Судья Штольп Э.В. Дело № 33-7097/2023 (№ 2-103/2023)
УИД 25RS0023-01-2023-000176-70
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 сентября 2023 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Вишневская С.С.,
судей Коржева М.В., Симоновой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Киселевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Лунев А.В. к
Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа, Министерству труда и социальной политики Приморского края, Правительству Приморского края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности,
по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации Ольгинского муниципального округа <адрес>, представителя ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» Галиева Н.В., лица, не привлеченного к участию в деле, – Министерства труда и социальной политики <адрес> на решение Ольгинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск удовлетворен, признан факт нарушения условий жизнедеятельности Лунев А.В. в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа <адрес> в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ, Лунев А.В. признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-ДД.ММ.ГГГГ, на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» возложена обязанность включить Лунев А.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на каждого, включаемой за счет средств резервного фонда в соответствии с постановлением №-па от ДД.ММ.ГГГГ администрации <адрес> «О создании и использовании резервного фонда <адрес> по ликвидации чрезвычайной ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>».
Заслушав доклад судьи Коржева М.В., объяснения представителя ответчиков КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» и Министерства труда и социальной политики <адрес> Галиева Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Лунев А.В. обратился в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения <адрес>», администрации Ольгинского муниципального округа, указав, что Постановлением <адрес> Кожемяко О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в Ольгинском муниципальном округе в связи с прохождением сильного снегопада 21-ДД.ММ.ГГГГ введен режим ЧС. Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ №, подписанным временно исполняющей обязанности главы Ванниковой Е.Э., определены границы ЧС «Ольгинский муниципальный округ». В момент ЧС истец находился по адресу своего проживания: <адрес>, где отсутствовало транспортное сообщение как внутри поселка, так и с другими населенными пунктами, длительное время отсутствовала возможность выбраться из дома из-за двухметрового снега, улица не чистилась, федеральная трасса была почищена ориентировочно ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ им в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» было подано заявление о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий проживания при ЧС № ЕМП-20№-4, по результатам рассмотрения которого было принято решение об отказе в назначении выплаты, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя по одному из критериев не установлен, в связи с чем условия жизнедеятельности заявителей в результате ЧС не нарушены, с чем он не согласен. КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» назначает выплату на основании заключения комиссии органов МС муниципальных образований края. Постановлением Администрации Ольгинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № была создана соответствующая комиссия, однако комиссия по его адресу не приходила, заключение об отсутствии нарушений условий проживания сделала заочно, в нарушение п. 21 раздела V Методических рекомендаций с результатами обследования его не ознакомили, данное заключение явилось основанием для отказа в предоставлении государственной услуги. Просил установить факт нарушения условий его жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, обязать включить его в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, произвести выплату в размере 10000 руб..
Стороны в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещены, от них поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд первой инстанции в силу ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, удовлетворив ходатайства сторон.
Судом постановлено указанное выше решение.
С решением суда не согласились представители ответчиков, представитель лица, не привлеченного к участию в деле - Министерства труда и социальной политики <адрес>, ими поданы апелляционные жалобу с просьбой отменить решение суда, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Возражения на апелляционные жалобы не поступили.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 150 ГПК РФ при подготовке дела к судебному разбирательству судья разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора.
В нарушение данной нормы процессуального закона суд первой инстанции не разрешил вопрос о составе лиц, участвующих в деле, не привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство труда и социальной политики <адрес> и <адрес>, не учел, что при введении режима чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием единовременной материальной помощи, осуществляется за счет средств резервного фонда, выделенных Министерству труда и социальной политики <адрес>, а распределителем резервов из резервного фонда для оказания единовременной помощи является <адрес>.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; в любом случае основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).
При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой (ч. 5).
Учитывая, что обжалуемое решение суда принято без привлечения к участию в деле в качестве соответчиков Министерства труда и социальной политики <адрес> и <адрес>, судебная коллегия протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ на основании ч. 5 ст. 330 ГПК РФ перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, привлекла к участию в деле в качестве соответчиков Министерство труда и социальной политики <адрес> и <адрес>, в связи с чем решение Ольгинского районного суд <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ в составе судебной коллегии произошла замена судьи Ильиных Е.А. на судью Вишневская С.С. в связи с нахождением Ильиных Е.А. в отпуске.
Истец, представители ответчиков администрации Ольгинского муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении не просили. Судебная коллегия с учетом мнения представителя ответчиков КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» и Министерства труда и социальной политики <адрес> Галиева Н.В. сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» и Министерства труда и социальной политики <адрес> Галиева Н.В. против удовлетворения иска возражал по доводам, изложенным в письменной форме, просил в удовлетворении иска отказать. Указал, что порядок оказания данной помощи регламентирован Постановлением Правительства ПК от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, которым для назначения единовременной материальной помощи необходимо соблюдение следующих условий: проживание лица в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации и нарушение условий его жизнедеятельности, указанного в пункте 1.2 настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Истец проживает в северном районе ПК, получает надбавки за особые условия труда, а в <адрес>, где он проживает, в принципе отсутствует общественный транспорт, электричество отсутствовало не более суток, все чистилось по мере возможности. С заключением комиссии, которая не установила никаких нарушений, истец ознакомлен, его не оспаривал.
