дело № 3а-59/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 апреля 2021 года город Саратов
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Бугаевой Е.М.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Мухиной А.В.
с участием представителя ФГБУ «Управления Саратовмелиоводхоз» Копылова А.В., представителя общества с ограниченной ответственностью «Мечетка» Чайка К.А, представителя министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области Степановой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление Саратовмелиоводхоз» о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 2 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка», по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Мечетка» о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 14 декабря 2020 года № 654 «О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка»,
установил:
министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области 02 июня 2015 года издан приказ № 255 «Об определении границ рыбоводного участка», которым определены границы рыбного участка, расположенного на овраге Мечетка (Мечеткинское водохранилище) Энгельсского района Саратовской области.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление Саратовмелиоводхоз» (далее – ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз») обратилось с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка» как несоответствующим закону, имеющему большую юридическую силу. В обоснование доводов административный истец ссылается на то, что оспариваемый приказ не был опубликован в установленном законом порядке, не зарегистрирован.
Мечеткинское водохранилище является водным объектом, используемым в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, в связи с чем решение о выделении свободного участка на Мечеткинском водохранилище принято незаконно.
В нарушение части 3 статьи 3 Федерального закона «Об аквакультуре (рыболовстве») и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02 июля 2013 года № 148-ФЗ (далее – ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве») при принятии решения не учтено мнение ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз».
С 2019 года забор воды из водохранилища уменьшился, с целью понижения давления на плотину и донный водовыпуск уровень воды установлен не выше 34,7, что соответствует объему 3,53 млн. МЗ. С момента вынесения оспариваемого приказа спуск воды для проведения ремонтно-эксплуатационных работ донного водовыпуска был затруднен, поэтому спуск воды приведет к гибели рыбы.
Представитель заинтересованного лица ООО «Мечетка» полагал, что отсутствуют основания для удовлетворения иска, поскольку на основании указанного приказа реализованы права и обязанности общества «Мечетка» в связи с заключением договора пользования рыбоводным участком между Волго-Каспийским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству и ООО «Фамильный альбом» (правопреемник ООО «Мечетка») от 31 октября 2016 года по результатам состоявшихся 18 июня 2016 года торгов в отношении рыбоводного участка на овраге Мечетка.
Также общество с ограниченной ответственностью «Мечетка» (далее – ООО «Мечетка») обратилось с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 14 декабря 2020 года № 654 «О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка». В обоснование доводов указано на то, что решением Арбитражного суда Саратовской области при рассмотрении дела об оспаривании сделки (признании ничтожной) установлено, что на момент заключения договора пользования рыбоводным участком между Волго-Каспийским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству и ООО «<данные изъяты>» (правопреемник ООО «Мечетка») от 31 октября 2016 года по результатам состоявшихся 18 июня 2016 года торгов в отношении рыбоводного участка на овраге Мечетка ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз» не вело мелиоративную деятельность, в связи с чем имелись основания для заключения договора рыбоводным участком. Наличие решения Арбитражного суда Саратовской области подтверждает отсутствие у ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз» нарушения прав оспариваемым приказом.
Заинтересованное лицо Волго-Каспийское территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству в пояснениях указало, что на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 проведены торги в форме аукциона, по результатам которых с ООО «<данные изъяты>», правопреемником которого является ООО «Мечетка», был заключен договор пользования рыбоводным участком, расположенным на овраге «Мечетка». Полагает, что поскольку решением Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2020 года было установлено существование рыбоводного участка, а также отсутствие деятельности ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз» на данном участке, оснований для признания приказа от 02 июня 2015 года № 255 не имеется.
Определением Саратовского областного суда от 25 февраля 2021 года административное дело по иску ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз» объединено с административным делом по иску ООО «Мечетка» в одно производство.
Возражая против удовлетворения требований, представитель министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области указал на то, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка» не был опубликован как нормативный правовой акт, в связи с чем был принят приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 14 декабря 2020 года № 654 «О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка». В настоящее время опубликовать приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка» как нормативный правовой акт невозможно. Представитель административного ответчика полагал, что в связи с отменой приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 производство по делу подлежит прекращению.
Заслушав объяснения представителей административных истцов, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административные исковые заявления подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 и пункту 3 части 2 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты подразделяются в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водотоки (реки, ручьи, каналы) и водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).
Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. Береговая линия (граница водного объекта) для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера определяется по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом, а для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды (части 3 и пункты 2, 3 части 4 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно Государственному стандарту Союза ССР 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» водный объект - сосредоточение природных вод из поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима (пункт 6).
Гидрологический режим - совокупность закономерно повторяющихся изменений состояния водного объекта, присущих ему и отличающих его от других водных объектов (пункт 9). Водный режим - изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах и почвогрунтах (пункт 14).
Водоток - водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности (пункт 15). Водоем - водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные водоемы, представляющие собой природные скопления воды во впадинах, и искусственные водоемы - специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности (пункт 18 и примечание к нему). Гидрографическая сеть - совокупность водотоков и водоемов в пределах какой-либо территории (пункт 28).
Река - водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло (пункт 21). Озеро - естественный водоем с замедленным водообменом (пункт 176). Водохранилище - искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока (пункт 175).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве)» береговые линии (границы водных объектов) и (или) границы частей водных объектов, признаваемых рыбоводными участками, определяются в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок определения границ водных объектов и (или) их частей, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками (далее - границы рыбоводных участков), установлен соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 1183 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 данных Правил определение границ рыбоводных участков в отношении рыбоводных участков во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также во внутренних морских водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации, прилегающих к территории муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 11 Правил установлено, что на основании результатов рассмотрения предложений, а также инициативы органа государственной власти комиссия принимает решение об определении границ рыбоводного участка или об отказе в определении границ рыбоводного участка в случае несоответствия указанных предложений статье 4 Федерального закона «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или пункту 9 настоящих Правил.
Решение комиссии оформляется протоколом, к которому прилагаются сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской Федерации.
Орган государственной власти в течение 10 рабочих дней после подписания указанного в пункте 11 настоящих Правил протокола комиссии определяет границы рыбоводных участков посредством принятия правового акта, содержащего сведения о рыбоводных участках с указанием их границ, наименования водного объекта, муниципального образования (в случае если рыбоводный участок расположен на территории муниципального образования либо примыкает к территории муниципального образования), площади и вида водопользования, предусмотренного Водным кодексом Российской (пункт 12 Правил).
В силу положений подпункта «а» пункта 13 Правил орган государственной власти после принятия правового акта в течение 3 рабочих дней размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» правовой акт, а также протокол комиссии и схему водных объектов с нанесенными границами рыбоводных участков.
В целях определения границ рыбоводных участков орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает комиссию по определению границ рыбоводных участков (пункт 3 Правил), порядок деятельности которой определен приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 94.
В соответствии с пунктом 12.6.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее – министерство), утвержденного 08 октября 2013 года № 537-П постановлением Правительства Саратовской области, к полномочиям министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области в сфере аквакультуры (рыболовства) относится определение территории Саратовской области береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, признаваемых водными участками.
Для осуществления возложенных на министерство задач и функций министерство имеет право издавать правовые акты (приказы, распоряжения) по вопросам компетенции министерства (подпункт 4 пункта 14 Положения о министерстве).
Как видно из материалов дела, 02 июня 2015 года проведено заседание комиссии по определению границ рыбоводного участка, созданной на основании приказа министерства от 15 мая 2015 года № 219. На основании протокола заседания комиссии приказом министерства от 02 июня 2015 года определены границы рыбоводного участка, расположенного в овраге Мечетка (Мечеткинское водохранилище) Энгельсского района Саратовской области площадью 1223 га по береговой линии.
Протокол заседания комиссии и оспариваемый приказ от 02 июня 2015 года № 255 в соответствии с пунктом 13 Правил были размещены на сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (т. 2 л.д. 37-38).
В соответствии со статьей 5 Закона Саратовской области № 64-ЗСО от 26 июня 2006 года в редакции от 02 февраля 2021 года «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» постановления Губернатора области и Правительства области, нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти области подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней со дня их подписания.
На основании статьи 6 Закона Саратовской области № 64-ЗСО от 26 июня 2006 года в редакции от 02 февраля 2021 года «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области» официальным опубликованием законов области, постановлений областной Думы, имеющих нормативный характер, постановлений Губернатора области и Правительства области, нормативных правовых актов иных органов исполнительной власти области считается первая публикация их полного текста в газете «Саратовская областная газета «Регион 64», в «Собрании законодательства Саратовской области», первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания «Новости Саратовской губернии» (www.G-64.RU), сайте сетевого издания «Регион 64» (www.RE64.RU), «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2014 года № 198 «О порядке опубликования законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru)» опубликование законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) осуществляется в течение десяти дней со дня их подписания.
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка» в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов, не опубликован.
Указывая на данное обстоятельство, представитель министерства сослался на то, что, издавая приказ, министерство исходило из того, что приказ не обладает признаками нормативного правового акта.
Суд не может согласится с данным утверждением по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыболовного участка» обладает признаками нормативного правового акта, поскольку направлен на регулирование общественных отношений в сфере осуществления аквакультуры, затрагивающих неопределенный круг лиц, рассчитан на неоднократное применение, так как позволяет заниматься рыбоводством на выделенных рыбоводных участках неопределенному кругу лиц, направлен на изменение или прекращение существующих правоотношений, обязателен для неопределенного круга лиц в связи с использованием рыболовного участка, издан управомоченным органом государственной власти – министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области.
Между тем акты, не прошедшие государственную регистрацию, не опубликованные в предусмотренном порядке, а равно имеющие иные нарушения порядка принятия и введения в действие, свидетельствующие об отсутствии у них юридической силы, не влекут правовых последствий и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке.
Установив такие нарушения, суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в суд его отдельных положений), как не имеющего юридической силы с момента его принятия (пункт 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50).
Как следует из приведенных выше правовых норм, регулирование правоотношений, затрагивающих права и законные интересы юридических лиц, в силу действующего законодательства не может осуществляться нормативным правовым актом в отсутствие его официального опубликования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
С учетом того, что оспариваемый приказ по своему правовому содержанию является нормативным правовым актом, официально не опубликован в установленном порядке, он подлежит признанию недействующим полностью независимо от иных оснований и доводов, содержащихся в административном исковом заявлении, со дня его принятия министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз» о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка», является обоснованным и подлежит удовлетворению, а оспариваемый приказ, обладающий признаками нормативного правового характера, не опубликованный в установленном законом порядке, не имеет юридической силы и является основанием для признания его недействующим с момента его принятия.
Доводы заинтересованного лица о том, что права административного истца не затронуты, поскольку на момент принятия приказа и заключения договора рыбоводного участка с ООО «Мечетка» ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз» не вело мелиоративной деятельности, не могут быть приняты во внимание.
Действительно, в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «Об аквакультуре (рыболовстве») и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02 июля 2013 года № 148-ФЗ (далее – ФЗ «Об аквакультуре (рыболовстве») в обводненных карьерах и прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках), а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, рыбоводные участки не выделяются.
Вместе с тем согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости гидротехническое сооружение «Водохранилище на балке Мечетка», расположенное по адресу: Саратовская область, Энгельсский район, 4,5 км юго-западнее от пос. Новопушкинское Водохранилище на балке Мечетка, с кадастровым номером <данные изъяты>, включает в себя земляную плотину, верховой откос, укрепленный сборными железобетонными плитами, водосброс: стальная труба, водовыпуск, естественный овраг. Указанный объект является собственностью Российской Федерации, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 19 июня 2015 года (т. 1 л.д. 47). Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом Саратовской области от 05 июля 2010 года № 243-р данное гидротехническое сооружение передано в оперативное управление ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз» (т. 1 л.д. 48).
Из представленной в материалы дела копии Декларации безопасности следует, что Мечеткинское водохранилище относится к гидротехническим сооружениям III класса опасности, главной задачей которого является обеспечение нормального (безаварийного) режима водохранилища и входящих в его состав сооружений. Мечеткинское водохранилище является водным объектом, используемым в процессе функционирования мелиоративных систем (т. 2 л.д.65-67).
По сообщению Ниже-Волжского бассейнового водного управления сведения о Мечеткинском водохранилище, а также гидротехнические сооружения на водохранилище балки Мечетка содержатся в государственном водном реестре (т. 2 л.д. 109-115).
Вопросы, касающиеся прав собственников и титульных владельцев гидротехнических сооружений, урегулированы Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Так, собственник (титульный владелец) и (или) эксплуатирующая организация гидротехнического сооружения имеет права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением как объектом недвижимости и обязан соблюдать требования, установленные статьей 9 указанного закона, а именно: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.
