04RS0№-16
Решение в окончательной форме изготовлено 27.02.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2023 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе судьи Лубсановой С.Б., при секретаре Сахаровской Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №
по исковому заявлению Жигмитовой Т. С. к Администрации <адрес>, МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>" о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен аварийного,
по встречному исковому заявлению МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>" к Жигмитовой Т. С. об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права муниципальной собственности
установил:
Обращаясь в суд с исковым заявлением к Администрации <адрес>, истец Жигмитова Т.С. просит возложить обязанность предоставить взамен аварийного в собственность благоустроенную квартиру, общей площадью не менее 19,5 кв.м., отвечающую санитарным и техническим требованиям, расположенную в границах <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 19,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилой дом по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией <адрес> принято распоряжение №-р «Об изъятии земельного участка, многоквартирного жилого дома и жилых помещений по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>. ООО «НЭКС» произвело оценку выкупной стоимости, размер которой составил 1 469 000 рублей: рыночная стоимость жилого помещения - 1 074 000 рублей, в т.ч. рыночная стоимость жилого помещения 585 000 рублей, рыночная стоимость доли земельного участка 329 000 рублей, рыночная стоимость доли мест общего пользования 160 000 рублей; убытки за переезд 17 000 рублей; убытки за поиск другого жилого помещения 52 000 рублей; убытки за госпошлину 2000 руб., величина компенсации за непроизведенный капитальный ремонт 324 000 рублей. На 28 странице в отчете об оценке написано, что 1-комнатная благоустроенная квартира в <адрес> стоит на вторичном рынке 3 495 549 руб., на первичном - 3 224 546 рублей. Комитет по управлению имуществом предложил истцу заключить соглашение о выкупе квартиры за 1 469 000 рублей. На основании ч.6 и 8 ст.32 ЖК РФ, ст.16 ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» и муниципальной адресной программы по расселению граждан из аварийного жилья истец направила в адрес ответчика заявление о предоставлении ей квартиры. Однако, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом администрации Улан-Удэ в удовлетворении заявления отказал, потребовав доплату за предоставление благоустроенной квартиры, стоимостью 2 240 000 рублей, в размере 771 000 рублей, если в будущем за указанную стоимость будет приобретена квартира. С такой позицией истец не может согласиться, потому что она не основана на нормах материального права и влечет нарушение жилищных прав истца. Указывает, что ответ Комитета следует расценивать, как незаконное создание препятствий в реализации одного из способа обеспечения жилищных прав. Комитет не учитывает тот факт, что многоквартирный жилой дом по адресу: пер. Ростовский, <адрес> включен в адресную региональную и муниципальную программу по расселению граждан из аварийного жилья, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство в соответствии с п.3 ст.2, ст.16 ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» позволяет предоставить истцу благоустроенную квартиру за счет средств Фонда ЖКХ, регионального и местного бюджетов, но никак не за счет собственника аварийного жилья. Положения ч.8 ст.32 ЖК РФ о предоставлении квартиры за дополнительную плату с зачетом выкупной стоимости применяется лишь к тем правоотношениям, когда многоквартирный дом не включен в адресную программу по его расселению. При таких обстоятельствах жилищные права истца подлежат защите в судебном порядке путем признания права и понуждения ответчика к исполнению обязанности в натуре по предоставлению в собственность, взамен аварийного жилья, благоустроенной квартиры в черте <адрес>.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>".
Определением суда к производству принято встречное исковое заявление МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> к Жигмитовой Т.С.
Обращаясь со встречным исковым заявлением, представитель МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>» просит изъять для муниципальных нужд у Жигмитовой Т.С. квартиру, общей площадью 19,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>, долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, долю в праве общей собственности на земельный участок. Определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение в сумме 1 469 000 рублей. Прекратить право собственности Жигмитовой Т.С. на указанную квартиру, признать право муниципальной собственности, обязать Жигмитовой Т.С. принять причитающееся возмещение и предоставить банковские реквизиты. Прекратить право пользования Жигмитовой Т.С. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ул. пер. Ростовский, <адрес>, выселить ответчика из указанного жилого помещения, снять с регистрационного учета, без предоставления другого жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный жилой <адрес> по пер. Ростовский <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии земельного участка, многоквартирного жилого дома и жилых помещений по адресу: пер. Ростовский, <адрес>» осуществляются мероприятия по изъятию объектов недвижимого имущества по пер. Ростовский, <адрес>. Жигмитовой Т.С. на праве собственности принадлежит жилое помещение по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>. Собственник отказался подписать направленное в его адрес соглашение.
Представитель истца Жигмитовой Т.С. по доверенности Дашиев В.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Просил удовлетворить исковые требования. Полагал, что требования МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>" о прекращении права собственности, права пользования, выселении, признания права муниципальной собственности не подлежат удовлетворению до получения Жигмитовой Т.С. равнозначного жилого помещения, другой благоустроенной квартиры. Указанные требования заявлены преждевременно. В отчете о оценке указаны только четыре вида убытков, отсутствуют убытки в связи с изменением места проживания и аренды другого помещения, что не соответствует ч.7 ст.32 ЖК РФ. Жигмитова Т.С. не проживает в настоящее время в жилом помещении по пер. Ростовский, <адрес>, так как там невозможно проживать. Указанный отчет является недопустимым доказательством в данном деле.
Представитель МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию» Шоргоева О.Ж., действующая одновременно в интересах Администрации <адрес> первоначальные требования не признала, поясняла, что в случае несогласия Жигмитовой Т.С. на доплату разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилых помещений, и учитывая, что отсутствие согласия собственника на условия о зачете (доплате) не допускает понуждение его к заключению такого соглашения, требования Жигмитовой Т.С. о предоставлении жилого помещения не подлежат удовлетворению, в связи чем требования Комитета о принудительном изъятии земельного участка, объекта недвижимого имущества, подлежат удовлетворению, представила письменные возражения в письменном виде. Просила удовлетворить встречное исковое заявление.
Истец Жигмитова Т.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца.
<адрес> Панкова А.А. полагала подлежащим удовлетворению исковое заявление Жигмитовой Т.С., полагала встречное исковое заявление МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>" подлежит частичному удовлетворению в части требований о принудительном изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, права пользования на жилое помещение, признании права муниципальной собственности, выселении.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" закреплено, что в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Из положений вышеназванного Закона следует, что федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту РФ и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения, граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда не по своему усмотрению, а в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Согласно ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии со ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Судом установлено, что собственником <адрес> доме по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес> является Жигмитова Т. С., что подтверждается выпиской из ЕГРН. Право собственности истца зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р многоквартирный жилой <адрес> по пер. Ростовский <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений и дополнений в отдельные правовые акты Администрации <адрес>» срок отселения жильцов аварийных домов установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об изъятии земельного участка, многоквартирного жилого дома и жилых помещений по адресу: пер. Ростовский, <адрес>» осуществляются мероприятия по изъятию объектов недвижимого имущества по пер. Ростовский, <адрес>, а именно земельного участка с кадастровым номером № площадью 1336 кв.м., и многоквартирного дома по адресу: пер. Ростовский, <адрес>, с расположенным в нем помещениями.
Согласно отчету об оценке № выкупная стоимость жилого помещения составляет 1 469 000 руб.
ДД.ММ.ГГГГ МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>" собственнику квартиры по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес> направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд городского округа «<адрес>», выписки из ЕГРН на жилое помещение и земельный участок, а также отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №.
Соглашение относительно выкупной цены изымаемого жилого помещения сторонами не было достигнуто, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>" с заявлением о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого для муниципальных нужд.
В разделе 8 вышеназванной республиканской программы определено, что при возникновении спора о размере возмещения за жилое помещение рыночная стоимость жилого помещения устанавливается по правилам, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 135-ФЗ"Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
В случае если собственник изъявил желание в приобретении помещения площадью больше площади, планируемой к приобретению, либо размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, собственнику необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту нахождения расселяемого жилого помещения с письменным заявлением о готовности доплаты собственником за дополнительную приобретаемую площадь либо разницы в стоимости жилого помещения.
По результатам рассмотрения данного заявления орган местного самоуправления готовит проект соглашения об увеличении приобретаемой площади жилого помещения с учетом доплаты за счет средств собственников либо об увеличении доплаты собственниками разницы в стоимости жилых помещений или готовит мотивированный отказ в случае невозможности приобретения предполагаемого жилого помещения.
