от оклада, произвести перерасчет отпускных в 2023 году, выплату в страховые фонды и перечисление профсоюзных взносов, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Карелия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу Краскова В.П. недоначисленную заработную плату и отпускные за период с января по август 2023 года в общей сумме 146010 руб. 41 коп., компенсацию морального вреда в сумме 500 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Взыскана с ответчика госпошлина в доход бюджета Лоухского муниципального района в размере 4420 руб. 21 коп.

С таким решением суда не согласно ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности Терне А.Ю., просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что истец, заключая трудовой договор, был ознакомлен с условиями труда и размером заработной платы. Обращает внимание, что действующее ФОТС ЖКХ не регламентирует применение определенной системы оплаты труда и конкретное соотношение в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала, а только предоставляет работодателю такое право в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 декабря 1986 года №505 и Постановлением от 21 февраля 1990 года №66/3-138 «О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения», принятым постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС. Истцу была выплачена заработная плата в полном объеме, не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда с учетом диапазона ставок (окладов), установленных работодателем самостоятельно, исходя из квалификации, сложности выполняемой работы по конкретной должности. Истцу установлен должностной оклад, соответствующий действующему законодательству и не нарушающий его права и законные интересы. В случае установления истцу истребуемого должностного оклада должностные оклады работников административного состава Лоухского участка теплоснабжения будут ниже с учетом их квалификации и опыта работы, что повлечет дискриминацию по отношению к иным работникам. Неверным является вывод суда о том, что расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов для предприятия, поскольку при установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования для потребителей ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на период 2023 – 2029 годов расходы на заработную плату для работников предприятия были определены регулятором без учета положений ФОТС ЖКХ на 2023 – 2025 годы, в связи с чем принятие новых дополнительных объемов обязательств для ответчика не представляется возможным. Полагает, что в материалы дела истцом не представлено доказательств причинения действиями ответчика моральных страданий и причинения вреда здоровью.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления; в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 ). Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 ТК РФ).

Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5).

Судом установлено, что истец с 2019 года состоит в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», работает в Лоухском участке теплоснабжения в должности слесаря – ремонтника 5 разряда ремонтно-эксплуатационного участка.

Согласно Уставу основной целью деятельности указанного предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия (п. 12). Этот вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства" отнесен к виду экономической деятельности "жилищно-коммунальное хозяйство".

Деятельность ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в соответствии с подпунктом "б" пункта 18 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" подлежит тарифному регулированию.

В соответствии с трудовым договором, заключенным между предприятием и Красковым В.П. с учетом дополнительных соглашений к нему, на работника в полном объеме распространяются льготы и гарантии, установленные отраслевыми нормативными актами (п. 2.2); работнику установлена пятидневная рабочая неделя с выходными днями суббота и воскресенье, 40-часовая рабочая неделя; заработная плата, которая состоит из должностного оклада 17228 руб. (с 1 января 2023 года), процентной надбавки к окладу за работу в районах Крайнего Севера из расчета 80%, районного коэффициента - 40 % в месяц, надбавки к окладу за работу с вредными условиями в размере - 4% от оклада (п.п. 5.1).

Коллективный договор в организации не заключен. На предприятии действует Положение об оплате труда, в соответствии с которым предусмотрена повременная система оплаты труда, при которой заработная плата работников начисляется из оклада или тарифной ставки с учетом фактически отработанного времени по табелю (п. 2.2.1). В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, доплата за работу с вредными условиями), стимулирующие выплаты. Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания.

Из материалов дела следует, что 12 мая 2022 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения принято Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 – 2025 годы, которое 7 июня 2022 года прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Указанное отраслевое тарифное соглашение 20 июня 2022 года было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьей 45 ТК РФ федеральное отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение (часть 3 статьи 48 ТК РФ). Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 ТК РФ (часть 5 статьи 48 ТК РФ).

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 ТК РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 ТК РФ).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 ТК РФ).

Судом установлено, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в установленный срок не направило мотивированный письменный отказ присоединиться к ФОТС ЖКХ и не обращалось в письменной форме к сторонам ФОТС ЖКХ в соответствии с п. 1.21 ФОТС ЖКХ с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС ЖКХ, в том числе в части оплаты труда работников.

