Дело № 2-5069/2020
14RS0035-01-2020-006203-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск 18 июня 2020 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Филиппова О.Д., с участием представителя истца Лебедевой Е.Г. по доверенности от 20.02.2020г., представителя ответчика Попова А.А. по доверенности от 14.05.2020г., при секретаре Румянцевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Александры Степановны к Якутской городской Думе об обязании выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику. При этом в обоснование иска указывает, что 29 декабря 2017 года между сторонами был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым работник был принят на работу в Якутскую городскую Думу на должность ___ организационного управления Якутской городской Думы. Согласно условиям вышеуказанного трудового договора работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.) в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и решением Якутской городской Думы от 29 сентября 2008 г. РЯГД-9-2 «Об утверждении порядка оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Городского округа «Город Якутск». 11 марта 2019 г. заполненная согласно утвержденной форме матрица показателей работника была передана в кадровую службу Якутской городской Думы для утверждения и дальнейшей подготовки распоряжения о материальном стимулировании. Однако, вопреки установленному Порядку, в нарушение требований трудового законодательства, законодательства о муниципальной службе сумма материального стимулирования за отработанный отчетный период 2018 год не была выплачена истцу. В связи с этим просит обязать Якутскую городскую Думу выплатить сумму материального стимулирования за 2018 год.
В суд надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания истец Федорова А.С. не явилась, суд с учетом согласия участников процесса, постановил рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В суде представитель истца Лебедева Е.Г. исковое заявление поддержала и просит удовлетворить.
В суде представитель ответчика Попов А.А. считает исковое заявление необоснованным и просит в иске отказать, в том числе и в связи с пропуском срока обращения с иском в суд по ст.393 ТК РФ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премш, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
Согласно статье 11 ТК РФ, на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Согласно ст. 18 Закон Республики Саха (Якутия) от 11.07.2007 480-3 № 975-Ш «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Республики Саха (Якутия).
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 3 п. 1.4 Положения о порядке премирования работников органов местного самоуправления городского округа «город Якутск» (приложение №11), утвержденного Решением Якутской городской Думы от 29.09.2008 № РЯГД- 9-2, единовременные премии по результатам выполнения показателей эффективности деятельности за год при наличии экономии фонда оплаты труда являются одним из видов премий.
Исходя из п. 1.3 Положения о порядке премирования работников органов местного самоуправления городского округа «город Якутск» (приложение №11), утвержденного Решением Якутской городской Думы от 29.09.2008 № РЯГД-9-2, следует, что премирование не является гарантированным видом денежного содержания (оплаты труда), а представляет собой вознаграждение, выплачиваемое работникам дополнительно к денежному содержанию (оплате труда) за эффективные результаты труда, а также в случаях особой важности и повышенной сложности выполняемых ими заданий руководства.
Из материалов дела следует, что стороны состояли в трудовых отношениях, что сторонами не оспаривается. 29 декабря 2017 года между сторонами был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым работник был принят на работу в Якутскую городскую Думу на должность ___ организационного управления Якутской городской Думы. Распоряжением председателя Якутской городской Думы от 31 января 2019 года истец уволена с 01.02.2019 г. по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
На основании п. 2.3 трудового договора от 29 декабря 2017 №16-МС, работодателем устанавливаются стимулирующие и компенсационные выплаты (доплаты, надбавки, премии и т.п.) в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и решением Якутской городской Думы от 29.09.2008 РЯГД- 9-2 «Об утверждении порядка оплаты труда работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений. Финансируемых из бюджета городского округа «город Якутск». Согласно п. 5.1.3 Трудового договора от 29 декабря 2017 №16-МС работодатель имеет право поощрять Работника за добросовестный эффективный труд.
В соответствии с абз. 2 п. 1.3 Порядка материального стимулирования в Якутской городской Думе, материальное стимулирование, предусмотренное настоящим Порядком, не входит в состав денежного содержания (оплаты труда) работников Якутской городской Думы. Следовательно, материальное стимулирование муниципальных служащих Якутской городской Думы по итогам оценки их эффективности за отчетный период является правом, а не обязанностью работодателя. Работодателю принадлежит право решать вопрос о выплате работнику премии, которая носит стимулирующий характер и не является обязательной выплатой.
Кроме того, истцом пропущен срок обращения с иском в суд в порядке ст.392 ТК РФ. Так, исковое заявление поступило в суд 24 апреля 2020 года, о предполагаемом нарушении своих прав о невыплате суммы материального стимулирования за 2018 год истцу стало известно не позднее 01 февраля 2019 г., в то время как с настоящим иском истец обратилась в суд только 24 апреля 2020 г., то есть за пределами годичного срока, установленного ст. 392 ТК РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления Федоровой Александры Степановны к Якутской городской Думе об обязании выплатить сумму материального стимулирования за 2018 года отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в апелляционном порядке через Якутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий-судья О.Д. Филиппов