Судья Парпаева М.Ю.
УИД: 04RS0016-01-2024-000352-66
дело №12-168/2024
пост.06.06.2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
25 июня 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Осенонва В.В. на постановление Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 6 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 6 мая 2024 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 руб.
Не согласившись с данным постановлением, привлекаемое к административной ответственности лицо ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Бурятия, в которой ставит вопрос об отмене постановления о привлечении его к административной ответственности, ссылаясь на незаконность и необоснованность вынесенного постановления.
В судебное заседание по рассмотрению жалобы участники по делу, будучи извещенным надлежащим образом о месте и времени, не явились.
ФИО2 ходатайствовал о рассмотрении жалобы без его участия.
Суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на граждан вразмере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Согласно статье 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. При этом не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В Российской Федерации запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), какоскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.
Решением коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2020 г. деятельность криминального движения «Арестантское уголовное единство» («Арестантский уклад един», А.У.Е.) признана запрещенной в Российской Федерации по мотивам экстремистской направленности.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон №114-ФЗ) к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесено использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В качестве такой необходимой охранительной меры выступает установление административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение запрета на использование указанной символики с целью противодействия нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу статьи 13 (часть 5) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 октября 2014 г. №2480-О, от 24 октября 2019 г. №2923-О).
Как следует из материалов дела, согласно рапорту старшего уполномоченного ОГ на имя начальника ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия следует, что в оперативную группу учреждения поступила информация о демонстрировании символики экстремистского международного общественного движения «АУЕ» осужденным ФИО2
В этой связи, в Центр по противодействию экстремизму МВД по РБ поступили материалы проверки в отношении осужденного ФИО2
Согласно протоколу об административном правонарушении следует, что осужденный ФИО2 14 апреля 2024 г. находясь в локальном участке отряда №3а ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по РБ допустил публичное демонстрирование другим осужденным, имеющиеся у него в верхней части грудных мышц татуировки в виде двенадцатиконечных звезд, что является атрибутикой или символикой, сходной до степени смешения с атрибутикой или символикой международного общественного движения «арестантское уголовное единство», чья деятельность признана экстремисткой и запрещена на территории Российской Федерации.
Из пояснений ФИО2 следует, что в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по РБ. В 2001 году находясь в СИЗО №2 ГФСИН России по Иркутской области в г. Братск, решил нанести себе на грудь татуировки в виде распятого изображения Иисуса Христа с двумя 12-ми конечными звездами в области правой и левой ключицы. Нанес указанные татуировки, поскольку является религиозным человеком.
Идеей данного движения он не придерживается, вывести татуировку в настоящее время не имеется возможности.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст.20.3 КоАП РФ.
Своим решением районный суд признал ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.20.3 КоАП РФ, и назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 500 руб.
Между тем, с таким выводом районного судьи согласиться, оснований не имеется, поскольку он не основан на совокупности надлежащих доказательств и не соответствует диспозиции ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности по названной норме возможно при наличии обстоятельств – пропаганды либо публичного демонстрирования нацисткой атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование, то есть квалифицирующим признаком деяния является факт публичной демонстрации.
Наличие у ФИО2 татуировки в виде 12-и конечной звезды само по себе не свидетельствует о том, что последним осуществлялось публичное демонстрирование запрещенной символики международного общественного движения «Арестантское уголовное единство» (А.У.Е.).
Доказательств о том, что ФИО2 с целевой направленностью осуществлял пропаганду и (или) демонстрировал запрещенную символику лицам, находящимся с ним во время помывки, либо иным лицам, административным органом в дело не представлено.
Под демонстрацией запрещенной символики и атрибутики понимается ее публичное выставление, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-, кино- и видеоматериалах и другие действия публичного характера, делающие ее восприятие доступным.
В письменных пояснениях ФИО2 указывал, что татуировка в виде распятого Иисуса Христа с двумя 12-и конечными звездами нанесена им в 2001 г., по религиозным соображениям.
Согласно рапорту старшего оперуполномоченного ОГ ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Республике Бурятия Жамсуева В.Б. от 23 апреля 2024 года в оперативную группу учреждения поступила информация в отношении ФИО2, который публично демонстрировал татуировки в виде 12-и конечных звезд, которые находятся на груди, осужденным находясь на локальном участке отряда №3а ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по РБ.
Однако из указанного документа не представляется возможным установить, когда, где и при каких обстоятельствах ФИО2 совершил действия, связанные с публичной демонстрацией запрещенной символики, и в чем конкретно выразились эти действия.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 2 июля 2013 года №1053-О указал на то, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», судам следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной в том числе призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).
Из изложенных, в протоколе об административном правонарушении и письменном объяснении свидетеля ФИО8 от 23 апреля 2024 года обстоятельств, не следует, что ФИО2 целенаправленно осуществлял пропаганду и (или) демонстрировал символ движения «Арестантское уголовное единство», деятельность которой признана экстремисткой.
При таких обстоятельствах, при отсутствии надлежащих бесспорных доказательств по делу, вывод о наличии вины в действиях привлекаемого к административной ответственности лица, сделан судом неверно, и постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, постановление судьи районного суда подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛА:
Постановление судьи Мухоршибирского районного суда Республики Бурятия от 6 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия М.В. Ихисеева