Заявляя исковые требования, Красков В.П. указывает, что его работодатель ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в нарушение положений Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы с 1 января 2023 года не произвел повышение тарифной ставки, оклада, заработную плату начисляет и выплачивает не в полном объеме.

Учитывая нормы ТК РФ, положения пункта 1.7. ФОТС ЖКХ суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФОТС ЖКХ действует в отношении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в силу пункта 1.12 ФОТС ЖКХ является обязательным к применению для данного работодателя при заключении индивидуальных трудовых договоров, поскольку в случае отсутствия в организации коллективного договора данное ФОТС ЖКХ имеет прямое действие.

Согласно пункту 2.1.1. ФОТС ЖКХ стороны Соглашения договорились о необходимости обеспечить реализацию государственных и отраслевых гарантий по заработной плате, направленных на повышение уровня жизни работников, в том числе для повышения уровня реального содержания заработной платы. В целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда (п. 2.2 ФОТС ЖКХ).

В силу пункта 2.3 ФОТС ЖКХ минимальная месячная тарифная ставка (далее ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению № 1 к ФОТС. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В приложении № 1 к ФОТС ЖКХ установлены ММТС рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, размер которых для организаций коммунального теплоснабжения составляет МРОТ в РФ на соответствующий год. Таким образом, с 01 января 2023 года оклад по 1 разряду (тарифный коэффициент 1,0) составляет 16 242 руб. Тарифный коэффициент для ставки 2 разряда составляет 1,093, для ставки 3 разряда - 1,203, для ставки 4 разряда – 1,352, для ставки 5 разряда – 1,537.

Согласно подп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами организации ЖКХ и включают в себя доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.

В силу части 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку положениями ФОТС ЖКХ на 2023-2025 годы установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), соответственно ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», на которое распространяется это соглашение, обязано соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), установленной таким соглашением.

Оценив представленные доказательства суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы и сумм перерасчета отпускных в 2023 году.

Истцу исходя из оклада в размере 17228 руб. и надбавки за работу во вредных условиях в размере 4% от оклада работодателем фактически начислена за спорный период заработная плата: за январь – 46402 руб. 80 коп., за февраль, март, апрель, июль – по 54202 руб. 11 коп., за май с учетом отпускных – 75597 руб. 53 коп., за июнь – 33553 руб. 69 коп., за август с учетом отпускных - 65275 руб. 95 коп.

Между тем, поскольку с учетом ФОТС ЖКХ оклад Краскову В.П. как слесарю-ремонтнику 5 раз. с 1 января 2023 года подлежал установлению в размере 24964 руб. (16242 руб. х 1,537), выплата надбавки за работу во вредных условиях в размере 5% от оклада, подлежала начислению истцу заработная плата за спорный период: за январь – 66353 руб. 89 коп., за февраль, март, апрель, июль ежемесячно – 74153 руб. 20 коп., за май с учетом отпускных – 91733 руб. 46 коп., за июнь 45 904 руб. 37 коп., за август с учетом отпускных - в сумме 83044 руб. 30 коп.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции взыскал с работодателя в пользу работника задолженность по заработной плате и отпускным в размере 146010 руб. 41 коп.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку работодателем были нарушены трудовые права Краскова В.П. на начисление и выплату заработной платы в спорный период в полном размере, суд на основании статьи 237 ТК РФ правомерно взыскал в пользу работника компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется, соответственно, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец свободно выбрал труд в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», его должностной оклад с 1 января 2023 года в размере 17228 руб. установлен на основании действующего на предприятии Положения об оплате труда и заключенного с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, соответствует Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда». Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФОТС ЖКХ является для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» обязательным к применению, в том числе в части положений об оплате труда работников предприятия.

Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы о том, что ФОТС ЖКХ не регламентирует применение определенной системы оплаты труда, истцу была обеспечена выплата заработной платы не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда с учетом диапазона ставок, установленных работодателем, установление повышенного размера минимальной месячной тарифной ставки является правом работодателя с учетом финансовых возможностей организации. Эти доводы в судебном заседании заявлялись, судом исследовались и им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается. В ФОТС ЖКХ содержатся положения об оплате труда, о трудовых гарантиях и о льготах работникам, осуществляющим трудовую деятельность в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В числе положений об оплате труда - установленный этим соглашением размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), на основании которого подлежит расчету заработная плата работника. Соответственно, работодатель, на которого распространяется действие ФОТС ЖКХ, обязан соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы ответчика о том, что удовлетворение исковых требований истца затронет права остальных работников, учитывая, что в силу абзаца второго части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты социального партнерства, к числу которых в данном случае относится ФОТС ЖКХ в отношении все работников предприятия.

Утверждение стороны ответчика о том, что удовлетворение иска в части повышения истцу тарифной ставки нарушит основы тарифного регулирования, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Так, в силу положений п. 1.22.1 ФОТС ЖКХ для организаций ЖКХ, осуществляющих регулируемые виды деятельности (Приложения № 1, № 4, № 5 к ФОТС ЖКХ), подтвердивших правоспособность для применения норм ФОТС ЖКХ на основе записи в Реестре ОССП, при ценообразовании, оно является правовым актом социального партнерства и государственные органы тарифного регулирования обязаны учитывать рассчитанные на базе положений ФОТС ЖКХ расходы на персонал в составе необходимой валовой выручки. Органы государственного тарифного регулирования не могут директивным способом снижать представленные регулируемой организацией ЖКХ расходы на персонал, обоснованные положениями ФОТС ЖКХ, путем пересмотра системы оплаты труда в организации ЖКХ (влияя на размер нормативной и штатной численности, тарифные коэффициенты и иные параметры локальной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений).

Из материалов дела следует, что тарифы на тепловую энергию для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены на 2023 год постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 28 ноября 2022 г. № и , то есть уже после присоединения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» к ФОТС ЖКХ. Таким образом, расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов.

Не соглашается судебная коллегия с доводами апелляционной жалобы о том, что не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда как по праву так и по размеру, поскольку истцом не представлено доказательств причинения действиями ответчика моральных страданий.

Согласно разъяснениям пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Взысканная судом компенсация в размере 500 руб. соответствует обстоятельствам причинения морального вреда, критериям разумности и справедливости.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Васильев Д.В. 33-233/2024

10RS0007-01-2023-000512-91

2-318/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 января 2024 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,

судей Величко С.А. и Касянчук Е.С.

при ведении протокола помощником судьи Наухатько Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2023 года по иску Краскова Виталия Петровича к государственному унитарному предприятию Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» о взыскании задолженности по заработной плате и компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красков В.П. обратился с иском по тем основаниям, что работает в государственном унитарном предприятии Республики Карелия «КарелКоммунЭнерго» (далее – ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», предприятие) в должности слесаря по ремонту котельного оборудования 5 разряда, в соответствии с трудовым договором ему установлен оклад в размере 17228 руб., вместе с тем, с 1 января 2023 года в сфере жилищно-коммунального хозяйства действует Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее – ФОТС ЖКХ), которое работодатель в установленном законом порядке не применяет. Согласно Приложению №3 к ФОТС ЖКХ, тарифный коэффициент по ставке 5 раз. составляет 1,537, соответственно его должностной оклад должен составлять 24964 руб. Также согласно подп. «б» пункта 2.8.2.1 ФОТС ЖКХ доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда должна быть не ниже 5% ставки (оклада), истцу выплачивается такая надбавка в размере 4% ставки (оклада). Красков В.П., полагая, что работодатель неправомерно не применяет в отношении него условия ФОТС ЖКХ, просил взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с января по август 2023 года в сумме 128463 руб. 76 коп., обязать работодателя установить ему с 1 сентября 2023 года должностной оклад в сумме 24964 руб. и доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 5% от оклада, произвести перерасчет отпускных в 2023 году, выплату в страховые фонды и перечисление профсоюзных взносов, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования России по Республике Карелия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в пользу Краскова В.П. недоначисленную заработную плату и отпускные за период с января по август 2023 года в общей сумме 146010 руб. 41 коп., компенсацию морального вреда в сумме 500 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Взыскана с ответчика госпошлина в доход бюджета Лоухского муниципального района в размере 4420 руб. 21 коп.

