21 июня 2022 года г. Киров
Кировский областной суд в составе председательствующего судьи Колегова К.В.,
при секретаре судебного заседания Протасовой Т.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению государственного обвинителя Зяблицева А.Д. на приговор Первомайского районного суда г. Кирова от 5 мая 2022 года в отношении Караваева А.Г.
Заслушав выступления прокурора Зоновой А.Н., предложившей изменить приговор по доводам апелляционного представления, защитника – адвоката Плотникова В.А., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, суд апелляционной инстанции
у с т а н о в и л:
по приговору Первомайского районного суда г. Кирова от 05.05.2022
Караваев А.Г., родившийся <дата> в д. <адрес>, судимый <адрес> <адрес>:
- <дата> <данные изъяты>
осужден по ч. 1 ст.161 УК РФ к 2 годам 2 месяцам ограничения свободы, с установлением ограничений и возложением обязанностей, указанных в приговоре.
Приговором определена судьба вещественного доказательства.
По подробно изложенным в приговоре обстоятельствам Караваев признан виновным в открытом хищении <дата> у Потерпевший №1 сигарет, пива и продуктов питания на сумму <данные изъяты> в помещении <данные изъяты>
В апелляционном представлении государственный обвинитель Зяблицев Д.А. просит приговор изменить в связи с неправильным применением уголовного закона, повлекшим назначение чрезмерно мягкого наказания. Указывает, что суд, назначая наказание в виде ограничения свободы, применил ч. 3 ст. 68 УК РФ. Вместе с тем, ч. 3 ст. 68 УК РФ предусматривает назначение наказания менее одной трети максимального срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за преступление, каковым по санкции ч. 1 ст. 161 УК РФ является лишение свободы. В данном случае, назначение наказания в виде ограничения свободы возможно лишь с применением ст. 64 УК РФ, о применении которой суд сослался в описательно-мотивировочной части приговора. В резолютивной части приговора в нарушение п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», суд не сослался на ст. 64 УК РФ в резолютивной части приговора. Автор апелляционного представления полагает, что указание о назначении Караваеву наказания, не связанного с лишением свободы, не соответствует степени общественной опасности совершенного против собственности корыстного преступления средней тяжести и личности осужденного. Караваев ранее судим за однородное корыстное преступление, по которому отбывал наказание в виде лишения свободы, должных выводов для себя не сделал, вновь совершил аналогичное корыстное преступление при рецидиве. Полагает, что наиболее справедливым, соответствующим характеру и степени общественной опасности преступления, с учетом его конкретных обстоятельств, личности осужденного, будет наказание в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Просит изменить приговор. Исключить из описательно-мотивировочной части указание на применение ст. 64 УК РФ. Назначить Караваеву с применением ч. 3 ст. 68 УК РФ наказание в виде 1 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима со взятием Караваева под стражу в зале суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав мнение сторон, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый приговор подлежащим изменению.
Приговор в отношении Караваева постановлен в особом порядке, предусмотренном главой 40 УПК РФ.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вина осужденного в совершенном преступлении подтверждена собранными по делу доказательствами, которые не были предметом проверки в судебном заседании в связи с особым порядком постановления приговора.
Требования ст.ст. 314-316 УПК РФ при рассмотрении уголовного дела соблюдены. Действиям осужденного дана верная правовая оценка.
Вместе с тем, приговор суда подлежит изменению на основании пунктов 3 и 4 ст. 389.15 УПК РФ в связи с неправильным применением уголовного закона и несправедливостью наказания.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 389.18 УПК РФ неправильным применением уголовного закона является нарушение требований Общей части УК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 64 УК РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 389.18 УПК РФ несправедливым является приговор, по которому было назначено наказание, не соответствующее тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части УК РФ, но по своему виду или размеру является несправедливым как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости.
Суд, признав в качестве смягчающих наказание обстоятельств – явку с повинной, активное способствование расследованию преступления, добровольное возмещение причиненного преступлением имущественного ущерба, принесение извинений потерпевшему, раскаяние в содеянном, наличие хронических заболеваний, признал их исключительными.
Как правильно указано в апелляционном представлении, при мотивировке назначении наказания с применением ст. 64 УК РФ суд первой инстанции не в полной мере учел характер и степень общественной опасности совершенного Караваевым открытого хищения имущества у Потерпевший №1, фактические обстоятельства его совершения. Преступление Караваев совершил в непозднее время в публичном месте в состоянии опьянения, когда в присутствии распивавших с ним спиртное двух других лиц, дерзким способом завладел товаром, приобретенным потерпевшим на глазах у продавца, игнорируя его возражения. В магазин Караваев со спутниками пришли с целью приобретения спиртного. При наличии у Караваева отягчающего наказание обстоятельства – рецидива преступлений, который образует судимость за ранее совершенное однородное корыстное преступление, исправительное воздействие предыдущего наказания за которое оказалось недостаточным, вывод о том, что исправление Караваева возможен без его изоляции от общества, является ошибочным.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что установленные по делу смягчающие наказания обстоятельства являются исключительными обстоятельствами, существенно уменьшающими степень общественной опасности преступления и считает необходимым апелляционное представление прокурора удовлетворить, так как у суда первой инстанции не было оснований для назначении наказания Караваеву с учетом правил, предусмотренных ст. 64 УК РФ.
Указание о назначении Караваеву наказания с применением ст. 64 УК РФ в виде ограничения свободы подлежит исключению из приговора.
Также судом допущено нарушение требований Общей части уголовного закона ввиду указания в водной части приговора судимость Караваева по приговору <адрес> <адрес> за преступление средней тяжести от <дата> по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, наказание в виде лишения свободы по которой, отбыто Караваевым <дата>, которая на момент совершения преступления по данному делу погашена. Указание о данной судимости подлежит исключению из приговора. Вместе с тем, при назначении наказания данную судимость суд не учитывал. Её исключение из приговора не влечет смягчение наказания.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции согласен с выводом о возможности назначения Караваеву наказания без учета правил рецидива с применением ч. 3 ст. 68 УК РФ.
Назначаемое Караваеву наказание в виде лишения свободы в соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ подлежит отбыванию им в исправительной колонии строгого режима.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.15, 389.18, 389.20 и 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
п о с т а н о в и л:
апелляционное представление государственного обвинителя удовлетворить.
Приговор Первомайского районного суда г. Кирова от 5 мая 2022 года в отношении Караваева А.Г. изменить.
Исключить из вводной части приговора указание на судимость по приговору <адрес> <адрес> от <дата> по <данные изъяты>.
Исключить из описательно-мотивировочной части приговора указание на применение ст. 64 УК РФ при назначении Караваеву А.Г. наказания.
Исключить из приговора указание о назначении по ч. 1 ст. 161 УК РФ Караваеву А.Г. наказания в виде ограничения свободы сроком на 2 года 2 месяца с установлением соответствующих ограничений и возложением обязанностей.
С применением ч. 3 ст. 68 УК РФ назначить Караваеву А.Г. по ч. 1 ст. 161 УК РФ наказание – 1 год лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Взять Караваева А.Г. под стражу.
Срок наказания исчислять со дня взятия Караваева А.Г. под стражу.
В остальной части этот же приговор оставить без изменений.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара Самарской области) в порядке, предусмотренном главой 47.1 УПК РФ, в течение шести месяцев со дня вступления приговора в законную силу, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии апелляционного постановления. В случае принесения представления либо обжалования постановления суда апелляционной инстанции стороны вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий -