Решение от 20.04.2021 по делу № 2-2088/2021 от 22.03.2021

Дело № 2-2088/20201

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 апреля 2021 года г.Хабаровск

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,

при секретаре Семченко К.М.,

с участием представителя ответчика Пилипенко Е..Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бортниковой Анны Анатольевны к министерству здравоохранения Хабаровского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» о возложении обязанности, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Бортникова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к министерству здравоохранения Хабаровского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» о возложении обязанности, компенсации морального вреда.

В обосновании исковых требований указала, что она является инвалидом с детства с присвоением второй группы инвалидности, без переосвидетельствования, с основным диагнозом Е 84.0 муковисцидоз. Согласно выписного эпикриза ИБ: , выданного ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени Д.Д. Плетнёва Департамента здравоохранения города Москвы» ей прописаны рекомендации в том числе: увеличение калоража пищи до 3000 ккал/сутки, в том числе за счет гиперкалорийных смесей (<данные изъяты>); ингаляция 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты (международное непатентованное наименование) 5 мл х 2 раза в сутки постоянно - медицинское изделие <данные изъяты> (торговое наименование); комплексные поливитамины (<данные изъяты>) постоянно. До настоящего времени указанным лекарственными средствами и медицинскими изделиями не обеспечена. Действиями ответчиков ей причинен моральный вред.

Просит возложить на министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность обеспечить ее лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по жизненным показаниям: гиперкалорийными смесями (<данные изъяты>); 7% раствором натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты (международное непатентованное наименование) 5 мл х 2 раза в сутки постоянно медицинское изделие <данные изъяты> (торговое наименование); комплексными поливитаминами (<данные изъяты>) в объемах, установленных в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Хабаровского края и КГБУ «НЦРБ» в свою пользу компенсацию морального вреда размере 150 000 рублей. Решение обратить к немедленном исполнению.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В силу ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель ответчика министерства здравоохранения Хабаровского края в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в возражениях. Указала, что закупка гиперкалорийной смеси будет осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Гиалуроновая кислота не зарегистрирована в государственном реестре лекарственных средств как фармацевтическая субстанция, обеспечить Бортникову А.А. 7% раствором натрия хлорид + 0,1 % раствором гиалуроновой кислоты не возможно. Обеспечение Бортниковой А.А. поливитаминами <данные изъяты> не представляется возможным, т.к. они не являются лекарственными препаратами и не имеют регистрации в государственном реестре лекарственных препаратов.

Представитель третьего лица КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В поступившем отзыве указано, что прав истца нарушено не было. В силу ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие соответчика.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела Бортникова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом 2-й группы с детства, бессрочно (справка МСЭ-2017 от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно выписному эпикризу ГКБ им.Д.Д.Плетнева Департамента здравоохранения г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, Борниковой А.А. поставлен диагноз при выписке: <данные изъяты>.

Рекомендовано, в том числе: увеличение калоража пищи до 2500ккал/сутки, в том числе за счет гиперкалорийных смесей (<данные изъяты>); ингаляция 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты 5мл х 2раза/сутки постоянно; комплексные поливитамины постоянно (<данные изъяты>) постоянно с ежегодной оценкой уровня витаминов A,D,E.K

Аналогичные рекомендации даны Бортниковой А.А. в выписном эпикризе ГКБ им.Д.Д.Плетнева Департамента здравоохранения г.Москвы ИБ (нахождение на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Решением ВК КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Бортниковой А.А. по жизненным показаниям необходим постоянный прием гиперкалорийной смеси-специализированный продукт для диетического питания.

Ходатайство о закупке гиперкалорийной смеси «Нутридинк» направлено КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре районная больница» в министерство здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени гиперкалорийной смесью «Нутридинк» Бортникова А.А. не обеспечена.

Решением ВК КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Бортниковой А.А. по жизненным показаниям необходим постоянный прием ингаляции 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты 5мл х 2раза/сутки.

В обеспечении Бортниковой А.А. ингаляциями 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты 5мл х 2раза/сутки, равно как и комплексными поливитамины министерством здравоохранения Хабаровского края отказано.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическом благополучию.

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В ст. 4 названного Закона указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗк полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе, разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно ч. 1 ст. Закона Хабаровского края от 29.12.2004 № 233 «О бесплатном обеспечении лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания» граждане бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств краевого бюджета в соответствии с перечнем, установленным Правительством края на основании п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.    

Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно по рецептам врача (фельдшера) за счет средств краевого бюджета, утвержден постановлением правительства Хабаровского края от 29.04.2005 № 40-пр. В указанный Перечень включен <данные изъяты>.

Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В соответствии с п. 1 ч. 1 Положения о министерстве здравоохранении Хабаровского края утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.07.2007 г. № 149-пр министерство здравоохранения Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере здравоохранения края и координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этой сфере других краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Министерство здравоохранения Хабаровского края осуществляет переданные органам государственной власти края полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по организации размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (подп. 32 п. 7 раздел II Положения).

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 г. N 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

По жизненным показаниям Бортникова А.А. нуждается в лекарственных препаратах и медицинских изделиях ежедневной необходимости, поименованных в назначении ГКБ им.Д.Д.Плетнева Департамента здравоохранения г.Москвы

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Хабаровского края.

Отсутствие лекарственных препаратов и медицинских изделий, назначенных Бортниковой А.А. в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Довод о том, что комплексные поливитамины не являются лекарственными средствами, не состоятельна, в силу пп. 4 ст.4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности, комплексные поливитамины (аквадекс, декас плюс, цистисорб), рекомендованы истцу для профилактики имеющегося у нее заболевания.

Кроме того, доказательств того, что у вышеуказанных лекарственных препаратов и медицинских изделий имеются аналоги, позволяющие заменить вышеуказанные препараты и изделия в полном объеме, и такими аналогами Бортникова А.А. обеспечена, не представлено.

Вместе с тем, Бортиковой А.А. рекомендовано не конкретное медицинское изделие , а ингаляции 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты, без конкретного наименования.

В соответствии с ч. 2 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Поскольку лекарственные препараты и медицинские изделия необходимы Бортниковой А.А. по жизненным показаниям, с учетом характера заболевания промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению ее состояния здоровья, в связи с чем, суд считает необходимым обратить решение в данной части к немедленному исполнению.

В соответствии с частью 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации.

Как следует из содержания приведенных норм, компенсация морального вреда возможна в случаях нарушения личных неимущественных прав граждан либо совершения действий, посягающих на нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда возможна при наличии указания об этом в законе.

По общим правилам, для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда необходимо наличие его вины и причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями ответчика.

При рассмотрении дела обстоятельства, на которых истец основывает исковые требования не нашли своего подтверждения, доказательств, подтверждающих причинение истцу действиями ответчиков физических и нравственных страданий, суду не представлено.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░); 7% ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ + 0,1% ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 27 ░░░░░░ 2021 ░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░

░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░ _________

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 27RS0001-01-2021-002021-81

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2088/2021 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░.

2-2088/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бортникова Анна Анатольевна
Ответчики
КГБУЗ "НЦРБ"
Министерство Здравоохранения Хабаровского края
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровск
Судья
Крюк Анна Александровна
Дело на сайте суда
centralnyr.hbr.sudrf.ru
22.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2021Подготовка дела (собеседование)
15.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2021Судебное заседание
27.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее