Решение по делу № 33а-836/2019 от 27.12.2018

                           № 33а-836/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 07 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Матыциной Е.И.,

судей Хакимовой О.В., Кудряшова В.К.,

при секретаре Рассейно Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление Бугурусланского межрайонного прокурора и апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области на решение Бугурсланского районного суда от 01 ноября 2018 года по административному делу по административным исковым заявлениям Бугурусланского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области, администрации муниципального образования «Русскобоклинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области, администрации муниципального образования «Кирюшкинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного имущества,

заслушав доклад судьи Матыциной Е.И., судебная коллегия

установила:

Бугурусланский межрайонный прокурор обратился в суд с административными исковыми заявлениями в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Пилюгинский сельсовет», администрации муниципального образования «Русскобоклинский сельсовет», администрации муниципального образования «Кирюшкинский сельсовет» Бугурусланского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия администраций муниципальных образований выразившихся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных скотомогильников и обязании обратиться в территориальный орган управления Росреестра по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества - скотомогильников.

Определением районного суда от 22 октября 2018 года административные дела по указанным административным искам объединены в одно производство, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство Оренбургской области.

Административные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в области обращения с отходами животноводства установлено, что скотомогильники, расположенные, в 2000 метрах севернее д.Жуково Бугурусланского района, в 3000 метрах южнее с.Пилюгино Бугурусланского района в 800 метрах южнее с.Русская Бокла Бугурусланского района, в 700 метрах южнее с.Нуштайкино Бугурусланского района, не отвечают требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Минсельхозпродом РФ 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469.

В нарушение вышеуказанных правил к скотомогильникам отсутствуют подъездные пути и забор с въездными воротами, по всему периметру отсутствует траншея с устройством вала из вынутого грунта, отсутствует навес, а также помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Указанные скотомогильники в настоящее время балансодержателя не имеют и фактически являются бесхозными, собственник или иной владелец отсутствуют.

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения муниципального образования. Невыполнение административным ответчиком полномочий, предоставленных гражданским законодательством, по постановке на учёт бесхозяйных скотомогильников в целях их дальнейшего принятия в муниципальную собственность, повлекшее их аварийное состояние, влечёт возможность распространения инфекционных и инвазионных болезней животных, общих болезней животных и людей, эпидемий, эпизоотий и наносит вред окружающей среде.

Решением Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 01 ноября 2018 года в удовлетворении административных исковых требований Бугурусланского межрайонного прокурора отказано.

С таким решением не согласился Бугурусланский межрайонный прокурор и Правительство Оренбургской области, в поданном представлении и апелляционной жалобе просят решение суда отменить и принять новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения.

В возражениях на апелляционную жалобу (представление) представители административных ответчиков – глава муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» и глава муниципального образования «Кирюшинский сельсовет» просили решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании прокурор Трофимов А.А. доводы представления поддержал и просил решение суда отменить по основаниям, изложенным в апелляционном представлении.

Представители заинтересованного лица–Правительства Оренбургской области Евдокимова Т.Н., Коваленко Е.А., доводы апелляционной жалобы поддержали и просили удовлетворить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и дополнении к ней.

Иные лица, участвующие в деле в судебное разбирательство не явились, а дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании муниципальных образований обратится в территориальный орган управления Росреестра, пришел к выводу о том, что возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию муниципальных образований обязанности обратится с заявлением по постановке на учет в качестве бесхозяйных скотомогильников и признания незаконным бездействия администрации муниципального образования.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, на основании решения о проведении проверки от 24 августа 2018 года № 104 Бугурусланской межрайонной прокуратурой в период с 30 августа 2018 года по 29 сентября 2018 года проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами животноводства и твердыми бытовыми отходами в муниципальных образованиях «Кирюшинский сельсовет», «Пилюгинский сельсовет», «Русскобоклинский сельсовет».

В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования «Пилюгинский сельсовет» Бугурусланского района в 2 км северо-восточнее д.Жуково, расположен скотомогильник. Биотермическая яма представляет собой металлическую емкость объемом 3 куб.м с крышкой, не оборудованной запорным устройством, нет ограждений, отваловки, помещений для вскрытия трупов животных, хранения спецодежды, дез.средств, инвентаря и инструментов нет.

На территории этого же муниципального образования в 3000 м южнее с.Пилюгино расположен скотомогильник (биотермическая яма), который представляет собой металлическую емкость диаметром 2,5 м., глубиной 5 м., территория скотомогильника не огорожена, не отвалована, нет навеса, помещений для вскрытия трупов животных, хранения спецодежды, дез.средств, инвентаря и инструментов.

На расстоянии 800 метров южнее с.Русская Бокла, на территории муниципального образования «Русскобоклинский сельсовет» Бугурусланского района расположен скотомогильник, который не огорожен, не отвалован. Биотермическая яма бетонная, размером 5х5 м., глубина 2 м. (обвал стен). Перекрытие бетонное, частично разрушено, крышки нет. Какие-либо помещения на территории скотомогильника отсутствуют.

На территории муниципального образования «Кирюшкинский сельсовет» Бугурусланского района на расстоянии 700 метров южнее д.Нуштайкино, расположен скотомогильник. Биотермическая яма бетонная, размером 3х3 м., глубиной 5 м., территория скотомогильника не огорожена, не обвалована, помещений для вскрытия трупов животных, хранения спецодержды, дез.средств, инвентаря и инструментов не имеется.

Вышеуказанные скотомогильники не отвечают требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, балансодержателей не имеет, собственники, иные владельцы отсутствуют.

В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. ст. 5 и 6 Закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Закона РФ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидация их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Закона РФ от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопроса организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биометрической ямы).

Возможности нахождения скотомогильников и биометрических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Доводы о том, что постановка местными сельсоветами скотомогильников на учёт необходима для принятия их в государственную собственность Оренбургской области и обеспечения надлежащего их содержания, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в силу ч.1 ст.10 Закона Оренбургской области от 5 сентября 2016 года № 4043/1110-V-ОЗ «Об управлении и о распоряжении государственным имуществом Оренбургской области», приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Оренбургской области осуществляется на основании принятых Правительством Оренбургской области решений.

Принятие таких решений осуществляется на основании экономического обоснования, подготовленного органом исполнительной власти в соответствующей отрасли, согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области, и заключения Министерства финансов Оренбургской области.

    Таким образом, принятие решения о приобретении скотомогильников в государственную собственность Оренбургской области не обусловлено законом обязательной постановкой их органами местного самоуправления на учёт в качестве бесхозяйного имущества.

Кроме того, сама по себе постановка на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного не сделает указанное имущество безопасным и не устранит угрозу жизни и (или) здоровью для неопределенного круга лиц. Постановка на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного является этапом приобретения права собственности на это имущество и не является способом защиты права и не позволяет устранить те нарушения, по поводу которых обратился прокурор с административным исковым заявлением.

Суд первой инстанции, давая правовую оценку установленным по делу фактическим обстоятельствам в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора.

Принимая во внимание то обстоятельство, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления прокурора, и отмены обжалуемого судебного решения.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 -311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 01 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление Бугурусланского межрайонного прокурора и апелляционную жалобу Правительства Оренбургской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-836/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Бугурусланский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Русскобоклинский сельсовет"
администрация МО "Кирюшкинский сельсовет"
администрация МО "Пилюгинский сельсовет"
Другие
Правительство Оренбургской области
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Матыцина Екатерина Игоревна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
24.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2020Передано в экспедицию
24.08.2020Судебное заседание
24.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.08.2020Передано в экспедицию
07.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее