Дело №2а-295/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2021 года с. Калманка
Калманский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: судьи Федоровой Н.А.
при секретаре: Дорн В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Замиралова В. И. о признании решения районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась с административным иском в суд к районному Собранию депутатов Калманского района Алтайского края, просил признать незаконным решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 25 от 08 июня 2021 года «О досрочном прекращении полномочий депутатов районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва».
Данные требования мотивировал тем, что он является депутатом районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва, на основании решения № 30 от 20.06.2018г. был избран председателем районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края. 20.04.2021г. им было подано заявление о снятии с него полномочий депутата районного Собрания депутатов Калманского района. Решением № 25 от 08.06.2021г. районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края, принятым на 43 внеочередной сессии, были прекращены его полномочия. Однако, принятое решение нарушает его права, поскольку он желал отозвать ранее поданное заявление, и продолжить свою деятельность в районом Собрании депутатов. Сессия проведена с нарушением регламента районного Собрания депутатов: ст. 17, регламентирующей порядок созыва сессии, в частности инициатива проведения сессии исходила от заместителя председателя районного Собрания депутатов, что Регламентом не предусмотрено; депутаты о дне, времени и месте проведения сессии, а также с материалами, необходимыми для проведения сессии, ознакомлены в срок, менее, чем за трое суток. В частности, он извещен об этом за день до проведения сессии, какие-либо материалы, подлежащие рассмотрению на внеочередной сессии, ему предоставлены не были. Кроме того, при принятии решения были нарушены положения ст. 38 регламента о том, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается большинством голосов от числа избранных депутатов, согласно ст. 21 Устава Муниципального района «Калманский район Алтайского края» численность депутатов определена в количестве 16 человек, то есть решение могло быть принято при положительном решении не менее, чем 9 депутатов, вместе с тем в сессии принимали участие только 8 депутатов. Обращает внимание но то, что на момент проведения сессии находился на территории муниципалитета, свои полномочия председателя районного Собрания депутатов никому не передавал и не делегировал, в связи с чем проведение внеочередной сессии заместителем также считает неправомочным, противоречащим ст. 35 Устава.
Административный истец и его представитель адвокат Легостаева О.А. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном иске.
Заместитель председателя районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края Пудовкин А.А., представитель административного ответчика Оплачко В.В. по иску возражали, указав, что Замиралов В.И., являясь председателем районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края, и еще 6 депутатов самоустранились от исполнения своих депутатских обязанностей – до принятия решения о прекращении их полномочий на заседания очередных и назначенных внеочередных сессий -не являлись, уважительности причин неявки - не представляли. Деятельность выборного органа в связи с отсутствием кворума и возможность принятия важных для района решений, была парализована. После получения предписания прокурора, а также разъяснений, полученных из Алтайского краевого законодательного собрания - Комитета по местному самоуправлению, заместителем председателя районного Собрания депутатов по инициативе 8 действующих депутатов была назначена и проведена внеочередная 43 сессия, на которой приняты решения о досрочном прекращении полномочий 6 депутатов, в том числе Замиралова В.И., назначены довыборы депутатов. Все депутаты были извещены о дне, времени и месте проведения сессии, назначенной на 8 июня 2021 года, 7 июня 2021 года посредством телефонного уведомления; материалы, необходимые для проведения сессии находились в ячейке депутата. Указанный порядок был определен самими депутатами на первой сессии, отдельным документом не регламентирован. Предварительно состоялась беседа со всеми депутатами, подавшими заявлениями о досрочном прекращении полномочий, депутаты намерений отозвать заявления не высказывали. Замиралов В.И. также был извещен о проведении сессии, назначенной на 8 июня 2021 года, 7 июня 2021 года; на нее не явился без уважительных причин, при этом в утреннее время находился в Собрании депутатов, подписывал распоряжения.
Суд, выслушав пояснения сторон, их представителей, показания свидетелей, исследовав материалы административного дела, материалы прокурорской проверки, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указывает, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации также установлены Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Так в статьях 34, 35, 40 вышеназванного Федерального закона закреплено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку; 11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно, в том числе в случае отставки по собственному желанию.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В судебном заседании установлено, что 23.06.2016г. решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 38 принят Устав муниципального образования «Калманский район Алтайского края» (далее Устав); решениями районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 3 от 30 января 2018 года, № 23 от 19 июня 2019г. в него внесены изменения. Данный Устав, а также внесенные изменения зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Алтайского края Российской Федерации по Алтайскому краю. На момент принятия обжалуемого решения Устав являлся действующим.
Данный Устав корреспондирует нормам Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и в нем определены компетенция, полномочия, порядок формирования и деятельности Калманского районного Собрания депутатов, являющегося представительным органом муниципального образования Калманский район Алтайского края.
Так, согласно статьи 20 Устава, структуру органов местного самоуправления составляет, в том числе районное Собрание депутатов.
Районное Собрание депутатов состоит из 16 депутатов, избираемых на муниципальных выборах; срок полномочий районного Собрания депутатов и его депутатов составляет пять лет; районное Собрание депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (ч.ч.2-4 ст. 21 Устава)
Основной формой деятельности районного Собрания депутатов является сессия; внеочередные сессии созываются по предложению одной трети от установленной численности депутатов, а также по требованию главы района; сессия правомочна, если на ней присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов; порядок созыва и проведения сессий районного Собрания депутатов устанавливается Регламентом районного Собрания депутатов, утверждаемым решением районного Собрания депутатов (ст. 23 Устава).
Районное Собрание депутатов самостоятельно определяет свою структуру; в структуру районного Собрания депутатов входят: председатель районного Собрания депутатов, его заместитель, постоянные комиссии, секретариат. Председатель районного Собрания депутатов, заместитель председателя районного Собрания депутатов, председатели и заместители председателей постоянных комиссий избираются и освобождаются от своих обязанностей районным Собранием депутатов в соответствии с Регламентом (статья 29 Устава)
Согласно п.1 части 4 статьи 30 Устава, депутат обязан при отсутствии уважительных причин (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) лично участвовать в каждой сессии.
В соответствии со ст. 31 Устава, принимая участие в сессии депутат имеет право, в том числе вносить предложения и замечания по повестке дня, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений районного Собрания депутатов (п.5 ч.1)
К полномочиям председателя районного Собрания депутатов, в том числе относится организация деятельности районного Собрания депутатов, созыв сессий, доведение до сведения депутатов и населения времени и места их проведения, а также проекта повестки дня, руководство подготовкой сессии (ст. 34 Устава)
Как следует из норм статьи 35 Устава к полномочиям заместителя председателя районного Собрания депутатов относится: исполнение полномочий председателя районного Собрания депутатов в случае его временного отсутствия или досрочного прекращения полномочий (п.1 ч.1 )
Согласно ст. 54 Устава (ч.3), решения об избрании главы района и принятии отставки главы района по собственному желанию, избрании и освобождении от должности председателя и заместителя председателя районного Собрания депутатов, об образовании постоянных комиссий, избрании их председателей, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов в порядке, установленном настоящим Уставом и Регламентом.
Решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 49 от 04.10.2017г. признаны полномочия депутатов, избранных по избирательным округам, и правомочность районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва. Согласно приложению к Решению районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 49 от 04.10.2017г. определен состав депутатов: 1. Пудовкин А.А., 2. Ж., 3. Ш., 4. Ч., 5. В., 6. К., 7. Н., 8. Ш., 9. Б., 10. М., 11.С., 12. С., 13. Ш., 14.Б., 15. Замиралов В.И., 16.З..
В последующем полномочия двух депутатов были прекращены: В. - в связи со смертью, Б. в связи с избранием на должность главы администрации Калманского района Алтайского края.
Решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 72 от 06.12.2017г. утвержден Регламент районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края (далее Регламент), который на момент принятия оспариваемого решения являлся действующим.
Согласно данного Регламента, основания и порядок досрочного прекращения полномочий председателя районного Собрания устанавливается Федеральным законом, Уставом района и настоящим Регламентом. Решение о досрочном прекращении полномочий председателя районного Собрания по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, принимается открытым голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов (ч.1, 6 ст. 6)
Согласно этому же Регламенту, внеочередная сессия созывается по предложению одной трети от установленной численности депутатов, либо по предложению председателя районного Собрания, либо по предложению главы района; предложение о созыве внеочередной сессии в письменном виде представляется председателю районного Собрания, в предложении указываются вопросы, предлагаемые к включению в повестку дня внеочередной сессии, излагается обоснование необходимости проведения внеочередной сессии, прилагаются проекты решений районного Собрания по вопросам повестки дня с иными документами. После рассмотрения материалов, представленных инициатором созыва, председатель районного Собрания назначает время и место проведения внеочередной сессии, утверждает проект повестки дня и направляет его депутатам. Внеочередная сессия созывается не позднее, чем на седьмой день со дня поступления на имя председателя районного Собрания соответствующего предложения. Материалы, подлежащие рассмотрению на внеочередной сессии, направляются депутатам не позднее, чем за три дня до ее проведения (статья 17).
Часть 4 ст. 29 Регламента закрепляет, что иные решения, носящие нормативный характер, а также ненормативные решения, принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не установлено Уставом района и настоящим Регламентом.
Статьей 38 Регламента установлено, что основания и порядок досрочного прекращения полномочий депутата районного Собрания устанавливаются Федеральным законом и Уставом района. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.
Решением районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 30 от 20.06.2018г. Замиралов В. И., депутат, избранный по избирательному округу № 4, утвержден председателем районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края.
Распоряжением председателя районного Собрания депутатов от 23.03.2021г. № 7 назначена дата и время проведения очередной 42 сессии районного Собрания депутатов Калманского района: 21.04.2021г в 14.00 часов, определена повестка дня, состоящая из 7 вопросов; назначена дата дополнительного внесения вопросов в проект повестки дня для рассмотрения на сессии - 06 апреля 2021 года.
20.04.2021 года в секретариат районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края от Замиралова В.И. поступило заявление о досрочном прекращении полномочий депутата (отставке) по собственному желанию.
Замиралов В.И. на заседание очередной 42 сессии, назначенной им самим на 21.04.2021г., не явился, уважительности причин неявки не представил.
Распоряжением заместителя председателя районного Собрания депутатов от 14.05.2021г. № 10 назначена дата и время проведения внеочередной 42 сессии районного Собрания депутатов Калманского района: 25.05.2021г в 17.00 часов, определена повестка дня, состоящая из 14 вопросов, в том числе в нее включен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов районного Собрания депутатов.
Достоверные сведения об извещении депутатов о созыве и проведении 42 внеочередной сессии - отсутствуют; протокол проведения сессии также отсутствует.
При этом протокол постоянной комиссии по бюджету и вопросам местного самоуправления районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва не может быть принят во внимание, поскольку заседание комиссии состоялось ранее (в 16.00 часов) времени проведения сессии.
Распоряжением заместителя председателя районного Собрания депутатов от 07.06.2021г. № 11 назначена дата и время проведения внеочередной 43 сессии районного Собрания депутатов Калманского района: 08.06.2021г в 14.00 часов, определена повестка дня, состоящая из 14 вопросов, в том числе в нее включен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов районного Собрания депутатов, а также вопрос о проведении дополнительных выборов депутатов районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва.
Как следует из пояснений заместителя председателя районного Собрания депутатов Пудовкина А.А., данных журнала исходящей корреспонденции, депутаты о дне, времени и месте проведения внеочередной сессии были извещены 07.06.2021г.
При этом не могут быть приняты во внимание показания свидетелей К., Ш., Ж., Н. о том, что депутаты были извещены о дне, времени и месте проведения 43 внеочередной сессии, а также ознакомлены с повесткой сессии еще в мае месяце, поскольку данные показания противоречат иным, объективным доказательствам, в частности распоряжению заместителя председателя районного Собрания депутатов о созыве внеочередной сессии, которое было вынесено только 07 июня 2021 года, а также его (Пудовкина А.А.) пояснениям в судебном заседании, данными журнала исходящей корреспонденции.
Также не могут быть приняты во внимание и пояснения административного истца о том, что он 07.06.2021г. был извещен о дне проведения сессии - на 09 июня 2021 года, поскольку данное пояснение противоречит пояснениям Пудовкина А.А., его (Пудовкина А.А.) распоряжению, показаниям свидетелей К., Ш., Ж., Н., а также собственным пояснениям Замиралова В.И., изложенным в жалобе, поданной в прокуратуру Калманского района.
Замиралов В.И., будучи извещенным о дне и времени проведения сессии, на заседание внеочередной 43 сессии не явился, уважительности причин неявки не представил. При этом, как следует из распорядительных документов, подписанных им как председателем районного Собрания депутатов, его собственных пояснений в ходе судебного заседания, 08 июня до обеда он присутствовал в районном Собрании депутатов, исполнял свои полномочия председателя.
Согласно протокола 43 внеочередной сессии районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва, проведенной 08 июня 2021 года с 14.00 часов, на заседании сессии присутствовало 8 депутатов: Пудовкин А.А., Ж., Ш., К., Н., С., Ш., Б.. Утвержденная на сессии повестка состояла из двух вопросов: о досрочном прекращении полномочий депутатов районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края; о назначении дополнительных выборов депутатов районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края, по данным вопросам депутатами было принято единогласное положительное решение. По результатам проведения сессии было принято два решения № 25 о досрочном прекращении полномочий депутатов районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края с 09 июня 2021 года: Ч.; Ш., М., С., Замиралов В.И., З.; № 26 о назначении дополнительных выборов депутатов районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края на 29 августа 2021 года.
Как следует из пояснений административного истца, представителя административного ответчика Пудовкина А.А., показаний свидетелей К., Ж., Ш., Н., содержания протокола заседания 40 очередной сессии районного Собрания депутатов, между группами депутатов возникла конфликтная ситуация, в связи с чем часть депутатов, в количестве 6 человек, в том числе Замиралов В.И. подали заявления о досрочном прекращении полномочий. Как следует из пояснений административного истца, подача заявлений была осуществлена с целью привлечения внимания общественности к действиям администрации района, намерений досрочно прекратить полномочия депутаты не имели, желали их отозвать во время сессии, на которой бы рассматривался данный вопрос.
