Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2022 года с. Родино
Родинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ожогиной Г.В.,
при секретаре Крючковой Д.В.,
с участием заместителя прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А.,
рассмотрев в закрытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Матвеевой Галины Ивановны к КГБУЗ «Центральная Родинская больница с. Родино», АКГУП «Аптеки Алтая», Министерству здравоохранения Алтайского края о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в Родинский районный суд Алтайского края в интересах Матвеевой Галины Ивановны к КГБУЗ «Центральная Родинская больница с. Родино», АКГУП «Аптеки Алтая», Министерству здравоохранения Алтайского края о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств, указывая в обоснование своих требований, что Матвеева Г.И. состоит на диспансерном учете в КУБУЗ «Центральная Родинская больница с. Родино», по поводу <данные изъяты>. В связи с необеспечением истца КБУЗ «Центральная Родинская больница с. Родино», льготными лекарственными препаратами Матвеева Г.И. в период 7.10.2021г. по 3.02.2022г. вынуждена была за счет собственных средств приобретать лекарственные препараты «промез», «омепразол», «фозинап», «апиксабан», «эликвис». Всего Матвеевой Г.Н. затрачено личных денежных средств на сумму 1257рублей. Необеспечение Матвеевой Г.И. льготными лекартсвенными препаратами по заболеванию <данные изъяты>, является необоснованным и лишает её права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами. А равно права на получение медицинской помощи, в связи с чем Матвеева Г.Н. имеет прово на компенсацию понесенных ею расходов на приобретение лекарственных препаратов.
В связи с изложенным прокурор Родинского района Алтайского края просит признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» АКГУП «Аптеки Алтая» по обеспечению Матвеевой Галины Ивановны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственными препаратами «омепразол», «апиксабан», « нифедипин». Взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Центральная районная больница с.Родино» АКГУП «Аптеки Алтая» расходы понесенные Матвеевой Галиной Ивановной ДД.ММ.ГГГГ года рождения на приобретение лекарственных препаратов «омепразол», «апиксабан», «нифедипин» на общую сумму 1257 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000рублей.
В судебном заседании заместитель прокурора Родинского района Алтайского края Мошляк О.А. исковые требования поддержала, подтвердив доводы изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика КГБУЗ «Центральная районная больница с. Родино» С.О.Г. возражала против исковых требований, пояснила, что все действия по обеспечению лекарственными препаратами Матвеевой Г.И. ими были выполнены.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще о причинах не явки в суд не сообщил дело слушанием отложить не просил.
В представленном в суд отзыве на исковое заявление против исковых требований возражал, указав, что лекарственные препараты были закуплены в необходимом количестве, по состоянию на 27 июня 2022 года необеспеченных лекарственными препаратами рецетпов для пациентки Матвеевой Г.В., не имеется.
Представитель ответчика АКГУП «Аптеки Алтая» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в поданных в суд возражения на иск указал, что Матвеева Г.Н. является льготополучателем за счет средств федерального бюджета и ей предоставлялись лекарственные препараты по выписанным медицинской организацией рецептам. Все рецепты на которые лекарственные препараты на момент обращения Матвеевой Г.И. в аптеку отсутствовали, ставились на отсроченное обслуживание. В дальнейшем при поступлении в аптеку указанные в рецептах лекарственные препараты были выданы Матвеевой Г.И. в необходимом количестве. Также указали на то, что медикаменты для обеспечения льготников закупаются централизованно Министерством здравоохранения Алтайского края.
Материальный истец Матвеева Г.И. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах не явки в суд не сообщила, дело слушанием отложить не просила.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2, ст.7).
В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч.1 ст.39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статья 5.1 данного федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно ст.4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, что следует из ч.2 ст.19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).
В ст.29 данного Федерального закона указано, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.1 и ч.2 ст.43 названного закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года №715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10): Е10-Е14).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п.8 ст.6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Порядок предоставления набора социальных услуг установлен ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», согласно которому учет права граждан на предоставление социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина, периодом предоставления социальных услуг является календарный год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение №1).
В силу п.5 ч.2 ст.81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п.1 ч.3 ст.80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 года №1506 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года №2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Эти программы устанавливают, в числе прочего, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программами разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В данных Программах в разделе V «Финансовое обеспечение Программы» предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст.81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).
В ч.3 ст.6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ предусмотрено, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, путем замены на денежную компенсацию, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).
В силу ст.31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов.
Постановлением Правительства Алтайского края от 30 декабря 2020 года №577 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, Постановлением Правительства Алтайского края от 30 декабря 2021 года №502 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, согласно которых за счет средств краевого бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной помощи (по рецептам врача) включает в себя, в том числе обеспечение граждан в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с пятидесятипроцентной скидкой, за исключением граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, используемыми для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, за счет средств краевого бюджета согласно перечню (приложение №5).
Аналогичные положения предусмотрены в постановлении Правительства Алтайского края от 29 декабря 2018 года №482 которым утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов и в постановлении Правительства Алтайского края от 28 декабря 2021 года №2505 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов. При этом указано, что обеспечение граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной помощи (по рецептам врача) включает в себя, в том числе обеспечение граждан в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с пятидесятипроцентной скидкой, за исключением граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и выбравших ежемесячную денежную выплату, лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания, используемыми для оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, за счет средств краевого бюджета согласно перечню (приложение №5).
Таким образом, для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами, предусмотрено лекарственное обеспечение как из разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, так и по разным правовым основаниям.
В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п.1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 данной статьи).
В силу п.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2 данной статьи).
Как разъяснено в п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п.2 ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п.2 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п.2 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
По смыслу данного положения закона для возложения гражданско-правовой ответственности установлению и оценки подлежит противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.
Пунктом 14 ст.16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесено установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно п.2.1.1 положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 5 декабря 2016 года №151, Министерство здравоохранения Алтайского края осуществляет льготное обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями граждан в соответствии с действующим законодательством.
На основании п.3.5 указанного положения финансирование деятельности Министерства здравоохранения Алтайского края осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах сумм, предусмотренных законом о бюджете Алтайского края на соответствующий год.
Из представленной КГБУЗ «ЦРБ с. Родино» информации от 17 февраля 2022 года №148 следует, что Матвеева Г.И. состоит на «Д» учете по основному заболеванию с диагнозом: <данные изъяты> Получает в рамках льготного лекарственного обеспечения ежемесячно бесплатно препараты для базисного лечения ИБС, ГБ, сахарного диабета (статины, гипотензивные препараты, инсулин).
Из письменного ответа директора АКГУП «Аптеки Алтая» от 20 июня 2022 года. № 529 следует, что Матвеева Г.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является льготополучателем за счет средств федерального бюджета, за период с 6 октября 2021 года по 3 февраля 2022 года по выписанным медицинской организацией льготным рецептам Матвеевой Г.И. получены лекарстивенные препараты «Омепразол», «Инсулин деглудек», «Апиксабан», «Инсулин лизпро», «Прегабалин», «Нифедипин» на сумму 23 686 рублей 32 копейки. На отсроченное обслуживание были поставлены рецепты № № от 06.10.2021г., № от 24.12.2021г., 007134 от 24.12.2022г., № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 07.10.2021г.
Из представленных истцом документов следует, что 07.10.2021г. Матвеева Г.И. вынуждено приобрела таблетки «Омепразол» на сумму 83 рубля, 14.10.2021г. и 11.01. 2022г. вынуждено приобрела таблетки «промоз» на сумму 76 рублей 50 копеек и 82 рубля соответственно, 3.02.2022г. и 11.01. 2022г. вынуждено приобрела препарат «фозинап» на сумму 317 рублей, и 281 рубль 50 копеек соответственно, 24.12.2021г. вынужденно приобрела лекарственный препарат «эликвси» на сумму 417 рублей.
При таких обстоятельствах, с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Матвеевой Г.И. в счет возмещения убытков, связанных с приобретением лекарственных препаратов назначенных ей в связи с заболеванием <данные изъяты> в период с 7 октября 2021 года по 3 февраля 2022 года, подлежат взысканию денежные средства в размере 1257 рублей.
Расчет взыскиваемых денежных средств, произведен судом на основании приложенных к иску копиям платежных документов, датированных 2021 и 2022 годами (заявленный в иске период). В расчет включены лекарственные препараты «омепразол» и «промез» приобретенный истицей в связи с отсутствием выписанного ей медицинского препарата «омепразол», который является аналогом препарата «омепразол» и мог быть применен для лечения истицы вместо указанного препарата;
«фозинап» приобретенный истицей в связи с отсутствием выписанного ей медицинского препарата «нифедипин», который является аналогом препарата «омепразол» и мог быть применен для лечения истицы вместо указанного препарата;
«эликвис» приобретенный истицей в связи с отсутствием выписанного ей медицинского препарата «апиксабан», который хотя и не является аналогом указанного препарата но мог быть применен для лечения истицы. Что подтверждается информацией КГБУЗ «ЦРБ с.Родино» (л.д.52)
Судом установлено и из материалов дела следует, что отсутствие обеспечения указанными лекарствами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства здравоохранения по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье истца были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарствами не могло не причинять истцу нравственные страдания.
Поскольку обязанность по обеспечению истца лекарственными препаратами возложена на Министерство здравоохранения, суд признавая незаконным бездействие Министерства здравоохранения, не находит основания для привлечения КГБУЗ «ЦРБ с,Родино» и АКГУП «Аптеки Алтая» к материальной ответственности по рассматриваемому спору.
Как установлено в ходе судебного разбирательства при обращении истицы в аптеку с. Родино АКГУП «Аптеки Алтая» в указанные в исковом заявлении дни сведения о необходимости обеспечения её лекарственными препаратами были отражены в информационной системе, владельцем которой и организатором обеспечения ее функционирования является Министерство здравоохранения Алтайского края. Указанные действия подтверждают виновные действия ответчика по необеспечению истца лекарственными препаратами.
Требования истицы о компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению.
В результате неправомерного бездействия ответчика Матвеева Г.И.. лишена возможности использовать предоставленное ей законом право на обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ей по жизненным показаниям из-за чего испытывала нравственные страдания, обусловленные переживаниями о своем здоровье.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает фактические обстоятельства дела, характер и степень причиненных Матвеевой Г.И. нравственных страданий.
С учетом изложенного, а также руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд полагает возможным удовлетворить требования о компенсации морального вреда частично и взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Матвеевой Г.И. 3000 руб.
Судом установлено и из материалов дела следует, что отсутствие обеспечения указанными лекарствами является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства здравоохранения по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье истицы были поставлены в опасность. Отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарствами не могло не причинять истице нравственные страдания.
Учитывая, что при подаче иска заявлены требования имущественного характера, подлежащие оценке, на основании ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом принципа пропорциональности, с ответчика в доход Муниципального образования «Родинский район Алтайского края» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Матвеевой Галины Ивановны удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Алтайского края, по обеспечению Матвеевой Галины Ивановны, лекарственными препаратами «омепразол», «апиксабан», « нифедипин».
Взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Матвеевой Галины Ивановны в счет возмещения убытков, связанных с приобретением лекарственных препаратов денежные средства в размере 1257рублей, компенсацию морального вреда 3000 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края в доход бюджета Родинского района Алтайского края государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Родинский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2022 года
Председательствующий Г.В. Ожогина