С таким решением суда не согласно ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующая по доверенности Терне А.Ю., просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что истец, заключая трудовой договор, был ознакомлен с условиями труда и размером заработной платы. Обращает внимание, что действующее ФОТС ЖКХ не регламентирует применение определенной системы оплаты труда и конкретное соотношение в размерах ставок и окладов внутри категорий персонала, а только предоставляет работодателю такое право в соответствии с приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 декабря 1986 года №505 и Постановлением от 21 февраля 1990 года №66/3-138 «О совершенствовании организации зарплаты и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников за счет собственных средств предприятий и организаций ЖКХ и бытового обслуживания населения», принятым постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС. Истцу была выплачена заработная плата в полном объеме, не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда с учетом диапазона ставок (окладов), установленных работодателем самостоятельно, исходя из квалификации, сложности выполняемой работы по конкретной должности. Истцу установлен должностной оклад, соответствующий действующему законодательству и не нарушающий его права и законные интересы. В случае установления истцу истребуемого должностного оклада должностные оклады работников административного состава Лоухского участка теплоснабжения будут ниже с учетом их квалификации и опыта работы, что повлечет дискриминацию по отношению к иным работникам. Неверным является вывод суда о том, что расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов для предприятия, поскольку при установлении тарифов и долгосрочных параметров регулирования для потребителей ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» на период 2023 – 2029 годов расходы на заработную плату для работников предприятия были определены регулятором без учета положений ФОТС ЖКХ на 2023 – 2025 годы, в связи с чем принятие новых дополнительных объемов обязательств для ответчика не представляется возможным. Полагает, что в материалы дела истцом не представлено доказательств причинения действиями ответчика моральных страданий и причинения вреда здоровью.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления; в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 ). Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 ТК РФ).

Статья 2 ТК РФ к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно части 1 статьи 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1). Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (часть 5).

Судом установлено, что истец с 2019 года состоит в трудовых отношениях с ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», работает в Лоухском участке теплоснабжения в должности слесаря – ремонтника 5 разряда ремонтно-эксплуатационного участка.

Согласно Уставу основной целью деятельности указанного предприятия является обеспечение надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия (п. 12). Этот вид деятельности в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства" отнесен к виду экономической деятельности "жилищно-коммунальное хозяйство".

Деятельность ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в соответствии с подпунктом "б" пункта 18 статьи 2 Федерального закона "О теплоснабжении" подлежит тарифному регулированию.

В соответствии с трудовым договором, заключенным между предприятием и Красковым В.П. с учетом дополнительных соглашений к нему, на работника в полном объеме распространяются льготы и гарантии, установленные отраслевыми нормативными актами (п. 2.2); работнику установлена пятидневная рабочая неделя с выходными днями суббота и воскресенье, 40-часовая рабочая неделя; заработная плата, которая состоит из должностного оклада 17228 руб. (с 1 января 2023 года), процентной надбавки к окладу за работу в районах Крайнего Севера из расчета 80%, районного коэффициента - 40 % в месяц, надбавки к окладу за работу с вредными условиями в размере - 4% от оклада (п.п. 5.1).

Коллективный договор в организации не заключен. На предприятии действует Положение об оплате труда, в соответствии с которым предусмотрена повременная система оплаты труда, при которой заработная плата работников начисляется из оклада или тарифной ставки с учетом фактически отработанного времени по табелю (п. 2.2.1). В состав заработной платы входит: фиксированная часть (должностной оклад или тарифная ставка), компенсационные выплаты (северная надбавка, районный коэффициент, доплата за работу с вредными условиями), стимулирующие выплаты. Должностные оклады устанавливаются на основании штатного расписания.

Из материалов дела следует, что 12 мая 2022 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения принято Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 – 2025 годы, которое 7 июня 2022 года прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Указанное отраслевое тарифное соглашение 20 июня 2022 года было размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьей 45 ТК РФ федеральное отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение (часть 3 статьи 48 ТК РФ). Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 ТК РФ (часть 5 статьи 48 ТК РФ).

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 ТК РФ).

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 ТК РФ).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 ТК РФ).

Судом установлено, что ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в установленный срок не направило мотивированный письменный отказ присоединиться к ФОТС ЖКХ и не обращалось в письменной форме к сторонам ФОТС ЖКХ в соответствии с п. 1.21 ФОТС ЖКХ с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений ФОТС ЖКХ, в том числе в части оплаты труда работников.