Как следует из заявления Замиралова В.И., он просит досрочно прекратить его полномочия депутата, что связано с его состоянием здоровья.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из пояснений истца обжалуемым постановлением нарушено его право на отзыв заявления, возможность продолжения своей деятельности в качестве депутата и председателя районного Собрания депутатов.
Оценивая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что со стороны Замиралова В.И. усматривается злоупотребление правом, и что выражается в его неявке на заседания очередной 42 сессии и 43 внеочередной сессии без уважительных причин, при этом о проведении сессии Замиралов В.И. был извещен.
По мнению суда, доводы, изложенные административным истцом о том, что за три дня, как это определено Регламентом, ему не были предоставлены материалы для подготовки, являются несостоятельными по следующим основаниям. Так, повестка заседания очередной 42 сессии была утверждена самим Замираловым В.И., дополнительно на обсуждение 43 внеочередной сессии было внесено два вопроса: о досрочном прекращении полномочий депутатов по их заявлениям, назначение выборов, что длительной подготовки не требовало. Кроме того, Замиралов В.И., являясь председателем районного Собрания депутатов, имел возможность поставить на обсуждение сессии вопрос о переносе сроков ее проведения, исключения каких-либо вопросов из повестки дня в связи с отсутствием достаточного времени для подготовки к их обсуждению. Более того, Замиралову В.И. не препятствовало на заседании сессии 08.06.2021г. отозвать свое заявление, подача данного документа вообще не требует какой-либо подготовки. Доказательств уважительных причин, по которым Замиралов В.И. не явился на сессию - ни в районное Собрание депутатов, ни в суд не представлено.
Позиция административного истца о том, что он мог отозвать свое заявление в течение трех месяцев, основана на неверном толковании закона. Так законодателем трехмесячный срок определен как предельный, в течение которого должен быть разрешен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата.
Также суд не усматривает нарушения порядка созыва 43 внеочередной сессии, поскольку, как следует из пояснений свидетелей в судебном заседании, а также заместителя председателя районного Собрания депутатов, проведение внеочередной сессии было инициировано 8 депутатами, что согласуется с положениями Устава и Регламента.
Сессия была организована и проведена заместителем председателя районного Собрания депутатов в отсутствие последнего, что, исходя из установленных выше обстоятельств, также не противоречит Уставу и Регламенту.
Вместе с тем, суд приходит к выводу, что порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий Замиралова В.И. был нарушен, что привело к порочности принятого на сессии решения в данной части.
В статье 30 Устава закреплено, что порядок принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата устанавливается Регламентом. Согласно ч.2 ст. 38 Регламента установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.
В судебном заседании установлено, что Замиралов В.И., являясь депутатом районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва, был избран на должность председателя районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края, и при разрешении вопроса о досрочном прекращении им своих полномочий подлежали применению иные, специальные, нормы Устава и Регламента.
Так, в ст. 54 Устава (часть 3) закреплено, что решение об освобождении от должности председателя районного Собрания депутатов принимается большинством голосов от установленной численности депутатов в порядке, установленным настоящим Уставом и Регламентом. Аналогичное положение закреплено в части 6 ст. 6 Регламента.
При этом основание для досрочного прекращения полномочий Замиралова В.И. (собственное желание), предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Установленная Уставом численность депутатов - 16, большинство голосов от этого количества - 9.
Вместе с тем, вопреки положениям Устава и Регламента, решение о досрочном прекращении полномочий Замиралова В.И. было принято 8 депутатами, что не может быть признано законным.
С учетом доводов административного истца о нарушении его прав, изложенных в иске, и поддержанных в ходе судебного заседания, решение о прекращении его полномочий подлежит отмене.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ (ч.ч. 2, 3) по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должно, в том числе содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом изложенного, в силу закона, на административного ответчика подлежит возложению обязанность рассмотреть повторно заявление Замиралова В.И. в установленном Уставом и Регламентом порядке.
В соответствии ч 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Административном истцом при обращении с иском была оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которая подлежит возмещению административным ответчиком.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление административного истца удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края № 25 от 08 июня 2021 года «О досрочном прекращении полномочий депутатов районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва» в части досрочного прекращения полномочий депутата районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва по трехмандатному избирательному округу № 4 Замиралова В. И..
Возложить на районное Собрание депутатов Калманского района Алтайского края обязанность повторно рассмотреть заявление депутата районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края шестого созыва по трехмандатному избирательному округу № 4 Замиралова В. И. о досрочном прекращении полномочий депутата (отставке) по собственному желанию.
В остальной части административный иск – оставить без удовлетворения.
Взыскать с районного Собрания депутатов Калманского района Алтайского края в пользу Замиралова В. И. судебные расходы в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Федорова
Мотивированное решение изготовлено 06.08.2021г.