Решение по делу № 3а-132/2018 от 31.08.2018

№ 3а-132/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 октября 2018 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В., с участием представителя административного истца Флеганова А.Ф., представителя Управления Росреестра по Республике Карелия Шляминой Ю.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шилова В.М. об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Шилов В.М. обратился в суд по тем основаниям, что является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала (...). По инициативе административного истца индивидуальный предприниматель Ш. выполнил отчет №(...) от 29 марта 2018 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 2256000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г.

Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Учитывая, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в (...), равной его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель Управления Росреестра по Республике Карелия оставила разрешение спора на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Выслушав явившихся лиц, показания свидетеля Шпак В.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Шилов В.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), площадью (...) кв.м.

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Налогоплательщиками налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п.1 ст.389 НК РФ).

Статьей 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Таким образом, Шилов В.М. является в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, налоговая базаобъекта недвижимости определяется исходя из его кадастровой стоимости.

Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) в Единый государственный реестр земель кадастрового района внесены 30 марта 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 02 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет №(...) от 02 марта 2005 г., распоряжения Главы местного самоуправления Кондпожского районаот 19 июля 2004 г. №597-р «О предоставлении земельного участка в собственность ОАО «Лечебно-профилактическое учреждение, клиника естественного оздоровления «Санаторий Кивач», распоряжения Главы местного самоуправления Кондопожского района от 02 августа 2004 г. №640-р «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «деревня Александровка», описания земельных участков, подготовленного ИП Т. от 26 июля 2004 г.

Кадастровая стоимость земельного участка, сведения о котором содержались в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2010 г., определена в период проведения последней государственной оценки земель населенных пунктов Республики Карелия в размере 12595147 руб. 36 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.

Согласно абз.1 ст.24.12Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ)государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 КАС РФ).

Сведения о кадастровой оценке объекта недвижимости внесены в 2005 году, то есть административный истец обратился в суд с административный иском с пропуском установленного КАС РФ срока.

Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судамидел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз.3 ч.11 ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец 31 августа 2018 г. обратился в суд.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в (...), площадью (...) кв.мпо состоянию на 01 января 2010 г. определена на основании отчетаоб оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства № (...) от 29 марта 2018 г., выполненногоиндивидуальным предпринимателем Ш. и составляет 2256000 руб.

В соответствиисо ст.12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, подробно исследовав возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц, выслушав показания свидетеля Ш., суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, нарушений, которые ставили бы под сомнение его выводы, оценщиком не допущено, в связи с чем суд признает достоверным и отвечающим требованиям действующегозаконодательства представленный отчет, следовательно, соглашается с рыночной стоимостьюземельного участкав размере 2256000 руб.

Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости объекта недвижимости, или сведений обего рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено,суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участкаподлежит установлению в размере, определенном по результатам отчетаиндивидуального предпринимателя Ш.

На основании ч.4 ст.7, п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственнойрегистрации недвижимости» и абз.6 ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу абз.5ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку административный искподан в суд31 августа 2018 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Шилова В.М. удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 января 2010 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), площадью (...) кв.м, в размере его рыночной стоимости, равной 2256000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 августа 2018 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2018 г.

3а-132/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Шилов В.М.
Ответчики
Управление Федеральной регистрационной службы по РК
Правительство Республики Карелия
Другие
Администрация Кондопожского муниципального района РК
ФГБУ "ФКП ФС государственной регистрации.,кадастра, картографии по РК"
Администрация Кончезерского сельского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
31.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
31.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
04.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.09.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2018[Адм.] Судебное заседание
03.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.09.2018[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2018[Адм.] Судебное заседание
12.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее