Дело №2-3439/2021
25RS0001-01-2021-004183-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Владивосток 31.08.2021г.
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Ящук С.В.
при секретаре Гончаренко Е.В.
с участием представителя прокуратурыЛенинского района г.Владивостока Руденко А.П.
представителя ответчика администрации г.Владивостока Васильевой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 г.Владивостока», администрации г.Владивостока об обязании,
к участию в деле привлечено – Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор обратился в суд с иском, согласно которому Прокуратурой Ленинского района г. Владивостока проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока» (далее по тексту – МБОУ «СОШ № 47г. Владивостока») в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 47 г.Владивостока» оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Просил суд:
Обязать администрацию города Владивостока обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока».
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока» организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности после поступления финансирования из администрации города Владивостока.
Прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. В адрес прокуратуры Ленинского района г. Владивостока направлен письменный ответ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока» от 21.04.2021 № 40 о том, что денежные средства на проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности не выделены, так как документы находятся в работе.
Представитель администрации г.Владивостока иск не признал, указав, что формирование местных бюджетов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и бюджетной классификацией, заявок на финансирование данных работ не поступало.
Представитель образовательного учреждения в судебное заседание не прибыл, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало. Согласно ст. 167 ГПК РФ. суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Прокуратурой Ленинского района г. Владивостока проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока» в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение норм федерального законодательства в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№ 47 г.Владивостока» оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 41, 43 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерльный закон № 273 - ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п.п. 7, 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу п. 6, ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п.п. «а» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019№1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 23166-99).
В п. 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
При этом изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока» оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Изложенное свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Доказательств оборудования оконных блоков замками безопасности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока» не представлено. Доказательств освобождения ответчиков в установленном законом порядке от обязанности по исполнению требований ГОСТ 23166-99 также не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,167,192-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора г.Владивостока в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Владивостока, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока» о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать администрацию города Владивостока обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию оконных блоков замками безопасности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока».
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47 г.Владивостока» организовать проведение работ по оборудованию оконных блоков замками безопасности после поступления финансирования из администрации города Владивостока.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с 06.09.2021.
Судья С.В. Ящук