66RS0002-01-2024-002454-33
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 18 декабря 2024 года
Судья Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга Евдокимова Т.А.,
с участием защитника Уфимцевой Е.Г.,
рассмотрев жалобы защитника ПАО «Т Плюс» Уфимцевой Е.Г. на постановления главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Свердловской области,заместителя начальника отдела А. №№ 66/6-241-24-ИЗ/12-29162-И/57-267, 66/6-241-24-ИЗ/12-29162-И/57-267 от 16.10.2024вынесенные в отношении
ПАО «Т Плюс»
по делам об административных правонарушениях, предусмотренныхчастями 1, 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Свердловской областизаместителя начальника отделаА. № 66/6-241-24-ИЗ/12-29162-И/57-267 от 16.10.2024 ПАО «Т Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере60 000 рублей. Основанием для вывода о виновности Общества явились следующие обстоятельства: несоответствие Инструкции по охране труда для операторов котельных район Гурзуфской и Кировской котельных ИОТ-04, утвержденной в апреле 2021 года, Основным требованиям к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, утвержденным Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 772н;
постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Свердловской области заместителя начальника отделаА. № 66/6-241-24-ИЗ/12-29162-И/57-267 от 16.10.2024 ПАО «Т Плюс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей.Основанием для вывода о виновности Общества явились следующие обстоятельства: проведение Б. обучения по охране труда по правилами инструкциям по охране труда, а не по утверждённым программам, в нарушение требований ст. 214, 219 ТК РФ, п.п. 45, 46 Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464.
Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 27.11.2024 указанные жалобы объединены в одно производство, присвоением делу единого номера – 12-650/2024.
В жалобе защитник ПАО «Т Плюс» просила постановления отменить, ссылаясь на незаконность проведенной проверки в отсутствии соответствующего решения, согласованного с прокурором;при установлении состава административных правонарушений просила применить положения ч.5 ст.4.4, ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Уфимцева Е.Г. доводы жалоб поддержала по основаниям в них изложенным.
Заместитель начальника отдела Государственной инспекции труда в Свердловской области, главный государственный инспектор Государственной инспекции труда в Свердловской А.. полагала обжалуемые постановления законными и обоснованными.
Законный представитель ПАО «Т Плюс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив материалы дел об административных правонарушениях, выслушав защитника, опросив должностное лицо, изучив доводы жалоб, полагаю необходимым отметить следующие обстоятельства.
По части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
В силу ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;
В соответствии со ст. 214 ТК РФобязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение локальных нормативных актов по охране труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии такого представительного органа) в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В соответствии со ст.211.2 ТК РФ в целях государственного управления охраной труда уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливают основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателями.
Согласно п.4 Приказа Минтруда России от 29.10.2021 г. № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем», перечень правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем, определяет работодатель в соответствии со спецификой своей деятельности. Правила (стандарты) по охране труда должны содержать требования по обеспечению безопасности труда и контролю при организации работ работодателем (уполномоченным им лицом). Инструкции по охране труда должны содержать требования по безопасному выполнению работ работником (исполнителем).
Инструкцию по охране труда нужно поддерживать в актуальном состоянии. Она должна соответствовать производственным процессам работодателя, организационным или структурным изменениям (п. 5 Основных требований к правилам и инструкциям по охране труда).
Требования к порядку разработки и содержанию инструкций по охране труда содержатся в разделе IIIОсновных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем.
В нарушении указанных норм содержание инструкции по охране труда для операторов котельных ИОТ-04, утвержденная в апреле 2021 года, не соответствует основным требованиям, указанным в Приказе Минтруда России от 29.10.2021 г. № 772н.
Пунктом 87Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464 установлена информация, которая указывается при регистрации проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте (первичный, повторный, внеплановый), а также целевого инструктажа по охране труда.
