Дело № 2-2088/20201
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года г.Хабаровск
Центральный районный суд г.Хабаровска в составе председательствующего судьи Крюк А.А.,
при секретаре Семченко К.М.,
с участием представителя ответчика Пилипенко Е..Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бортниковой Анны Анатольевны к министерству здравоохранения Хабаровского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» о возложении обязанности, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Бортникова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к министерству здравоохранения Хабаровского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Николаевская-на-Амуре центральная районная больница» о возложении обязанности, компенсации морального вреда.
В обосновании исковых требований указала, что она является инвалидом с детства с присвоением второй группы инвалидности, без переосвидетельствования, с основным диагнозом Е 84.0 муковисцидоз. Согласно выписного эпикриза ИБ: №, выданного ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница имени Д.Д. Плетнёва Департамента здравоохранения города Москвы» ей прописаны рекомендации в том числе: увеличение калоража пищи до 3000 ккал/сутки, в том числе за счет гиперкалорийных смесей (<данные изъяты>); ингаляция 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты (международное непатентованное наименование) 5 мл х 2 раза в сутки постоянно - медицинское изделие <данные изъяты> (торговое наименование); комплексные поливитамины (<данные изъяты>) постоянно. До настоящего времени указанным лекарственными средствами и медицинскими изделиями не обеспечена. Действиями ответчиков ей причинен моральный вред.
Просит возложить на министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность обеспечить ее лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по жизненным показаниям: гиперкалорийными смесями (<данные изъяты>); 7% раствором натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты (международное непатентованное наименование) 5 мл х 2 раза в сутки постоянно медицинское изделие <данные изъяты> (торговое наименование); комплексными поливитаминами (<данные изъяты>) в объемах, установленных в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать солидарно с Министерства здравоохранения Хабаровского края и КГБУ «НЦРБ» в свою пользу компенсацию морального вреда размере 150 000 рублей. Решение обратить к немедленном исполнению.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. В силу ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель ответчика министерства здравоохранения Хабаровского края в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в возражениях. Указала, что закупка гиперкалорийной смеси будет осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Гиалуроновая кислота не зарегистрирована в государственном реестре лекарственных средств как фармацевтическая субстанция, обеспечить Бортникову А.А. 7% раствором натрия хлорид + 0,1 % раствором гиалуроновой кислоты не возможно. Обеспечение Бортниковой А.А. поливитаминами <данные изъяты> не представляется возможным, т.к. они не являются лекарственными препаратами и не имеют регистрации в государственном реестре лекарственных препаратов.
Представитель третьего лица КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В поступившем отзыве указано, что прав истца нарушено не было. В силу ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие соответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Бортникова А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом 2-й группы с детства, бессрочно (справка МСЭ-2017 от ДД.ММ.ГГГГ №).
Согласно выписному эпикризу ГКБ им.Д.Д.Плетнева Департамента здравоохранения г.Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, Борниковой А.А. поставлен диагноз при выписке: <данные изъяты>.
Рекомендовано, в том числе: увеличение калоража пищи до 2500ккал/сутки, в том числе за счет гиперкалорийных смесей (<данные изъяты>); ингаляция 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты 5мл х 2раза/сутки постоянно; комплексные поливитамины постоянно (<данные изъяты>) постоянно с ежегодной оценкой уровня витаминов A,D,E.K
Аналогичные рекомендации даны Бортниковой А.А. в выписном эпикризе ГКБ им.Д.Д.Плетнева Департамента здравоохранения г.Москвы ИБ № (нахождение на стационарном лечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Решением ВК КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Бортниковой А.А. по жизненным показаниям необходим постоянный прием гиперкалорийной смеси-специализированный продукт для диетического питания.
Ходатайство о закупке гиперкалорийной смеси «Нутридинк» направлено КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре районная больница» в министерство здравоохранения ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени гиперкалорийной смесью «Нутридинк» Бортникова А.А. не обеспечена.
Решением ВК КГБУЗ «Николаевская-на-Амуре районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Бортниковой А.А. по жизненным показаниям необходим постоянный прием ингаляции 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты 5мл х 2раза/сутки.
В обеспечении Бортниковой А.А. ингаляциями 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты 5мл х 2раза/сутки, равно как и комплексными поливитамины министерством здравоохранения Хабаровского края отказано.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическом благополучию.
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В ст. 4 названного Закона указано, что основными принципами охраны здоровья являются: в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 29 названного Закона установлено, что организация охраны здоровья осуществляется путем: в том числе обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 323-ФЗк полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся в том числе, разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Согласно ч. 1 ст. Закона Хабаровского края от 29.12.2004 № 233 «О бесплатном обеспечении лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания» граждане бесплатно обеспечиваются лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств краевого бюджета в соответствии с перечнем, установленным Правительством края на основании п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно по рецептам врача (фельдшера) за счет средств краевого бюджета, утвержден постановлением правительства Хабаровского края от 29.04.2005 № 40-пр. В указанный Перечень включен <данные изъяты>.
Статьей 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (часть 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В соответствии с п. 1 ч. 1 Положения о министерстве здравоохранении Хабаровского края утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26.07.2007 г. № 149-пр министерство здравоохранения Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим управление в сфере здравоохранения края и координирующим в пределах своей компетенции деятельность в этой сфере других краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Министерство здравоохранения Хабаровского края осуществляет переданные органам государственной власти края полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг по организации размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (подп. 32 п. 7 раздел II Положения).
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 г. N 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
По жизненным показаниям Бортникова А.А. нуждается в лекарственных препаратах и медицинских изделиях ежедневной необходимости, поименованных в назначении ГКБ им.Д.Д.Плетнева Департамента здравоохранения г.Москвы
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Организация оказания населению субъекта Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация обеспечения лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в данном случае Министерства здравоохранения Хабаровского края.
Отсутствие лекарственных препаратов и медицинских изделий, назначенных Бортниковой А.А. в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Довод о том, что комплексные поливитамины не являются лекарственными средствами, не состоятельна, в силу пп. 4 ст.4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" лекарственные препараты - лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности, комплексные поливитамины (аквадекс, декас плюс, цистисорб), рекомендованы истцу для профилактики имеющегося у нее заболевания.
Кроме того, доказательств того, что у вышеуказанных лекарственных препаратов и медицинских изделий имеются аналоги, позволяющие заменить вышеуказанные препараты и изделия в полном объеме, и такими аналогами Бортникова А.А. обеспечена, не представлено.
Вместе с тем, Бортиковой А.А. рекомендовано не конкретное медицинское изделие №, а ингаляции 7% раствора натрия хлорида + 0,1% раствор гиалуроновой кислоты, без конкретного наименования.
В соответствии с ч. 2 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Поскольку лекарственные препараты и медицинские изделия необходимы Бортниковой А.А. по жизненным показаниям, с учетом характера заболевания промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению ее состояния здоровья, в связи с чем, суд считает необходимым обратить решение в данной части к немедленному исполнению.
В соответствии с частью 1 статьи 151 Гражданского кодекса РФ в случае причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законом об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжить активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, и в том случае, когда в законе отсутствует специальное указание о возможности его компенсации.
Как следует из содержания приведенных норм, компенсация морального вреда возможна в случаях нарушения личных неимущественных прав граждан либо совершения действий, посягающих на нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда возможна при наличии указания об этом в законе.
По общим правилам, для возложения на ответчика обязанности компенсации морального вреда необходимо наличие его вины и причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями ответчика.
При рассмотрении дела обстоятельства, на которых истец основывает исковые требования не нашли своего подтверждения, доказательств, подтверждающих причинение истцу действиями ответчиков физических и нравственных страданий, суду не представлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения иска в данной части не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░); 7% ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ + 0,1% ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 27 ░░░░░░ 2021 ░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░
░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░ ░░░░ _________
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 27RS0001-01-2021-002021-81
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2088/2021 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░.