№ 3а-132/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации11 октября 2018 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Сафоновой М.В., с участием представителя административного истца Флеганова А.Ф., представителя Управления Росреестра по Республике Карелия Шляминой Ю.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шилова В.М. об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Шилов В.М. обратился в суд по тем основаниям, что является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в северо-восточной части кадастрового квартала (...). По инициативе административного истца индивидуальный предприниматель Ш. выполнил отчет №(...) от 29 марта 2018 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому его рыночная стоимость определена в размере 2256000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г.
Пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Учитывая, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в силу Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в (...), равной его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель Управления Росреестра по Республике Карелия оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Выслушав явившихся лиц, показания свидетеля Шпак В.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Шилов В.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), площадью (...) кв.м.
В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Налогоплательщиками налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (п.1 ст.389 НК РФ).
Статьей 391 НК РФ установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, Шилов В.М. является в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, налоговая базаобъекта недвижимости определяется исходя из его кадастровой стоимости.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) в Единый государственный реестр земель кадастрового района внесены 30 марта 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 02 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет №(...) от 02 марта 2005 г., распоряжения Главы местного самоуправления Кондпожского районаот 19 июля 2004 г. №597-р «О предоставлении земельного участка в собственность ОАО «Лечебно-профилактическое учреждение, клиника естественного оздоровления «Санаторий Кивач», распоряжения Главы местного самоуправления Кондопожского района от 02 августа 2004 г. №640-р «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «деревня Александровка», описания земельных участков, подготовленного ИП Т. от 26 июля 2004 г.
Кадастровая стоимость земельного участка, сведения о котором содержались в государственном кадастре недвижимости на 01 января 2010 г., определена в период проведения последней государственной оценки земель населенных пунктов Республики Карелия в размере 12595147 руб. 36 коп. Удельный показатель кадастровой стоимости утвержден постановлением Правительства Республики Карелия от 15 мая 2013 г. №158-П.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Согласно абз.1 ст.24.12Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ)государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 КАС РФ).
Сведения о кадастровой оценке объекта недвижимости внесены в 2005 году, то есть административный истец обратился в суд с административный иском с пропуском установленного КАС РФ срока.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судамидел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз.3 ч.11 ст.24.18 Федерального закона №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец 31 августа 2018 г. обратился в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в (...), площадью (...) кв.мпо состоянию на 01 января 2010 г. определена на основании отчетаоб оценке рыночной стоимости объекта капитального строительства № (...) от 29 марта 2018 г., выполненногоиндивидуальным предпринимателем Ш. и составляет 2256000 руб.
В соответствиисо ст.12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка, подробно исследовав возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц, выслушав показания свидетеля Ш., суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, нарушений, которые ставили бы под сомнение его выводы, оценщиком не допущено, в связи с чем суд признает достоверным и отвечающим требованиям действующегозаконодательства представленный отчет, следовательно, соглашается с рыночной стоимостьюземельного участкав размере 2256000 руб.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную оценщиком величину рыночной стоимости объекта недвижимости, или сведений обего рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено,суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участкаподлежит установлению в размере, определенном по результатам отчетаиндивидуального предпринимателя Ш.
На основании ч.4 ст.7, п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственнойрегистрации недвижимости» и абз.6 ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу абз.5ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку административный искподан в суд31 августа 2018 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Шилова В.М. удовлетворить.
Установить по состоянию на 01 января 2010 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), земельный участок расположен в (...), категория земель: (...), разрешенное использование: (...), площадью (...) кв.м, в размере его рыночной стоимости, равной 2256000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 31 августа 2018 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.П. Кудряшова
Решение в окончательной форме изготовлено 12 октября 2018 г.