Между тем из представленного журнала регистрации инструктажа следует, чтов ПП «Центральные котельные города Екатеринбурга» филиала «Свердловский «ПАО «Т Плюс» регистрация проведения инструктажа по охране труда на рабочем месте ведется с нарушением п.87 Порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда, утв. Постановлением Правительства №2464 от 24.12.2021, поскольку необходимая информация в нем отражена не в полномобъеме.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действии юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 5.27.l Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
По части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Согласно обжалуемому постановлению административным органом вменяется нарушение ст.ст. 76, 214, 219 Трудового Кодекса Российской Федерации, п. 45,46Правил обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464.
Основанием для вывода о том, что работодателем осуществляется допускоператора котельной 4 разряда Б. к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда,поскольку обучение по охране труда проведено лишь по инструкциям по охране труда, а не по утверждённым программам в соответствии с выполняемой им работой.
Пунктом п.248 Единого тарифно-квалификационногосправочника работ и профессий рабочих оператор котельной 4 разряда по должности отнесен к рабочим профессиям.
На основании подпункта«д» пункта 53 Правил обучению требованиям охраны труда подлежат следующие категории работников: работники рабочих профессий - по программе обучения требованиям охраны труда, указанной в подпункте «б» пункта 46 настоящих Правил.
Согласно подпункту «б» пункта 46 Правил обучение требованиям охраны труда в зависимости от категории работников проводится по программе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности, идентифицированных в рамках специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков, продолжительностью не менее 16 часов.
Между тем, Б. обучение по соответствующей программе в нарушение пунктов 45, 46, 53 Правил обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2464 не прошел.
Следовательно, указанные выше действия ПАО «Т Плюс» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу о том, что привлечение ПАО «Т Плюс»к административной ответственности по частям 1, 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.
Нарушений требований процессуального законодательства при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено, постановление должностным лицом вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности при отсутствии данных о малозначительности указанного деяния.
Довод защитника о незаконности проведенной проверки, поскольку соответствующего решения согласованного с прокурором не принималось, судом отклоняется.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 1 Федерального закона № 248-ФЗ для целей настоящего Федерального закона к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятсярасследование несчастных случаев на производстве.
Статья 356ТК РФ устанавливает, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда в т.ч. осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право в т.ч. составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, выявление правонарушения в области трудового законодательства и привлечение ПАО «Т Плюс» к административной ответственности отнесено к полномочиям государственного инспектора труда в рамках расследования несчастного случая, принятие решения согласно Федеральному закону №248-ФЗ не требовалось.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ПАО «Т Плюс» Россииприняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего трудового законодательства.
При рассмотрении дела учтены все фактические и юридические обстоятельства правонарушения, в т.ч. смягчающие обстоятельства и отсутствие отягчающих обстоятельств.
Оснований для применения положений ст.4.1.1, 4.1.2Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. Также исходя из характера и степени общественной опасности совершенного деяния, а также с учетом того, что предусмотренные статьей 3.4 КоАП РФ, в данном случае отсутствуют, оснований для замены назначенного наказания не имеется.
Основания для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении наказания отсутствуют, поскольку при рассмотрении дела не установлено наличие исключительных обстоятельств, связанных с обстоятельствами совершения правонарушения. Тяжёлое финансовое положение общества согласно общедоступным сведениямо финансово-хозяйственной деятельности, не подтверждается.
Совершенные Обществом правонарушения посягают на конституционные гарантии реализации трудовых прав граждан и представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей и требований публичного права, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, несоблюдение которых может повлечь вредные и тяжелые последствия для работников.
Между тем, учитывая основания указанные в определении об объединении дел, прихожу к выводу об изменении обжалуемых постановлений в части назначенного штрафа, определяя его размер в соответствии с ч.6 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в пределах санкции назначенной за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.6, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановления главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Свердловской области, заместителя начальника отдела А. №№ 66/6-241-24-ИЗ/12-29162-И/57-267, 66/6-241-24-ИЗ/12-29162-И/57-267 от 16.10.2024вынесенные в отношенииПАО «Т Плюс»по делам об административных правонарушениях, предусмотренныхчастями 1, 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», - изменить.
Снизить размер назначенного наказания до 120000 руб. на основании ч.6 ст.4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,то есть в пределах санкции назначенной за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В остальной части постановления оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10дней с момента получения его копии.
<...>
<...>
Судья Т.А. Евдокимова