Решение по делу № 2-1508/2023 от 02.03.2023

    № 2-1508/2023

УИД61RS0003-01-2023-000985-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2023 года                                                                          г. Ростов-на-Дону

Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Строителевой О.Ю.,

при секретаре Газиевой М.Р.,

с участием истца Капустиной Т.А.,

представителя ответчика Пантелеева О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Капустиной Т.А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о признании решения незаконным, об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Капустина Т.А. (далее также истец) обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее также ответчик, ОСФР по РО) о признании решения незаконным, об обязании включить в специальный стаж периоды работы и назначении досрочной страховой пенсии по старости, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием на дату обращения требуемого специального страхового стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в указанный стаж ответчиком не были включены периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем обслуживающего труда Артемовской средней школы , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем обслуживающего труда Бахмутской общеобразовательной школы I-III ступеней, период обучения в Красноармейском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец считает данное решение незаконным в части отказа во включении указанных периодов в специальный стаж, по тому основанию, что характер выполняемой ею работы дает право на назначении досрочной трудовой пенсии по старости, и подтверждается трудовой книжкой и справками.

На основании изложенного, с учетом уточнений исковых требований, истец просит суд признать незаконным решение ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, обязать ответчика включить в льготный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем обслуживающего труда Артемовской средней школы , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем обслуживающего труда Бахмутской общеобразовательной школы I-III ступеней, период обучения в Красноармейском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Истец в судебное заседание явилсч, исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Пантелеева О.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, пояснила, что в случае включения спорных периодов специальный страховой стаж составит 36 лет 04 месяца, ИПК составит 25,393, при требуемом 25,8.

Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом.

В части 1 статьи 8 названного Федерального закона установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста.

Частью 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

На основании п. 5 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Капустина Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ОСФР по Ростовской области с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОСФР по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием на дату обращения требуемого специального страхового стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.

В специальный страховой стаж Капустиной Т.А. не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-учеба в Красноармейском педагогическом училище, так как в соответствии с п.2 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается в выслугу лет при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, а также не подтверждена принадлежность диплома; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-учителем обслуживающего труда Артемовской средней школы , в том числе период по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ,так как не подтверждена принадлежность трудовой книжки заявителя, не представлена справка о реорганизации. Представленная справка от ДД.ММ.ГГГГ не содержит основание выдачи, в связи с чем не подтверждена занятость на полную ставку с ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-учителем обслуживающего труда Бахмутской общеобразовательной школы I-III ступеней, так как не подтверждена принадлежность трудовой книжки заявителя. Представленная справка от ДД.ММ.ГГГГ не содержит основание выдачи, в связи с чем не подтверждена занятость на полную ставку с ДД.ММ.ГГГГ.

В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно.

В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением, в том числе, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены в статье 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно статье 14 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2). Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4).

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Законом N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ).

13 марта 1992 года государствами - участниками Содружества Независимых Государств, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 года).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи 6 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

При назначении пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Украине) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 апреля 2008 года N ЛЧ-25-25/3283, в Украине органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Пенсионный фонд Украины.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11).

Таким образом, законодательством Российской Федерации при подтверждении периодов работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица установлен приоритет сведений индивидуального (персонифицированного) учета, при отсутствии которых в подтверждение периодов работы принимаются иные доказательства.

В материалы дела представлена трудовая книжка с датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, выданная на имя Капустиной (Астауровой, Абрамовой) Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в которую внесены записи о спорных периодах работы.

В соответствии с п.1.1. Списка № 781 в разделе «Наименования учреждений» в рамках типа общеобразовательных учреждений предусмотрены видовые наименования общеобразовательных учреждений для детей, а именно: школы всех наименований, центры образования и т.д. Это означает, что работа в учреждении определенного вида - школа, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, только в том случае, если данная школа является общеобразовательным учреждением.

Согласно статье 23 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, в том числе:

дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Кроме того, образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

общеобразовательные организации - образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

В силу пункта 6 указанных Правил, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Занимаемая истцом должность «учитель» указана в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка.

Согласно пункту 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка к учреждениям, работа преподавателем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения, в том числе «школы всех наименований».

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно требований части 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана. Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) (далее – Соглашение от 13.03.1992 г.) для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой Украина, Республикой Армения.

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.

Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.

Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 № 1-369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р (в редакции от 28.01.2005) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР») для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002. (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В этой связи, трудовой стаж по трудовому договору, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ до 13.03.1992, с применением норм пенсионного законодательства Российской Федерации, а периоды по трудовому договору с 14.03.1992 и по найму с 01.01.2002 подлежат включению в страховой стаж исключительно при уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

При новом установлении пенсии документы, оформленные до распада СССР (до 01.12.1991) и содержащиеся в них сведения о трудовом (страховом) стаже за периоды до распада СССР при отсутствии сомнений в достоверности сведений, указанных в документах, могут рассматриваться без дополнительного подтверждения при их надлежащем оформлении, так как на всей территории СССР действовали единые нормативные правовые акты по оформлению документов о стаже и подтверждению сведений, содержащихся в них.