Судебная коллегия, заслушав представителя ответчиков КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» и Министерства труда и социальной политики <адрес>, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пг в связи с прохождением в <адрес> в декабре 2022 г. снежного циклона с ДД.ММ.ГГГГ режим чрезвычайной ситуации регионального характера введен на территории Ольгинского муниципального округа. Границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
В соответствии с п.4 указанного постановления данное постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № границы чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона установлены в границах Ольгинского муниципального округа.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт «л» п. 1).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Указанными Правилами установлено, что единовременная материальная помощь оказывается в размере 10000 рублей на человека (п.1.4); назначение единовременной материальной помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в п.1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности лица, указанного в п.1.2. настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п.2.1); подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> (п.2.2); факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (п.2.3).
Пунктом 2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Согласно п.3 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в п.3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с п.5 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем:
а) степень повреждения здания (помещения);
б) состояние теплоснабжения здания (помещения);
в) состояние водоснабжения здания (помещения);
г) состояние электроснабжения здания (помещения);
д) возможность использования лифта.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
В силу п.6 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем:
а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего;
б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Лунев А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» с заявлением о назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» №ЕМП-20№-4 от ДД.ММ.ГГГГ в назначении выплаты единовременной материальной помощи отказано, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами в силу следующего. Факт отсутствия электроснабжения и транспортного сообщения в месте проживания Лунев А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сторонами не оспаривался, более того, они подтверждались материалами дела, - сведениями, представленными ООО «АТО «Приморье-Арсеньев», исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, АО «ДРСК» филиал «Приморские электрические сети от ДД.ММ.ГГГГ №, АО «Приморское автодорожное ремонтное предприятие» филиал «Ольгинский» № от ДД.ММ.ГГГГ. Это подтверждено и заключением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт проживания заявителя по адресу, указанному в иске, кроме того им установлено нарушение электроснабжения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителю остановочного пункта. С заключением комиссии истец не ознакомлен, что следует из материалов дела (л.д. 45) и подтверждает его позицию об этом, изложенную в иске.
Таким образом, в период чрезвычайной ситуации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в месте проживания истца имело место нарушение условий жизнедеятельности по двум критериям: нарушение электроснабжения в жилом помещении и отсутствие транспортного сообщения, что в соответствии с п.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ № подлежало оценке как нарушение условий жизнедеятельности. При указанных обстоятельствах судебная коллегия убеждена, что истец является пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, подлежит включению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, в связи с чем искровые требования в указанной части подлежат удовлетворению.
Доводы ответчиков о том, что поскольку заключением комиссии ОМСУ от ДД.ММ.ГГГГ факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен, а указанное решение незаконным не признано, в связи с чем отсутствовали основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истца в судебном порядке, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку указанный вывод комиссии противоречит положениям закона, которым установлено, что фактами нарушения условий жизнедеятельности, в том числе, является отсутствие электроснабжения в жилом помещении более суток и отсутствие транспортного сообщения. Поскольку указанные факты нарушения жизнедеятельности истца были установлены, в том числе и в заключении комиссии, то оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности Лунев А.В. в результате чрезвычайной ситуации не имелось.
В свою очередь обращение истца с настоящим иском в суд, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности, свидетельствует о его несогласии с заключением комиссии. В свою очередь необращение истца в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию, спасательные службы и пункты временного размещения граждан, которые были организованы на территории Ольгинского муниципального округа <адрес>, нарушение условий его жизнедеятельности не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада он не находился в тяжелой жизненной ситуации.
Довод ответчиков о том, что отсутствие электроснабжения и транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истца угрозу жизни или здоровью несостоятелен, поскольку нарушение хотя бы одного из таких условий, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию не подлежит.
В соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-пп, структурные подразделения КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о назначении единовременной материальной помощи, решения о назначении финансовой помощи формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в Учреждение, в свою очередь КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики <адрес>, которое готовит проект решения <адрес> о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и направляет его на согласование в установленном порядке.
При установленных обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению в части установления факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признания его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» включить его в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10000 руб., в удовлетворении исковых требований о выплате единовременной материальной помощи судебная коллегия полагает необходимым отказать, поскольку до включения истца в сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, подготовки на основании списка проекта решения <адрес> о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи, его согласования в установленном порядке и утверждения обязанность по выплате единовременной материальной помощи истцу у ответчиков не возникла, поскольку обязанность по включению истца в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, возложена на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» только настоящим апелляционным определением. С учетом изложенного в дальнейшем право истца на получение единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 000 руб. будет реализовано в порядке и сроки, установленные Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-па «О создании и использовании резервного фонда <адрес> по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории <адрес>».
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 22.05.2023 отменить, принять по делу новое решение.
Иск Лунев А.В. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа, Министерству труда и социальной политики Приморского края, Правительству Приморского края об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности удовлетворить частично.
Признать факт нарушения условий жизнедеятельности Лунев А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения (паспорт №) в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа Приморского края в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.
Лунев А.В. признать пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21 по ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на КГКУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» (ОГРН 1142537005566) включить Лунев А.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб..
В остальной части иска отказать.
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи