В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-2122
Строка № 083г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 15 марта 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Курякиной Г.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
гражданское дело по иску Тихонова Виктора Николаевича к военному комиссариату Воронежской области о взыскании недоплаченных сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, взыскании недоплаченных сумм ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначении и выплате ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью
по частной жалобе Тихонова В.Н.
на определение Центрального районного суда г. Воронежа от 30 января 2018 г.
(судья райсуда Жемчужникова И.В.),
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 06 ноября 2007 года удовлетворены исковые требования Тихонова В.Н. к военному комиссариату Воронежской области. На ответчика возложена обязанность назначить и выплачивать Тихонову В.Н. с 01 октября 2007 года ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1 277,39 руб., с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства, ежегодную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере 2 294.89 руб. с последующей ежегодной индексацией, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, до изменения законодательства; с ответчика в пользу Тихонова В.Н. взысканы недоплаченные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение производственных товаров в размере 67 669.62 руб., недоплаченные суммы ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере 8 991,63 руб., а также госпошлина в доход федерального бюджета в размере 2 795,29 руб. (л.д. 23-27). Решение суда вступило в законную силу.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Перцев А.В. обратился в суд с заявлением об изменении порядка исполнения решения суда от 6.11.2007 года, просит частично изменить порядок исполнения указанного судебного акта, возложив обязанность на ответчика производить ежегодную индексацию назначенных к выплате Тихонову В.Н. ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых истцом по решению суда (л.д. 57-60).
Определением Центрального районного суда г. Воронежа от 30 января 2018 года заявление удовлетворено (л.д. 73-80).
В частной жалобе Тихонов В.Н. просит отменить определение суда, как незаконное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права, указывая на отсутствие доказательств невозможности исполнения решения (л.д. 77-80).
Лица, участвующие в деле, в соответствии с ч. 2 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке не извещались.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представления судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203 и 208 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу названных норм, изменение способа исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, либо свидетельствующих о невозможности исполнить его тем способом, который указан в решении суда. Изменение решения суда по существу не допускается.
Удовлетворяя заявление о частичном изменении способа и порядка исполнения решения от 6.11.2007 года, суд первой инстанции исходил из того, что выплачиваемые в настоящее время Тихонову В.Н. компенсационные выплаты значительно превышают установленный на законодательном уровне размер соответствующих компенсаций с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, что стороной истца не отрицается.
Порядок предоставления мер социальной поддержки лицам, которые оказались в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо принимали участие в ликвидации ее последствий, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, регулируется Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Положениями статей 14, 15, 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 предусмотрены ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью, а также выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 01 декабря 1997 года, принимая Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, законодатель исходил из того, что государство признает ответственность перед гражданами за последствия крупнейшей по масштабам радиоактивного загрязнения биосферы экологической катастрофы, затронувшей судьбы миллионов людей, проживающих на огромных территориях. Учитывая то обстоятельство, что в результате данной аварии были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, возникает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством.
Таким образом, можно сделать вывод, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежной суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда, гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
При этом то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации указанных выплат не может быть различен.
Федеральным законом от 07 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» был определен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление.
Данным Федеральным законом были внесены изменения, в том числе, в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 руб. При этом п. 3 ст. 4 Федерального закона от 07.08.2000 года № 122-ФЗ в ст.14 и 39 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 внесены изменения, согласно которым гражданам, указанным в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью - инвалидам I и II группы в размере 500 рублей, III группы - 400 рублей.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации находящиеся в системном единстве положения ст. 3 и п. 3 ст. 4 Федерального закона «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», пункта 10 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 7 августа 2000 года), части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12 февраля 2001 года), части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», статей 3 и 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и новый критерий индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Принимая во внимание вышеуказанные акты, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847, от 07 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914 (ред. от 24 декабря 2008), от 21 декабря 2007 года № 914 (ред. от 07 июля 2009), от 16 декабря 2009 № 1024, от 21 декабря 2010 года № 1079, от 08 декабря 2011 года № 1019, от 04 декабря 2012 года № 1255, от 19 декабря 2013 года № 1189 и от 18 декабря 2014 года № 1411 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 и 2015 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и установлены коэффициенты индексации за соответствующий период. Федеральным законом от 06.04.2015 N 68-ФЗ действие вышеуказанных норм первоначально было приостановлено до 1 января 2016 года, а затем - до 1 января 2017 года и до 1 января 2018 года. Этим же законом определен порядок индексации выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законами № 1244-1, № 175-ФЗ, № 2-ФЗ. Так, согласно статье 3 Федерального закона в от 06.04.2015 N 68-ФЗ в 2015 году выплаты, пособия и компенсации индексировались в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Порядок индексации с 1 февраля 2016 года установлен статьей 4 Федерального закона № 68-ФЗ, а с 1 февраля 2017 года - статьей 4.2 этого Закона.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона № 444-ФЗ от 19.12.2016 года), действующей с 1 января 2018 года размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, давая оценку доводам заявителя, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то обстоятельство, что в настоящий момент размеры выплачиваемых Тихонову В.Н. на основании решения суда компенсационных выплат значительно превышают их размеры относительно соответствующих выплат с учетом индексации, произведенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, что свидетельствует о неравном положении истца в сравнении с иными лицами, которым военный комиссариат такие компенсационные выплаты производит самостоятельно на основании соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что установление размера социальных выплат для одной категории граждан должно быть единым, суд первой инстанции обоснованно согласился с позицией заявителя о том, что индексацию вышеуказанных выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный в предусмотренном соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации порядке, достигнет размера получаемых истцом выплат.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о наличии предусмотренных ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения заявления об изменении способа и порядка исполнения вступившего в законную силу решения суда, а довод о недоказанности невозможности исполнения решения суда судебной коллегией отклоняется как несостоятельный. При этом суд не изменил по существу принятое ранее судебное постановление.
Доводы частной жалобы о незаконности судебного постановления не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, не указывают на отсутствие правовых оснований для изменения способа и порядка исполнения решения суда, не могут служить основанием к отмене определения.
В силу прямого указания Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 индексации подлежат размеры выплат, установленные настоящим законом, в связи с этим доводы жалобы нельзя признать обоснованными.
Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым изменить резолютивную часть обжалуемого судебного постановления применительно к положениям части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 в редакции, действующей с 1 января 2018 года, поскольку судом первой инстанции приведенные положения не учтены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
определение Центрального районного суда г. Воронежа от 30 января 2018 года оставить по существу без изменения, а частную жалобу Тихонова Виктора Николаевича - без удовлетворения, изложив его резолютивную часть в следующей редакции: обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» производить индексацию ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, назначенных Тихонову Виктору Николаевичу, один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год в соответствии с определяемым Правительством Российской Федерации коэффициентом индексации, после выравнивания размеров компенсационных выплат, установленных законом и получаемых Тихоновым Виктором Николаевичем по решению суда от 6 ноября 2007 года.
Председательствующий:
Судьи коллегии: