Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года с. Екатеринославка
Октябрьский районный суд Амурской области, в составе:председательствующего судьи Шлома О.А.,
при секретаре Искендеровой А.В.,
с участием представителя истца администрации
Екатеринославского сельсовета Октябрьского района Амурской области Доценко М.В.,
представителя ответчика Рыбачева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Екатеринославского сельсовета <адрес> к ФИО1 о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Екатеринославского сельсовета обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, указав, что согласно данных похозяйственной книги администрации Екатеринославкого сельсовета в <адрес> комбината Таёжный <адрес> зарегистрирован ФИО1, являвшийся членом семьи нанимателя вышеуказанного жилого помещения ФИО8, умершей в 2016 году. Со слов соседей ответчик фактически в данной квартире не проживает более четырех лет, бремя содержания квартиры и оплату жилищно-коммунальных услуг не несет. Факт регистрации ФИО1 нарушает права администрации Екатеринославского сельсовета на распоряжение, принадлежащим им имуществом. В связи с чем, просит суд признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> комбинат Таёжный <адрес>, обязать Отделение УФМС России по <адрес> в <адрес> снять ответчика с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании представитель истца администрации Екатеринославского сельсовета <адрес> ФИО5, действующий на основании доверенности от 09.01. 2018 года, на иске настаивает по тем основаниям, что спорное жилое помещение по <адрес> является собственностью Екатеринославского сельсовета, ответчик был вселен как член семьи нанимателя ФИО8
В соответствии со ст. 50 ГПК РФ судом ответчику ФИО1 назначен адвокат ФИО6
Представитель ответчика ФИО1- адвокат ФИО6 с иском не согласен. Свою позицию по заявленным требованиям не выразил.
Представитель третьего лица МО МВД России «Октябрьский» в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения иска уведомлен надлежащим образом, о чем в деле имеются сведения.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, а также с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени рассмотрения дела.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что личной заинтересованности в деле не имеет, проживает в <адрес> с 2015 года, от местных жителей узнала, что в <адрес> проживает гр. ФИО8, ее сыновья (в том числе ФИО1) давно уехали, в п. не приезжали. За время ее проживания в <адрес> сына ФИО8-ФИО1 она ни разу не видела. Позже ей стало известно о смерти ФИО8 Квартира, в которой проживала умершая, сдается.
Свидетель ФИО9 в судебном заседании пояснила, что личной заинтересованности в исходе дела не имеет, работает ведущим специалистом Екатеринославского сельского совета. Ей в октябре 2018 года поступило задание провести обследование муниципальной квартиры, расположенной <адрес>, наниматель которой ФИО8 умерла. От соседей ей стало известно, что указанная квартира сдается гр. ФИО10, внук которой ФИО1 много лет назад уехал из <адрес> на о. Сахалин, более 5 лет домой не возвращался. Ей ДД.ММ.ГГГГ составлен соответствующий акт обследования, в настоящее время в квартире проживает семья, двери никто не открыл. Со слов ФИО10 известно, что ее внук ФИО1 в <адрес> не проживает много лет, ее не навещает, где он проживает, ей не известно, где-то на о. Сахалин. Она сдает квартиру. 12.11.2018г при повторном обследовании этой же квартиры, двери ей открывать отказались.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, третьего лица, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Согласно ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Согласно выписки из реестра муниципальной собственности администрации Екатеринославского сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью Екатеринославского сельсовета, номер записи в реестре №, дата внесения в реестр: ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей, родителей, других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
В силу ч. 2 ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с ч. 3 ст. 69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заключен договор № социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> между наймодателем Екатеринославским сельсоветом и нанимателем ФИО8, умершей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти № от 06.07.2016г Совместно с нанимателем в качестве члена семьи вселен сын - ФИО1
Копией карточки регистрации и адресной справкой ОВМ МО ВД России «Октябрьский» от 13.04.2018г. подтверждается, что ответчик ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> ФИО1 в квартире не проживает, а проживает семья из четырех человек. ФИО1 по указанному адресу не проживает более четырех лет.
На основании ст.83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Исходя из равенства прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) это предписание распространяется на каждого участника договора социального найма жилого помещения.
В силу п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства гражданина признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
По смыслу закона лица, выехавшие из жилого помещения, утрачивают права на него. Исходя из равенства прав и обязанностей нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) это предписание распространяется на каждого участника договора социального найма жилого помещения.
Судом установлено, что ответчик ФИО1 вселен в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в качестве члена семьи нанимателя ФИО8, на основании договора социального найма, в 2014 году ответчик выехал на другое постоянное место жительства, вывез свои вещи, самоустранился от содержания жилого помещения. Кроме того, в последствии ответчик каких-либо попыток вселения в спорное жилое помещение при отсутствии каких-либо препятствий к этому не предпринимал, он не лишался возможности пользоваться жилым помещением.
Таким образом, суд приходит к выводу, что не проживание ответчика в спорном жилом помещении носит постоянный, длительный и добровольный характер. Напротив, доказательств того, что не проживание ответчика в спорной квартире носило вынужденный, временный характер, суду не представлено.
В судебном заседании установлен факт, что своими действиями (бездействиями), а именно не снятием с регистрационного учета, ответчик нарушает права собственника администрации Екатеринославского сельсовета <адрес> на передачу жилого помещения гражданам.
Данные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении ответчиком своими правами. Так согласно п.1 ч.1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 4 апреля 1996 г. N 9-П и от 2 февраля 1998 г. N 4-П), сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик утратил право пользования спорным жилым помещением.
В соответствии с п. «е» ст.31 Правил регистрации и снятия граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (с последующими изменениями), снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением, - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поскольку суд пришел к выводу о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, ФИО1 подлежит снятию с регистрационного учета по данному адресу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации Екатеринославского сельсовета к ФИО1 о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Екатеринославского сельсовета <адрес> удовлетворить.
Признать ФИО1 утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Обязать МО МВД России «Октябрьский» по <адрес> снять с регистрационного учета по адресу: <адрес> ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца через Октябрьский районный суд Амурской области, начиная с 18 декабря 2018 года.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 17 декабря 2018 года.