Сведения, содержащиеся в документах о трудовом (страховом) стаже, приобретенном на территории иностранного государства после распада СССР, а также в том случае, если прием на работу осуществлялся до распада СССР, а увольнение после распада СССР, либо документы выданные после распада СССР, подтверждаются в установленном законом порядке.

В соответствии со статьей 11 Соглашения от 13.03.1992 необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.

В материалы пенсионного дела представлена справка Бахмутской общеобразовательной школы I-II ступеней Бахмутского городского совета Донецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, из которой усматривается, что Капустина Т.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действительно работала в Бахмутской общеобразовательной школе I-II ступеней Бахмутского городского совета Донецкой области (до переименования Артемовская средняя школа ) в должности учителя обслуживающего труда (основание приказ городского отдела образования о принятии от ДД.ММ.ГГГГ -к § 2 приказ по школе о принятии от ДД.ММ.ГГГГ -к, приказ по школе об увольнении по переводу от ДД.ММ.ГГГГ -к. За период работы имела следующую недельную нагрузку: 1986-1987-27,5 часов, 1987-1988-27 часов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-отпуск по уходу за ребенком,1990-1991-27 часов, 1991-1992-27,5 часов, 1992-1993-29 часов, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-отпуск по уходу за ребенком, 1995-1996-27 часов, 1996-1997-25,5 часов, 1997-1998-29 часов, 1998-1999-32 часа, 1999-2000 -30 часов, 2000-2001-28 часов, 2001-2002-28,5 часов, 2002-2003-27 часов.

Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ Бахмутской общеобразовательной школы I-III ступеней Бахмутского городского ФИО12 <адрес> Капустина Т.А. работала в данной организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ставка составляла от 1,1 до 1,4.

Таким образом, Капустина Т.А. осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя в школе, расположенной в сельской местности, на основании чего суд приходит к выводу о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем обслуживающего труда Артемовской средней школы , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем обслуживающего труда Бахмутской общеобразовательной школы I-III ступеней в специальный страховой стаж истца.

Рассматривая требования истца в части включения в специальный страховой стаж периода обучения в Красноармейском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно копии диплома , Астаурова Т.А. в 1982 году поступила в Красноармейское педагогическое училище и в 1986 окончила полный курс названного училища по специальности преподавание труда и черчения в 4-8 классах общеобразовательной школы.

Правила исчисления стажа работы (деятельности), имевшей место до 01.01.1992, содержались в Положении № 1397.

Согласно Положению № 1397 учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах. Однако обязательным условием зачета времени обучения в стаж работы по специальности являлось то, что, во-первых, ему непосредственно должна была предшествовать и непосредственно за ним следовать педагогическая деятельность (пункт 2 Положения), и, во-вторых, не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно было приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (пункт 4 Положения).

С 01.01.1992 постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991                    № 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности обучения в педагогических учебных заведениях допускается только при условии прохождения обучения в период действия Положения № 1397, то есть до 01 января 1992 года (как определено подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 01 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Таким образом, поскольку после периода обучения следовал период работы, период обучения в Красноармейском педагогическом училище с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный страховой стаж Капустиной Т.А.

Таким образом, с учетом включения спорных периодов специальный стаж истца на дату подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ) составил более 25 лет.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ).

Согласно приложению 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ в случае возникновения права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости может быть назначена не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2020 году не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018                 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в п. п. 19-21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением № 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

С учетом переходных положений, определенных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости в 2023 году в соответствии с п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 25 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента –25,8.

Как следует из представленного в материалы дела расчета индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом периодов работы, включенных в страховой стаж истца, при определении права Капустиной Т.А. специальный страховой стаж составил 36 лет 04 месяца, размер ИПК составил 25,393, при требуемом 25,8.

Разрешая спор, суд, с учетом установленных обстоятельств и норм пенсионного законодательства, подлежащих применению к спорным отношениям, приходит к выводу об отсутствии оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточной минимальной величиной индивидуального пенсионного коэффициента.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Капустиной Т.А. – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ОПФР по РО от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в специальный страховой стаж периодов работы и обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ОГРН 1026103162579) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы Капустиной Т.А. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, СНИЛС ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учеба в Красноармейском педагогическом училище, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем Артемовской средней школы , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учителем Бахмутской общеобразовательной школы I-III ступеней.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.07.2023

2-1508/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
КАпустина Татьяна Анатольевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РО
Суд
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
Судья
Строителева Оксана Юрьевна
Дело на странице суда
kirovsky.ros.sudrf.ru
02.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.03.2023Передача материалов судье
06.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.03.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.04.2023Предварительное судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
19.06.2023Судебное заседание
23.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее