Решение по делу № 2-1991/2020 от 27.04.2020

Дело № 2-1991/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2020 года г.Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе:

Председательствующего: Хабарова Л.В.,

при секретаре судебного заседания Ежелевой М.А.,

с участим помощника прокурора Кузнецовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска, действующего в интересах А.Д.А., к Администрации города Челябинска, Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-10 на Артиллерийской» о возложении обязанности обеспечить мобильным подъемным устройством,

                У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тракторозаводского района г.Челябинска, действующий в интересах А.Д.А. обратился в суд с иском (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) к Администрации города Челябинска, Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-10 на Артиллерийской» (далее- ЖЭУ) о возложении обязанности обеспечить А.Д.А. мобильным подъемным устройством -ступенькоходом, отвечающим требованиям безопасности, к жилому помещению , расположенному на 2 этаже <адрес>.

В обоснование иска указано, что А.Д.А. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, относится к категории маломобильных групп населения и использует для передвижения кресло-коляску. Он проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, при этом в подъезде дома, у входной группы, ведущей с улицы в подъезд дома, в котором расположена <адрес>, а также внутри подъезда, имеются высокие пороги (более 4 см), лифт отсутствует. На лестницах, ведущих на 1 и 2 этажи, установлены аппарели, которые не являются безопасными (большой угол уклона аппарелей, отсутствие поручней), иных средств для обеспечения доступности жилого помещения А.Д.А., расположенного на 2 этаже, не имеется.

В судебном заседании помощник прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска Кузнецова О.В. поддержала уточненные требования.

А.Д.А. при надлежащем извещении в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель Админ6истрации г.Челябинска, она же представитель третьего лица Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Челябинска Раткевич Т.А. с иском не согласилась, поддержала письменный отзыв, не возражала против предоставления истцу мобильного устройства в виде подъемного устройства-ступенькохода.

Представитель ответчика Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-10 на Артиллерийской», извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился.

Представитель третьего лица Комитета социальной политики г.Челябинска Сощенко О.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала позицию Администрации г.Челябинска.

Принимая во внимание, что участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании установлен, что А.Д.А.,А. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, относится к категории маломобильных групп населения и использует для передвижения кресло-коляску, что подтверждается справкой серии МСЭ (л.д.23).

А.Д.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой ООО «ЖЭУ-10» от ДД.ММ.ГГГГ, обращениями ФИО9 к уполномоченному по правам человека в Челябинской области (л.д. 38, 50-51).

Согласно акту проверки с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, составленному помощником прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска К.А.В., установлено, что в подъезде дома, у входной группы, ведущей с улицы в подъезд дома, в котором расположена <адрес>, а также внутри подъезда, имеются высокие пороги (более 4 см), лифт отсутствует. На лестницах, ведущих на 1 и 2 этажи, установлены аппарели, которые не являются безопасными (большой угол уклона аппарелей, отсутствие поручней), иных средств для обеспечения доступности жилого помещения А.Д.А., расположенного на 2 этаже, не имеется (л.д.39-43).

Многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, в том числе, неприватизированные жилые помещения в нем, включены в реестр муниципального имущества города Челябинска ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ -п.

Управление общим имуществом многоквартирного <адрес> осуществляется управляющей организацией - ООО «ЖЭУ-10» на Артиллерийской».

Арефьева Н.Н. в интересах сына - А.Д.А. обращалась в муниципальную комиссию для проведения обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме на предмет его доступности для инвалида.

Как следует из заключения муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов, где проживают инвалиды от ДД.ММ.ГГГГ, возможность приспособления жилого помещения А.Д.А. и общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, отсутствует.

Вместе с тем, согласно акту обследования входной группы и прилегающей территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО учебно-производственный многофункциональный социально-реабилитационный центр обслуживания населения <данные изъяты> имеется техническая возможность для установки подъёмных устройств с целью обеспечения доступности вышеуказанного жилого помещения для маломобильной категории граждан.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363.

Согласно ст. 3 ФЗ № 181 законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Требованиями ст. 11.1 ФЗ № 181 установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых па обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до ДД.ММ.ГГГГ указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ .

С ДД.ММ.ГГГГ введен в действие «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ /пр.

В соответствии с требованиями п.п. 5.1.14, 5.1.15, 6.1.1 C1I 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН. На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и МГН при наличии сопровождающих лиц.

В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).

Из пункта 2 названных Правил, следует, что данные Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Постановлением Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ -п утвержден Порядок о создании муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищною фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.

В силу с ч. 1 ст. 15 ФЗ № 181 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 ст. 15 ФЗ № 181).

Из указанных норм следует, что действующим законодательством, в том числе, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационноправовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно п. 5 Муниципальной программы «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в городе Челябинске на 2017 - 2020 годы», утвержденной распоряжением Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ , система программных мероприятий включает, в том числе, обеспечение доступности объектов жилищно-коммунального хозяйства (установка пандусов в подъезды многоквартирных домов, где проживают маломобильные инвалиды).

В связи с указанным, вышеуказанной программой прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обустройству входных групп в подъезды многоквартирных домов, где проживают маломобильные инвалиды.

Управление многоквартирным домом, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, жилые здания.

Также п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 181 предусматривает публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда был построен тот или иной объект (в нашем случае многоквартирный дом), кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Поскольку А.Д.А., являясь инвалидом 1-й группы, для передвижения вынужден пользоваться креслом-коляской, а входная группа и лестничные марши, ведущие к жилому помещению, в котором он проживает, не оборудованы техническими средствами реабилитации для инвалидов, суд полагает возможным возложить на Администрацию <адрес>, ООО «ЖЭУ-10 на Артиллерийской» обязанность предоставить истцу мобильное подъемное устройство-ступенькоход, отвечающий требованиям безопасности, к жилому помещению , расположенному на 2 этаже <адрес>, путем приобретения мобильного подъемного устройства за счет средств местного бюджета с последующей передачей мобильного устройства А.Д.А. на условиях договора безвозмездного пользования.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска, действующего в интересах А.Д.А., удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Челябинска, Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-10 на Артиллерийской» обязанность предоставить А.Д.А., использующему кресло-коляску, беспрепятственный доступ, а именно, предоставить мобильное подъемное устройство-ступенькоход, отвечающий требованиям безопасности, к жилому помещению , расположенному на 2 этаже <адрес>, путем приобретения мобильного подъемного устройства за счет средств местного бюджета с последующей передачей мобильного устройства А.Д.А. на условиях договора безвозмездного пользования.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий                    Л.В.Хабарова

2-1991/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тракторозаводского района г. Челябинска в интересах Арефьева Дмитрия Анатольевича
Арефьев Дмитрий Анатольевич
Ответчики
администрация г. Челябинска
ООО ЖЭУ-10 на Артиллерийской
Другие
УЖКХ администрации города Челябинска
Комитет социальной политики г. Челябинска
Суд
Советский районный суд г. Челябинск
Судья
Поняева Анна Юрьевна
Дело на сайте суда
sovetsky.chel.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.06.2020Предварительное судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
10.09.2020Производство по делу возобновлено
08.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Судебное заседание
26.11.2020Судебное заседание
02.12.2020Судебное заседание
11.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее