Дело № 2-1991/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2020 года г.Челябинск
Советский районный суд города Челябинска в составе:
Председательствующего: Хабарова Л.В.,
при секретаре судебного заседания Ежелевой М.А.,
с участим помощника прокурора Кузнецовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска, действующего в интересах А.Д.А., к Администрации города Челябинска, Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-10 на Артиллерийской» о возложении обязанности обеспечить мобильным подъемным устройством,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Тракторозаводского района г.Челябинска, действующий в интересах А.Д.А. обратился в суд с иском (с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ) к Администрации города Челябинска, Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-10 на Артиллерийской» (далее- ЖЭУ) о возложении обязанности обеспечить А.Д.А. мобильным подъемным устройством -ступенькоходом, отвечающим требованиям безопасности, к жилому помещению №, расположенному на 2 этаже <адрес>.
В обоснование иска указано, что А.Д.А. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, относится к категории маломобильных групп населения и использует для передвижения кресло-коляску. Он проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, при этом в подъезде № дома, у входной группы, ведущей с улицы в подъезд дома, в котором расположена <адрес>, а также внутри подъезда, имеются высокие пороги (более 4 см), лифт отсутствует. На лестницах, ведущих на 1 и 2 этажи, установлены аппарели, которые не являются безопасными (большой угол уклона аппарелей, отсутствие поручней), иных средств для обеспечения доступности жилого помещения А.Д.А., расположенного на 2 этаже, не имеется.
В судебном заседании помощник прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска Кузнецова О.В. поддержала уточненные требования.
А.Д.А. при надлежащем извещении в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Админ6истрации г.Челябинска, она же представитель третьего лица Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Челябинска Раткевич Т.А. с иском не согласилась, поддержала письменный отзыв, не возражала против предоставления истцу мобильного устройства в виде подъемного устройства-ступенькохода.
Представитель ответчика Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-10 на Артиллерийской», извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился.
Представитель третьего лица Комитета социальной политики г.Челябинска Сощенко О.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала позицию Администрации г.Челябинска.
Принимая во внимание, что участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, полагает иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлен, что А.Д.А.,А. является инвалидом первой группы по общему заболеванию, относится к категории маломобильных групп населения и использует для передвижения кресло-коляску, что подтверждается справкой серии МСЭ № (л.д.23).
А.Д.А. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой ООО «ЖЭУ-10» от ДД.ММ.ГГГГ, обращениями ФИО9 к уполномоченному по правам человека в Челябинской области (л.д. 38, 50-51).
Согласно акту проверки с фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГ, составленному помощником прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска К.А.В., установлено, что в подъезде № дома, у входной группы, ведущей с улицы в подъезд дома, в котором расположена <адрес>, а также внутри подъезда, имеются высокие пороги (более 4 см), лифт отсутствует. На лестницах, ведущих на 1 и 2 этажи, установлены аппарели, которые не являются безопасными (большой угол уклона аппарелей, отсутствие поручней), иных средств для обеспечения доступности жилого помещения А.Д.А., расположенного на 2 этаже, не имеется (л.д.39-43).
Многоквартирный дом, расположенный по <адрес>, в том числе, неприватизированные жилые помещения в нем, включены в реестр муниципального имущества города Челябинска ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Главы г.Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №-п.
Управление общим имуществом многоквартирного <адрес> осуществляется управляющей организацией - ООО «ЖЭУ-10» на Артиллерийской».
Арефьева Н.Н. в интересах сына - А.Д.А. обращалась в муниципальную комиссию для проведения обследования жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме на предмет его доступности для инвалида.
Как следует из заключения муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества многоквартирных домов, где проживают инвалиды № от ДД.ММ.ГГГГ, возможность приспособления жилого помещения А.Д.А. и общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, отсутствует.
Вместе с тем, согласно акту обследования входной группы и прилегающей территории от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ООО учебно-производственный многофункциональный социально-реабилитационный центр обслуживания населения <данные изъяты> имеется техническая возможность для установки подъёмных устройств с целью обеспечения доступности вышеуказанного жилого помещения для маломобильной категории граждан.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 181) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Обеспечение доступности объектов социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363.
Согласно ст. 3 ФЗ № 181 законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Требованиями ст. 11.1 ФЗ № 181 установлено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (вспомогательные технические средства реабилитации инвалидов).
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Согласно п. 41 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых па обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», установлен Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до ДД.ММ.ГГГГ указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДД.ММ.ГГГГ №.
С ДД.ММ.ГГГГ введен в действие «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/пр.
В соответствии с требованиями п.п. 5.1.14, 5.1.15, 6.1.1 C1I 59.13330.2016 лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). При расчетном перепаде высоты в 3,0 м и более на пути движения вместо пандуса следует применять подъемные устройства - подъемные платформы или лифты, доступные для инвалидов на кресле-коляске и других МГН. На путях движения к сооружениям временной инфраструктуры в горной местности на перепадах высот 3,0 м и более допускается применение пандусов ненормативной длины для обеспечения доступных путей движения и эвакуации инвалидов и МГН при наличии сопровождающих лиц.
В общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. В жилом многоквартирном здании доступными должны быть все подъезды. Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июля 2016 года № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Из пункта 2 названных Правил, следует, что данные Правила применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).
Доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Постановлением Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №-п утвержден Порядок о создании муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищною фонда, а также частного жилищного фонда, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
В силу с ч. 1 ст. 15 ФЗ № 181 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 ст. 15 ФЗ № 181).
Из указанных норм следует, что действующим законодательством, в том числе, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», законодатель установил обязанности разных субъектов, в том числе органов местного самоуправления и организаций независимо от организационноправовых форм, по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая обязанность по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно п. 5 Муниципальной программы «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в городе Челябинске на 2017 - 2020 годы», утвержденной распоряжением Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ №, система программных мероприятий включает, в том числе, обеспечение доступности объектов жилищно-коммунального хозяйства (установка пандусов в подъезды многоквартирных домов, где проживают маломобильные инвалиды).
В связи с указанным, вышеуказанной программой прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обустройству входных групп в подъезды многоквартирных домов, где проживают маломобильные инвалиды.
Управление многоквартирным домом, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, жилые здания.
Также п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 181 предусматривает публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда был построен тот или иной объект (в нашем случае многоквартирный дом), кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.
Поскольку А.Д.А., являясь инвалидом 1-й группы, для передвижения вынужден пользоваться креслом-коляской, а входная группа и лестничные марши, ведущие к жилому помещению, в котором он проживает, не оборудованы техническими средствами реабилитации для инвалидов, суд полагает возможным возложить на Администрацию <адрес>, ООО «ЖЭУ-10 на Артиллерийской» обязанность предоставить истцу мобильное подъемное устройство-ступенькоход, отвечающий требованиям безопасности, к жилому помещению №, расположенному на 2 этаже <адрес>, путем приобретения мобильного подъемного устройства за счет средств местного бюджета с последующей передачей мобильного устройства А.Д.А. на условиях договора безвозмездного пользования.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Тракторозаводского района г.Челябинска, действующего в интересах А.Д.А., удовлетворить.
Возложить на Администрацию города Челябинска, Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-10 на Артиллерийской» обязанность предоставить А.Д.А., использующему кресло-коляску, беспрепятственный доступ, а именно, предоставить мобильное подъемное устройство-ступенькоход, отвечающий требованиям безопасности, к жилому помещению №, расположенному на 2 этаже <адрес>, путем приобретения мобильного подъемного устройства за счет средств местного бюджета с последующей передачей мобильного устройства А.Д.А. на условиях договора безвозмездного пользования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В.Хабарова