Судья Журкина-Бородина Л.В. Дело № 07п-357/2022
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 16 июня 2021 года
Судья Волгоградского областного суда Циренщиков И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Я.Е.С. на постановление судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 16 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград»,
у с т а н о в и л:
16 марта 2022 года постановлением судьи Камышинского городского суда Волгоградской области производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» прекращено, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В настоящее время в жалобе, поданной в Волгоградский областной суд, должностное лицо административного органа, начальник ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Я.Е.С. оспаривает законность и обоснованность постановления судьи городского суда и просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение, приводя доводы о том, что оснований для прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава у суда не имелось.
Проверив в полном объёме материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Ситиматик-Волгоград» Тымчук Ю.А., полагавшую постановление суда оставить без изменения, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Своей целью указанная норма предусматривает охрану здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических правил, норм, стандартов, предъявляемых к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением этих же действий совершаемых в отношении отходов животноводства.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 2629 от 9 декабря 2021 года, при проведении административного расследования (определение № АР №-00360 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 26 октября 2021 года по поступившему обращению вх. № 487 от 26 октября 2021 года), рассмотрении документов (маршрутных журналов <.......> движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твердых коммунальных отходов за период с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г., с 01.10.2021 г. по 31.10.2021 г. вх. № 6857 от 23 ноября 2021 г.), представленных ООО «Ситиматик-Волгоград», территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинским: Котовском, Жирновском, Руднянском районах по адресу: ул. 22 Партсъезда, д. 10, г. Камышина, было установлено, что хозяйствующий субъект - ООО «Ситиматик-Волгоград», осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, не обеспечивал вывоз крупногабаритных отходов не реже 1 раза в 7 суток с территории установки 4-х контейнеров по ул. Гороховская, д. 61 г. В маршрутных журналах ООО «Баркас» движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твердых коммунальных отходов за период с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г., с 01.10.2021 г. по 31.10.2021 г. указан объем сбора твердых коммунальных отходов с места сбора и накопления твердых коммунальных отходов по ул. Гороховская, 61, г. Камышина, объем сбора крупногабаритных отходов не указан. Таким образом, ООО «Ситиматик-Волгоград» нарушило требования абз. 1 п. 13 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В ходе рассмотрения поступившего в суд административного материла в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград», по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, судья Камышинского городского суда Волгоградской области пришёл к выводу о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Своё решение судья мотивировал тем, что в ходе производства по делу об административном правонарушении не было установлено достаточных доказательств того, что выявленные в ходе проверки нарушения явились следствием виновного бездействия ООО «Ситиматик-Волгоград» вследствие несоблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также несоблюдения требований санитарно-эпидемиологических законодательства.
Кроме того судом первой инстанции указано, что при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» должностным лицом положены в основу маршрутные журналы ООО «Баркас+» движения мусоровоза и загрузки (выгрузки) твердых коммунальных отходов за период с 01.09.2021 года по 30.09.2021 года и с 01.10.2021 года по 31.10.2021 года, в которых не указаны объемы сбора крупногабаритных отходов.
Из данных журналов ООО «Баркас+» следует, что с места сбора накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) по адресу г. Камышин, ул. Гороховская, 61 производился вывоз мусора. О том, что имелись накопления крупногабаритных отходов бестарным способом материалы дела не содержат. Представленные потерпевшим Д.С.И. фотоматериалы в рамках проводимой проверки не свидетельствуют о том, что свалка мусора имела место в период с 01.09.2021 года по 31.10.2021 года. Сведений о том, что по указанному адресу имеется площадка для складирования КГО бестарным способом и на ней осуществлялось складирование КГО в материалы дела не представлено.
Кроме того, судьей, со ссылкой на Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 11 октября 2-19 года № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», указано, что к ТКО могут быть отнесены отходы, образованные физическими лицами, исключительно при условии их образования в пределах жилых помещений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В связи с чем судья пришел к выводу о том, что отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
По этой же причине не могут быть отнесены к КГО и автомобильные шины.
Также судья городского суда указал, что данным Письмом определено, что растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.