Согласно Правилам эксплуатации гидротехнических сооружений Мечеткинского водохранилища, расположенного у села Квасниковка, согласованным со Средне-Поволжским Управлением Ростехнадзора, балансодержатель обязан вести системный контроль за состоянием гидротехнических сооружений, проверять состояние напорного откоса плотины, водосборного сооружения, отводящего канала, береговой зоны чаши водохранилища и выполнять мероприятия по приведению в первоначальное техническое состояние.
Заключение договора рыболовного участка, принятого на основании оспариваемого приказа, как следует из административного иска, может препятствовать необходимой эксплуатации гидротехнических сооружений, принадлежащих на праве оперативного управления ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз», на которых расположен рыболовный участок, что в соответствии со статьей 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации может свидетельствовать о нарушении прав административного истца - управления ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз» и его праве на обращение в суд.
То обстоятельство, что решением Арбитражного суда Саратовской области при рассмотрении дела об оспаривании сделки (признании ничтожной) установлено, что на момент заключения договора пользования рыбоводным участком между Волго-Каспийским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству и ООО «<данные изъяты>» (правопреемник ООО «Мечетка») от 31 октября 2016 года по результатам состоявшихся 18 июня 2016 года торгов в отношении рыбоводного участка на овраге Мечетка ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз» не вело мелиоративную деятельность, не имеет правового значения, поскольку данным судебным актом не установлено отсутствие нарушения прав ФГБУ «Управление Саратовмелиоводхоз», владеющего на праве оперативного управления гидротехническими сооружениями.
В период рассмотрения административного дела в суде административным ответчиком принят приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 14 декабря 2020 года № 654 «О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка».
Представителем министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области заявлено ходатайство о прекращении производства по делу в связи с отменой оспариваемого нормативного правового акта.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Поскольку оспариваемый нормативный акт отменен административным ответчиком в период рассмотрения дела, а также нормативный правовой акт применялся к участникам спорных правоотношений, затрагивает права административных истцов, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Что касается требований ООО«Мечетка» о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 14 декабря 2020 года № 654 «О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка», суд считает, что данный нормативный акт, опубликованный на сайте издания «Новости Саратовской Губернии» www.g-64.ru, по своему правовому содержанию не влечет правовых последствий с учетом признания недействующим судом с момента принятия приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка».
Суд полагает, что и принятие нормативного акта о признании утратившим силу приказа министерства, установившего границы рыбоводного участка, должно приниматься в том же порядке, что и первоначальный нормативный правовой акт.
Однако, как следует из дополнений к возражениям административного ответчика, указанный выше приказ принят министерством без соблюдения процедуры, установленной пунктом 11 Правил, заседание комиссии по данному вопросу не проводилось, соответствующий протокол не составлялся и не публиковался (т. 2 л.д. 147-149). Доказательств обратному суду не представлено.
Учитывая, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка» судом признан недействующим, кроме того, административным ответчиком принят в нарушение установленной законом процедуры, установленной Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 года № 1183 и приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 11 марта 2015 года № 94, а также принят в отношении правового акта, не опубликованного в установленном законом порядке, в связи с чем не влекущего правовых последствий, оспариваемый приказ от 14 декабря 2020 года № 654 «О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка» следует признать недействующим.
Поскольку признание приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 14 декабря 2020 года № 654 «О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка» не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт исходя из положений статьи 6 Закона Саратовской области № 64-ЗСО от 26 июня 2006 года в редакции от 02 февраля 2021 года «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФГБУ «Управления Саратовмелиоводхоз» о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 02 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка».
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Мечетка» о признании недействующим приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 14 декабря 2020 года № 654 «О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 2 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка» удовлетворить.
Признать недействующим приказ министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 14 декабря 2020 года № 654 «О признании утратившим силу приказа министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 2 июня 2015 года № 255 «Об определении границ рыбоводного участка».
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, в котором должен был быть опубликован оспоренный нормативный правовой акт в соответствии с положениями статьи 6 Закона Саратовской области № 64-ЗСО от 26 июня 2006 года в редакции от 02 февраля 2021 года «О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области».
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.М. Бугаева