дело № 2а-1034/2020.
УИД: 16RS0050-01-2020-000223-33
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 января 2020 года город Казань
Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И., при секретаре Егоровой Ю.В., с участием помощника Казанского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Галиева А.Г., представителя административного истца – Крылова Е.В., административного ответчика – Зиганшина А.З.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ об установлении административного надзора в отношении освобождаемого из мест лишения свободы Зиганшина А.З..
У С Т А Н О В И Л:
13.01.2020 начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по РТ обратился в суд с административным исковым заявлением к Зиганшину А.З. об установлении административного надзора и ограничений.
В обоснование заявленных требований с учётом дополнений к административному исковому заявлению указал, что Зиганшин А.З. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Кукморского районного суда Республики Татарстан от 18.10.2019 за совершение преступления в период нахождения под административным надзором по решению Кукморского районного суда Республики Татарстан от 26.01.2018. Зиганшин А.З. ранее судим за совершение особо тяжкого преступления по приговору Вятскополянского районного суда Кировской области от 24.06.2008. 17.03.2020 Зиганшин А.З. подлежит освобождению из ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан по отбытию срока наказания по приговору Кукморского районного суда Республики Татарстан от 18.10.2019. Ссылаясь на указанные обстоятельства, ввиду наличия у Зиганшина А.З. судимости за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания и высокой вероятности повторного совершения новых преступлений просил рассмотреть вопрос об установлении в отношении осужденного административного надзора на срок до погашения судимости по приговору от 18.10.2019, и одновременном установлении ему административных ограничений в виде: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица с 22:00 часов до 06:00 часов; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков (клубов, баров, ресторанов); обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В судебном заседании представитель административного истца административное исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в административном иске, просил его удовлетворить.
Освобождаемый из мест лишения свободы – Зиганшин А.З. с административным исковым заявлением не согласился.
Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, мнение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора подается исправительным учреждением или органом внутренних дел. По делу об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, административное исковое заявление подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон N 64-ФЗ).
Статьёй 2 Закона N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с абзацем 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ).
Согласно пункту 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания являются основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона N 64-ФЗ). С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, предусмотрены в статье 4 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ.
На основании частей 1 и 2 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В соответствии со статьёй 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения, перечисленные в Федеральном законе, которые могут устанавливаться в отношении поднадзорного лица. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
В силу разъяснений пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. С учётом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Из материалов дела следует, что приговором Вятскополянского районного суда Кировской области от 24.06.2008 Зиганшин А.З. был осужден по части 3 статьи 30, пункту «г» части 3 статьи 228.1 УК РФ, с применением статьи 64 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы.
Совершённое Зиганшиным А.З. по указанному приговору суда преступление, относится к категории особо тяжкого преступления.
В соответствии с пунктом «д» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей во время совершения преступления) судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.
04.09.2012 Зиганшин А.З. был освобождён по отбытию наказания.
Решением Кукморского районного суда Республики Татарстан от 26.01.2018 по вышеуказанному приговору в отношении Зиганшина А.З. был установлен административный надзор на срок 1 год 6 месяцев, а именно до 02.08.2019.
В период нахождения под административным надзором Зиганшиным А.З. совершено преступление, предусмотренное частью 2 статьи 314.1 УК РФ, за которое он осужден приговором Кукморского районного суда Республики Татарстан от 05.06.2019, с назначением наказания в виде 04 месяцев лишения свободы условно с испытательным сроком 06 месяцев.
Приговором Кукморского районного суда Республики Татарстан от 18.10.2019 Зиганшин А.З. осужден за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 314.1 УК РФ, с применением части 4 статьи 74, части 1 статьи 70 УК РФ, путём отмены условного осуждения, назначенного по приговору от 05.06.2019, а также по совокупности приговоров путём частичного присоединения неотбытой части наказания, назначенного по приговору от 05.06.2019.
В отношении Зиганшина А.З. указанными приговорами судов от 05.06.2019 и от 18.10.2019 установлено наличие рецидива преступлений.
В силу статьи 15 УК РФ (в редакции, действовавшей во время совершения преступлений), преступления, квалифицируемые указанными приговорами судов от 05.06.2019 и от 18.10.2019, отнесены уголовным законом к категориям небольшой тяжести.
В соответствии с пунктом «в» части 3 статьи 86 УК РФ (в редакции, действовавшей во время совершения преступлений - Федерального закона от 23.07.2013 N 218-ФЗ) судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой тяжести, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
17.03.2020 Зиганшин А.З. освобождается из мест лишения свободы по отбытию наказания.
Таким образом, Зиганшин А.З., освобождаемый из мест лишения свободы, имеет непогашенную судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания по приговору от 18.10.2019.
Следовательно, административный надзор в отношении Зиганшина А.З. подлежит установлению исходя из наличия непогашенной судимости по приговору Кукморского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 18.10.2019 как в отношении лица, имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, за которое был осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
По месту отбывания наказания Зиганшин А.З. характеризуется отрицательно, нарушений установленного порядка отбывания наказания и поощрений не имеет, не трудоустроен и желания работать не проявляет.
При установлении административных ограничений суд учитывает поведение осужденного за весь период отбывания наказания, данные, характеризующие его личность, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, обстоятельства его совершения и полагает достаточным установление ограничений в виде явки двух раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в период с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключением трудовой деятельности, либо в целях оказания медицинской помощи поднадзорному лицу или членам его семьи.
Оснований для установления административному ответчику других административных ограничений при рассмотрении дела не установлено.
Удовлетворение административного искового заявления полностью суд считает нецелесообразным, поскольку это существенно ограничит конституционные права Зиганшина А.З., а также не позволит достигнуть должного воздействия на его поведение.
Следовательно, заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 272, 273, 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Установить административный надзор, после отбытия наказания, в отношении Зиганшина А.З., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Кукморского районного суда Республики Татарстан от 18.10.2019.
Срок исчислять с момента постановки осужденного на учёт в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установить ограничение в виде явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, определенные органом внутренних дел.
Установить ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности (в случае официального трудоустройства), либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членам его семьи.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение суда в течение 10 дней со дня вынесения может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан, с подачей апелляционной жалобы через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан.
Судья Д.И. Галяутдинова