Размер такой доплаты и условия осуществления собственником изымаемого жилого помещения доплаты за предоставляемое жилое помещение прописываются в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд между муниципальным образованием и данным собственником.
Размер доплаты разницы в стоимости жилых помещений, изымаемых и планируемых к предоставлению, определяется как разница рыночной стоимости жилого помещения, планируемого к предоставлению, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество и размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Для подтверждения рыночной стоимости жилого помещения, планируемого к предоставлению, и общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество к соглашению прикладывается отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
В случае отказа собственника от доплаты разницы в стоимости жилого помещения, изымаемого и планируемого к предоставлению, между муниципальным образованием и собственником заключается соглашение о предоставлении жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В случае приобретения органом местного самоуправления муниципального образования жилого помещения, стоимость одного квадратного метра общей площади которого превышает планируемую стоимость, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении в рамках Программы, должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Принимая во внимание, что истцом избран способ обеспечения своих прав путем предоставления в собственность другого жилого помещения на территории <адрес> без доплаты, у Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> возникает соответствующая обязанность предоставить другое равнозначное жилье взамен изымаемого.
Собственнику жилого помещения Жигмитовой Т.С. Комитетом по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> направлялся проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд городского округа «<адрес>» путем его выкупа.
До настоящего времени указанный проект соглашения Жигмитовой Т.С. не подписан, ввиду того, что не достигнуто соглашение поскольку ею направлено заявление о предоставлении в собственность другого жилого помещения на территории <адрес> равнозначного изымаемому.
Поскольку на время рассмотрения дела в суде конкретные варианты жилых помещений взамен аварийного помещения Жигмитовой Т.С. предложены не были, необходимости в определении размера доплаты не имеется. И, как следует из условий республиканской программы, в случае отказа собственника от осуществления доплаты разницы в стоимости помещений с муниципалитета не слагается обязанность по обеспечению собственника жилым помещением равнозначным ранее занимаемому жилому помещению.
Разрешая встречный иск, суд приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество, в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, переход права собственности на жилое помещение к новому собственнику является основанием для прекращения права пользования прежнего собственника.
В силу пункта 2 статьи 292 ГК РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Согласно ч. 1 ст. 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным указанным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
Поскольку судом принято решение об изъятии принадлежащего Жигмитовой Т.С. недвижимого имущества, суд прекращает право собственности Жигмитовой Т.С. на квартиру, признает право муниципальной собственности на квартиру по адресу:. <адрес>, пер. Ростовский, <адрес> после предоставления Жигмитовой Т.С. равнозначного жилого помещения
Как производные подлежат удовлетворению и требования МУ «Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес>» о прекращении права пользования и выселении Жигмитовой Т.С. без предоставления другого жилого помещения, снятии указанного лица с регистрационного учета.
Требования в части установления размера возмещения в сумме 1 496 000 рублей и возложения обязанности принять причитающееся возмещение и предоставить банковские реквизиты подлежат отклонению, поскольку избран способ реализации права на предоставление иного жилого помещения, взамен изымаемого, а не получение выкупной стоимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Жигмитовой Т. С. удовлетворить.
Обязать Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес>, Администрацию <адрес> предоставить в собственность Жигмитовой Т. С. благоустроенное жилое помещение равнозначное по площади взамен принадлежащего ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Встречные исковые требования Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации <адрес> к Жигмитовой Т. С. о принудительном изъятии жилого помещения, определении размера возмещения, прекращении права собственности и права пользования на жилое помещение, признании права муниципальной собственности, выселении, снятии с регистрационного учета удовлетворить частично.
Изъять для муниципальных нужд у Жигмитовой Т. С. жилое помещение - комнату, с кадастровым номером: №, общей площадью 19,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>.
- долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме,
- долю в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером №
Прекратить право собственности Жигмитовой Т. С. на жилое помещение – комнату, общей площадью 19,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>.
Признать право муниципальной собственности на жилое помещение - комнату общей площадью 19,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>.
Прекратить право пользования Жигмитовой Т. С. жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>.
Выселить Жигмитовой Т. С. из жилого помещения – комнаты, общей площадью 19,5 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>.
Принятое решение является основанием для снятия Жигмитовой Т. С. с регистрационного учета по адресу <адрес>, пер. Ростовский, <адрес>.
В остальной части требования оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: C.Б. Лубсанова