Указанные отходы подлежат вывозу в соответствии с договором, заключенным с лицами (организациями), обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене.
Таким образом, региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают только обращение с ТКО, которые соответствуют понятийному аппарату Закона № 89-ФЗ, а также учтены в нормативах накопления ТКО.
С указанными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Вместе с тем, полагаю, что судьей районного суда при вынесении постановления был допущен ряд существенных процессуальных нарушений, не позволивших полно и объективно рассмотреть данное дело.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Пунктом 2 ст. 12 Закона № 52-ФЗ установлено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с ч 1. ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъектов Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональным операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В преамбуле Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что настоящий федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Таким образом, Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отсылочный, родовым объектом посягательства являются административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Как следует из материалов дела, ООО «Ситиматик-Волгоград» хозяйствующий субъект на территории Волгоградской области, осуществляющий деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории г. Камышина.
Также материалами дела подтверждается, что в ходе административного расследования у ООО «Ситиматик-Волгоград» были истребованы маршрутные журналы <.......> движения мусоровоза и загрузки ТКО, согласно которым с места сбора и накопления твердых коммунальных отходов по адресу г. Камышин, ул. Гороховская, д. 61 за период с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г., с 01.10.2021 г. по 31.10.2021 г. производился вывоз ТКО только из установленных контейнеров. В маршрутных журналах <.......> объем сбора крупногабаритных отходов по адресу г. Камышин, ул. Гороховская, 61 не указан.
Таким образом, в материалы дела не представлено доказательств того, что сбор и транспортирование крупногабаритных отходов с территории установки 4-х контейнеров по ул. Гороховская, 61, г. Камышин ООО «Ситиматик-Волгоград» производился не реже 1 раза в 7 суток, однако судом первой инстанции этому обстоятельству должной оценки дано не было.
Кроме того, судом не учтено следующее.
Из содержания статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что придомовая территория - это земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункт 4).
Статьей 1 Федерального закона от 25 июня 1998 г. №89-ФЗ определено, что «твердые коммунальные отходы» - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Таким образом, твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов, который представляет собой совокупность отходов, имеющих общие признаки в соответствии с системой классификации отходов, и к ним могут быть отнесены отходы, образованные как физическими лицами в пределах жилых помещений, так и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в процессе их деятельности.
В норматив накопления ТКО на территории Волгоградской области включены растительные отходы. Согласно письма Комитета тарифного регулирования Волгоградской области № 31-0315/3460 от 22 октября 2021 года расчет нормативов произведен в соответствии с Правилами определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 269. Согласно пункту 3 Правил №269 при определении нормативов накопления ТКО в их состав учитываются также отходы образующиеся при уборки придомовой территории.
В соответствии с письмом Минстроя России от 25 сентября 2018 года № 43298-ОГ/06 в случае, если уличный смет, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками образованы на придомовой территории, или уполномоченные органы предусмотрели перечень категорий объектов, в котором указаны объекты с образованием таких отходов, то они подлежат учету при определении нормативов.
Комитетом Государственной Думы отмечается, что отходы, образующиеся при уборке приусадебной (придомовой) территории индивидуального жилищного строительства (смет, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т.п.), также относятся к твердым коммунальным отходам. Соответственно, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами. Вывоз ТКО с придомовых территорий должен осуществлять региональный оператор.
При таких обстоятельствах, вывод судьи городского суда об отсутствии в действиях ООО «Ситиматик-Волгоград» состава административного правонарушения является ошибочным и не отвечает установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, принятый по делу судебный акт не может быть признан законным.
Учитывая, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истёк, настоящее дело в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса подлежит направлению на новое рассмотрение в городской суд.
При новом рассмотрении данного дела об административном правонарушении следует учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
жалобу начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области в г. Камышине, Камышинском, Котовском, Жирновском, Руднянском районах Я.Е.С. удовлетворить.
Постановление судьи Камышинского городского суда Волгоградской области от 16 марта 2022 года по дел об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Ситиматик-Волгоград» отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение вступает в законную силу после его вынесения и может быть обжаловано и опротестовано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Волгоградского подпись
областного суда: Циренщиков И.А.