№2а-906/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дальнереченск 13 декабря 2017 г.
Дальнереченский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Герман В.Н.,
при секретаре Гиргель О.Ю.,
с участием помощника Дальнереченского межрайонного прокурора Прытковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ФИО1 к администрации Дальнереченского муниципального района о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения
У С Т А Н О В И Л:
Дальнереченский межрайонный прокурор Кузьменко В.В. обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов ФИО1 к администрации Дальнереченского муниципального района (далее администрация ДМР), просит обязать административного ответчика произвести капитальный ремонт жилого помещения, в котором проживает ФИО1, расположенное по <адрес>, с выполнением следующих работ: произвести разборку деревянных полов с заменой доски, частичную замену лаг; замену бруса наружных стен; замену окон; штукатурку стен, потолков; замену дверной коробки в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу. Мотивируя требования тем, что по обращению ФИО1 Дальнереченской межрайонной прокуратурой проведена проверка о нарушении ее жилищных прав. В ходе которой было установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию ДМР с заявлением о проведении капитального ремонта жилого помещения, в котором она проживает. В проведении ремонта ей отказывалось ввиду того, что денежные средства на ремонт указанного жилого дома не предусмотрены в бюджете 2017 г. Между тем, администрацией ДМР представлена информация о том, что спорное жилое помещение включено в список состоящих на очереди на ремонт муниципальных жилых помещений, капитальный ремонт которого будет произведен в порядке очередности, кроме того, в 2017 г. принят бюджет в рамках программы «капитальный ремонт муниципального жилищного фонда в селах Дальнереченского района» и в рамках его исполнения запланирован ремонт 10 домов. Однако ремонт спорного жилого помещения не произведен, при этом, согласно муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ в список домов, подлежащих ремонту в 2017 г. включены дома, жители которых обратились в администрацию ДМР значительно позднее, чем ФИО1
В судебном заседании помощник Дальнереченского межрайонного прокурора Прыткова М.В., на доводах, изложенных в административном иске, настаивает, при этом пояснила, что необходимость проведение указанного ремонта установлена актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в настоящее время не может проживать в предоставленном ей жилом помещении, нуждающимся в проведении капитального ремонта, вынуждена проживать у своей внучки.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.
Представитель административного ответчика Шестернин Е.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, при этом пояснил, что произведенным обследованием установлена необходимость проведение капитального ремонта жилого помещения, в котором проживает ФИО1 Согласно сформированной очереди на проведение ремонта муниципального жилого фонда, жилое помещение в котором проживает ФИО1 включено в список, присвоена очередь № по общему списку, по Рождественскому сельскому поселению №. Сроки проведения капитального ремонта действующим законодательством не установлены, капитальный ремонт будет проведен в соответствии с очередностью.
Выслушав пояснения прокурора и представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению административного искового заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Как следует из ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с ч.ч.1-2 ст.681 ГК РФ текущий ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью нанимателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Частью 1 ст. 61 ЖК РФ установлено, что пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
В соответствии с п.п.2-3 ч.2 ст.65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан: принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение; осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
При этом в соответствии со ст.66 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма, не исполняющий обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, несет ответственность, предусмотренную законодательством. При неисполнении или ненадлежащем исполнении наймодателем жилого помещения по договору социального найма обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме и устройств, находящихся в жилом помещении и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшение платы за пользование занимаемым жилым помещением, общим имуществом в многоквартирном доме, либо возмещение своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещение убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей наймодателя.
В свою очередь, наниматель жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с ч.3 ст.67 ЖК РФ обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.1 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; плату за коммунальные услуги.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона к перечню видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов.
В соответствии с пунктом 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 года N 15/1, к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. К капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства относятся работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т.д. Предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, квартира, расположенная по <адрес> находится в муниципальной собственности Дальнереченского муниципального района Приморского края.
