Адм. дело № 5-517/17 копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
29 июня 2017 года город Пермь
Судья Пермского районного суда Пермского края Аникиева О.Е.,
при секретаре судебного заседания Щербаковой О.О.,
с участием законного представителя МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» Феоктистовой О.В., действующей на основании приказа,
представителя Министерства образования и науки Пермского края Кузнецовой Т.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Вихрь», зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц, <адрес>
установил:
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела федерального государственного надзора в сфере образования управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края ФИО3 в отношении Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Вихрь» (далее-МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» или Учреждение) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно указанного протокола в МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» в нарушение требований ч. 1 ст. 8, ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» работают тренеры-преподаватели, квалификация которых не соответствуют требованиям к квалификации тренеров-преподавателей, установленных Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н.
В судебном заседании законный представитель МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» ФИО4 пояснила, что юридическое лицо частично согласно с протоколом об административном правонарушении, поскольку работники ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности. Остальные работники, указанные в протоколе, работают в школе по совместительству и были уволены ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. Работники ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 работали в школе по совместительству с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и были допущены к работе, так как они являются результативными тренерами, опытными работниками. В школе обучаются дети в возрасте от 7 до 18 лет. На начало учебного года в школе обучалось 2657 детей, на конец учебного года – 2857 несовершеннолетних. При приеме работников по совместительству в новом учебном году будут учтены требования действующего законодательства. У юридического лица отсутствует тяжелое материальное положение, долговых обязательств нет.
Должностное лицо административного органа ФИО15 пояснила, что допуск к обучению преподавателей, квалификационные требования которых не соответствуют установленным законодательством, подвергает опасности жизнь и здоровье несовершеннолетних.
Выслушав мнение участников процесса, должностное лицо административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предупреждение административных правонарушений.
Частью 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Согласно ч. 1 ст. 8 данного Федерального закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 данного Федерального закона образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 11 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, в соответствии с п. «а» ст. 9 которого к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
Из положений пп. «д» п. 6 вышеуказанного Положения следует, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
По результатам проверки установлено, что Учреждение осуществляет образовательную деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований, а именно в нарушение пп. «д» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»", Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года на должности тренеров-преподавателей приняты ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, не соответствующие требованиям вышеуказанных нормативных актов.
Согласно Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 761н к тренерам-преподавателям предъявляются следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Из представленных материалов дела следует и не оспаривается законным представителем юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, что указанные лица не соответствуют вышеперечисленным требованиям.
Так, работающие тренерами-преподавателями: ФИО11 имеет квалификацию слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике, ФИО12 имеет квалификацию врача, ФИО13 имеет квалификацию техника-электромеханика, ФИО14 имеет квалификацию экономиста-менеджера.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений в отношении МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Вина Учреждения в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, подтверждается исследованными судьей протоколом об административном правонарушении №-АП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.3-5), приказом о проведении проверки (л.д.6-8), актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11), сведениями о персональном составе педагогических работников (л.д.12-20), лицензией с приложением на осуществление образовательной деятельности (л.д.22-23), приказами №-К1 от ДД.ММ.ГГГГ, №-К1 от ДД.ММ.ГГГГ, 30-К1 от ДД.ММ.ГГГГ, №-К1 от ДД.ММ.ГГГГ, №-К1 от ДД.ММ.ГГГГ, №-К1 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14
Исследованные судом доказательства соотносимы между собой, относимы, допустимы и в своей совокупности подтверждают вину МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь», так как исходя из требований вышеприведенных норм закона, образовательное учреждение обязано принимать тренеров – преподавателей, отвечающих требованиям закона, в том числе требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 года № 761н. Факт осуществления лицензиатом образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий установлен.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, однако, данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Виновность юридического лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Следовательно, отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих. Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля данного лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
При этом судья приходит к выводу, что причиной совершения административного правонарушения в области осуществления образовательной деятельности послужило отсутствие со стороны привлекаемого лица надлежащей внимательности и осмотрительности, в котором при проведении плановой проверки контролирующим органом выявлены нарушения.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» предприняло исчерпывающие меры для соблюдения порядка осуществления образовательной деятельности, суду не представлено, как не представлено и доказательств невозможности соблюдения им приведенных требований закона в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» должно было осуществлять образовательную деятельность в соответствии с требованиями закона, однако, в нарушение действующего законодательства, данную обязанность не выполнило.