Заявляя исковые требования, Красков В.П. указывает, что его работодатель ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» в нарушение положений Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы с 1 января 2023 года не произвел повышение тарифной ставки, оклада, заработную плату начисляет и выплачивает не в полном объеме.

Учитывая нормы ТК РФ, положения пункта 1.7. ФОТС ЖКХ суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФОТС ЖКХ действует в отношении ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», в силу пункта 1.12 ФОТС ЖКХ является обязательным к применению для данного работодателя при заключении индивидуальных трудовых договоров, поскольку в случае отсутствия в организации коллективного договора данное ФОТС ЖКХ имеет прямое действие.

Согласно пункту 2.1.1. ФОТС ЖКХ стороны Соглашения договорились о необходимости обеспечить реализацию государственных и отраслевых гарантий по заработной плате, направленных на повышение уровня жизни работников, в том числе для повышения уровня реального содержания заработной платы. В целях установления эффективной системы оплаты труда работодатели обеспечивают оплату труда работников в соответствии с их профессиональной квалификацией, сложностью выполняемой работы, с учетом профессиональных стандартов, а также количества и качества затраченного труда (п. 2.2 ФОТС ЖКХ).

В силу пункта 2.3 ФОТС ЖКХ минимальная месячная тарифная ставка (далее ММТС) рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно приложению № 1 к ФОТС. Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

В приложении № 1 к ФОТС ЖКХ установлены ММТС рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, размер которых для организаций коммунального теплоснабжения составляет МРОТ в РФ на соответствующий год. Таким образом, с 01 января 2023 года оклад по 1 разряду (тарифный коэффициент 1,0) составляет 16 242 руб. Тарифный коэффициент для ставки 2 разряда составляет 1,093, для ставки 3 разряда - 1,203, для ставки 4 разряда – 1,352, для ставки 5 разряда – 1,537.

Согласно подп. «б» п. 2.8.2.1 ФОТС выплаты компенсационного и стимулирующего характера (компенсации, премирование работников, доплаты, надбавки и другие выплаты), включенные в состав средств на оплату труда работников, устанавливаются коллективными договорами и (или) локальными нормативными актами организации ЖКХ и включают в себя доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, - в размере не менее 12,5 процента тарифной составляющей расходов (средств), направляемых на оплату труда. К данной категории относятся выплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - по результатам специальной оценки условий труда, но не ниже 5% ставки (оклада) работника.

В силу части 3 статьи 11 ТК РФ все работодатели в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что поскольку положениями ФОТС ЖКХ на 2023-2025 годы установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), соответственно ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», на которое распространяется это соглашение, обязано соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), установленной таким соглашением.

Оценив представленные доказательства суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной заработной платы и сумм перерасчета отпускных в 2023 году.

Истцу исходя из оклада в размере 17228 руб. и надбавки за работу во вредных условиях в размере 4% от оклада работодателем фактически начислена за спорный период заработная плата: за январь – 46402 руб. 80 коп., за февраль, март, апрель, июль – по 54202 руб. 11 коп., за май с учетом отпускных – 75597 руб. 53 коп., за июнь – 33553 руб. 69 коп., за август с учетом отпускных - 65275 руб. 95 коп.

Между тем, поскольку с учетом ФОТС ЖКХ оклад Краскову В.П. как слесарю-ремонтнику 5 раз. с 1 января 2023 года подлежал установлению в размере 24964 руб. (16242 руб. х 1,537), выплата надбавки за работу во вредных условиях в размере 5% от оклада, подлежала начислению истцу заработная плата за спорный период: за январь – 66353 руб. 89 коп., за февраль, март, апрель, июль ежемесячно – 74153 руб. 20 коп., за май с учетом отпускных – 91733 руб. 46 коп., за июнь 45 904 руб. 37 коп., за август с учетом отпускных - в сумме 83044 руб. 30 коп.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции взыскал с работодателя в пользу работника задолженность по заработной плате и отпускным в размере 146010 руб. 41 коп.