Нанимателем данной квартиры, в соответствии с договором социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО1, членом семьи нанимателя внук ФИО2 В ходе рассмотрения дела сторонами не заявлялось о том, что ФИО1 не исполняется обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии со ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005г. №315 утверждена форма договора социального найма, в соответствии с которой наниматель обязан производить текущий ремонт занимаемого жилого помещения. К текущему ремонту занимаемого жилого помещения, выполняемому Нанимателем за свой счет, относятся следующие работы: побелка, окраска и оклейка стен, потолков, окраска полов, дверей, подоконников, оконных переплетов с внутренней стороны, радиаторов, а также замена оконных и дверных приборов, ремонт внутриквартирного инженерного оборудования (электропроводки, холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения). Если выполнение указанных работ вызвано неисправностью отдельных конструктивных элементов общего имущества в многоквартирном доме или оборудования в нем либо связано с производством капитального ремонта дома, то они производятся за счет Наймодателя организацией, предложенной им. Одновременно с этим наймодатель обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения. При неисполнении или ненадлежащем исполнении Наймодателем обязанностей по своевременному проведению капитального ремонта сданного внаем жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении, Наниматель по своему выбору вправе потребовать уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, либо возмещения убытков, причиненных ненадлежащим исполнением или неисполнением указанных обязанностей Наймодателем.
В соответствии с пп. 2.3.4 п.2 Договора Наниматель обязан производить за свой счет текущий ремонт занимаемого жилого помещения.
В соответствии с пп. 2.1.2 п.2 Договора Наймодатель при производстве капитального ремонта жилого дома, а также в случаях, предусмотренных действующим законодательством, предоставляет иное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам.
Как видно из списка граждан состоящих на очереди на ремонт муниципальных жилых помещений ФИО1 состоит в очередности на проведение ремонта под № (л.д. ...). В списке граждан состоящих на очереди на ремонт муниципальных жилых помещений Рождественского сельского поселения ФИО1 состоит в очередности на проведение ремонта под № (л.д. ...).
Согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, расположенного по <адрес>, заключением комиссии по результатам обследования помещения, жилому помещению требуется проведение капитального ремонта следующих конструкций и элементов: разборка деревянных полов с заменой доски, частичная замена лаг; замена бруса наружных стен; замена окон; штукатурка стен, потолков; замена дверной коробки.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию Дальнереченского муниципального района с заявлением о проведении капитального ремонта квартиры, в проведении которого отказывалось в виду того, что денежные средства на ремонт указанного жилого дома не предусмотрены в бюджете 2017 г. ФИО1 была включена в список граждан состоящих на очереди на ремонт муниципальных жилых, под № с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ, по Рождественскому сельскому поселению включена в список под №. Согласно сообщению № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации ДМР ФИО3 вице губернатору ФИО4 администрации ДМР принято решение о проведении капитального ремонта жилого помещения, в котором проживает ФИО1 в 2017 г. (л.д...). Однако данное жилое помещение не было включено в муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту жилых домов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д....).
Согласно сообщению № от ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы администрации ДМР ФИО3 Дальнереченскому межрайонному прокурору, при выделении финансовых средств по статье капитальный ремонт муниципального жилого фонда администрации ДМР будет произведен ремонт муниципального жилого помещения расположенного по <адрес>.
Как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, сроки проведения ремонта спорного жилого помещения не определены, ремонт будет проведен в соответствии со сформированной очередью.
Согласно части 2 ст. 62 КАС РФ, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку спорное жилое помещение является муниципальным, капитальный ремонт данного имущества обязана производить администрация Дальнереченского муниципального района Приморского края.
Таким образом, поскольку на настоящий момент собственником жилого помещения не предпринимаются меры по проведению капитального ремонта жилого помещения в котором проживает ФИО1, несмотря на то, что поставлено в очередь, но временные рамки проведения капитального ремонта не определены, что свидетельствует о том, что фактически ответчиком не предпринимаются меры к исполнению своих обязанностей, суд считает, что подлежат удовлетворению требования прокурора о возложении обязанности на администрацию ДМР провести капитальный ремонт в жилом помещении – квартире, расположенной по <адрес>.
Соблюдая справедливый баланс интересов прав и законных интересов ФИО1 и административного ответчика – администрации ДМР, считая, что исполнение решения должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, необходимости предоставления времени для оформления документации, расчета сметы, объявления торгов, завоза строительных материалов и проведения ремонтных работ, суд полагает, что срок проведения ремонта до ДД.ММ.ГГГГ будет адекватным, соразмерным и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-188, 218-228 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Дальнереченского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов ФИО1 к администрации Дальнереченского муниципального района о возложении обязанности по проведению капитального ремонта жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию Дальнереченского муниципального района провести капитальный ремонт жилого помещения расположенного по <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Дальнереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 декабря 2017 г.
Председательствующий судья Герман В.Н.