При этом судья считает, что осуществление образовательной деятельности тренерами-преподавателями, не имеющими должной и необходимой квалификации, является грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), поскольку имеется риск возникновения опасности для жизни и здоровья детей. Принимая во внимание характер деятельности Учреждения, связанный с повышенным риском травматизма несовершеннолетних, судья приходит к убеждению, что МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» допущены грубые нарушения специального разрешения, в связи с чем юридическое лицо подлежит административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Доводы о том, что работники, не отвечающие требованиям приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время уволены, на квалификацию действий юридического лица не влияют и не являются основанием для освобождения его от административной ответственности. Судья пришел к такому выводу исходя из следующего.
Выдаваемая образовательному учреждению лицензия подтверждает качество образования и безопасность осуществления образовательного процесса для всех обучающихся и работающих в учреждении лиц.
Установлено в судебном заседании и не отрицается ФИО4, что в МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» работали тренеры-преподаватели, которые не отвечали требованиям квалификации. Основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ является факт наличия в штате лицензиата работников, не обладающих соответствующей квалификацией, необходимой для осуществления образовательной деятельности, и не соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Кроме того, судьей учитывается, что увольнение тренеров-преподавателей осуществлено в период проведения проверки в отношении Учреждения, следовательно, на момент проверки Учреждение осуществляло деятельность с грубым нарушением лицензионных требований.
Вместе с тем, судья считает, что из предъявленного юридическому лицу обвинения подлежит исключению указание на работников ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 как на лиц, не отвечающих квалификационным требованиям, предъявляемым к должности тренера-преподавателя, поскольку в соответствии с п. 9 Приказа Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Из представленных сведений о персональном составе Учреждения судьей установлено, что лица, тренера-преподаватели ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 прошли аттестацию, следовательно, могут осуществлять деятельность в образовательном учреждении на занимаемых должностях. Доказательств обратного административным органом не представлено. Исключение указанных лиц из обвинения не уменьшает степень общественной опасности совершенного правонарушения.
С учетом установленных обстоятельств, действия МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» судья квалифицирует по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек, поскольку в силу положений ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Смягчающим наказанием обстоятельством юридического лица судьей признается признание вины.
Отягчающих административную ответственность юридического лица обстоятельств судьей не установлено.
При назначении наказания судья учитывает конкретные обстоятельства и характер совершенного правонарушения, принимая во внимание характер осуществляемой МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» деятельности, отсутствие сведений о привлечении Учреждения к административной ответственности ранее, поэтому считает возможным назначить юридическому лицу за совершенное правонарушение наказание в виде административного штрафа.
При принятии решения судьей оценивалась возможность признания данного деяния малозначительным и назначения штрафа в размере ниже предусмотренного санкцией статьи. Однако таких обстоятельств судьей не установлено. По делу не установлено исключительных обстоятельств, существенным образом уменьшающих степень общественной опасности совершенного правонарушения. Кроме того, суду не представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о крайне тяжелом материальном положении юридического лица. Судьей принято во внимание, что совершенное МАОУ ДО «ДЮСШ «Вихрь» правонарушение посягает на установленный порядок управления, данная деятельность должна осуществляться под контролем государственных органов, осуществление педагогической деятельности преподавателями, не имеющими соответствующей квалификации, создает риск возникновения опасности для жизни и здоровья детей, следовательно, данное правонарушение характеризуется повышенной степенью общественной опасности. О повышенной степени общественной опасности свидетельствует и санкция статьи, предусмотренная законодателем, что исключает признание данного деяния малозначительным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Вихрь» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Неуплата административного штрафа в установленный срок в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья (подпись) О.Е. Аникиева
Копия верна
Судья О.Е. Аникиева