В соответствии со статьей 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку работодателем были нарушены трудовые права Краскова В.П. на начисление и выплату заработной платы в спорный период в полном размере, суд на основании статьи 237 ТК РФ правомерно взыскал в пользу работника компенсацию морального вреда в размере 500 руб.

В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется, соответственно, не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.

Судебной коллегией отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец свободно выбрал труд в ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», его должностной оклад с 1 января 2023 года в размере 17228 руб. установлен на основании действующего на предприятии Положения об оплате труда и заключенного с работником дополнительного соглашения к трудовому договору, соответствует Федеральному закону «О минимальном размере оплаты труда». Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФОТС ЖКХ является для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» обязательным к применению, в том числе в части положений об оплате труда работников предприятия.

Не влекут отмену судебного решения доводы апелляционной жалобы о том, что ФОТС ЖКХ не регламентирует применение определенной системы оплаты труда, истцу была обеспечена выплата заработной платы не менее установленного законодательством минимального размера оплаты труда с учетом диапазона ставок, установленных работодателем, установление повышенного размера минимальной месячной тарифной ставки является правом работодателя с учетом финансовых возможностей организации. Эти доводы в судебном заседании заявлялись, судом исследовались и им дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается. В ФОТС ЖКХ содержатся положения об оплате труда, о трудовых гарантиях и о льготах работникам, осуществляющим трудовую деятельность в отрасли жилищно-коммунального хозяйства. В числе положений об оплате труда - установленный этим соглашением размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), на основании которого подлежит расчету заработная плата работника. Соответственно, работодатель, на которого распространяется действие ФОТС ЖКХ, обязан соблюдать и выполнять условия этого соглашения об оплате труда работников организации, в частности о размере минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда.

Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы ответчика о том, что удовлетворение исковых требований истца затронет права остальных работников, учитывая, что в силу абзаца второго части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в том числе акты социального партнерства, к числу которых в данном случае относится ФОТС ЖКХ в отношении все работников предприятия.

Утверждение стороны ответчика о том, что удовлетворение иска в части повышения истцу тарифной ставки нарушит основы тарифного регулирования, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Так, в силу положений п. 1.22.1 ФОТС ЖКХ для организаций ЖКХ, осуществляющих регулируемые виды деятельности (Приложения № 1, № 4, № 5 к ФОТС ЖКХ), подтвердивших правоспособность для применения норм ФОТС ЖКХ на основе записи в Реестре ОССП, при ценообразовании, оно является правовым актом социального партнерства и государственные органы тарифного регулирования обязаны учитывать рассчитанные на базе положений ФОТС ЖКХ расходы на персонал в составе необходимой валовой выручки. Органы государственного тарифного регулирования не могут директивным способом снижать представленные регулируемой организацией ЖКХ расходы на персонал, обоснованные положениями ФОТС ЖКХ, путем пересмотра системы оплаты труда в организации ЖКХ (влияя на размер нормативной и штатной численности, тарифные коэффициенты и иные параметры локальной системы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений).

Из материалов дела следует, что тарифы на тепловую энергию для ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» установлены на 2023 год постановлениями Госкомитета РК по ценам и тарифам от 28 ноября 2022 г. № и , то есть уже после присоединения ГУП РК «КарелКоммунЭнерго» к ФОТС ЖКХ. Таким образом, расходы на оплату труда персонала объективно могли быть учтены при утверждении тарифов.

Не соглашается судебная коллегия с доводами апелляционной жалобы о том, что не имелось оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда как по праву так и по размеру, поскольку истцом не представлено доказательств причинения действиями ответчика моральных страданий.

Согласно разъяснениям пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 17 марта 2004 г. «О применении судами Трудового кодекса Российской Федерации», суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Взысканная судом компенсация в размере 500 руб. соответствует обстоятельствам причинения морального вреда, критериям разумности и справедливости.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лоухского районного суда Республики Карелия от 11 октября 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-233/2024 (33-4441/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Красков Виталий Петрович
Ответчики
ГУП РК "КарелКоммунЭнерго"
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Карелия
Карельская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения
Управление Федеральной налоговой службы по республике Карелия
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Фаткуллина Лилия Закуановна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
21.12.2023Передача дела судье
23.01.2024Судебное заседание
09.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2024Передано в экспедицию
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее