Дело №2-1-773/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 июля 2022 года город Мценск
Мценский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Тульской С.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой С.В.,
с участием помощника Новосильского межрайонного прокурора Демехина И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску Новосильского межрайонного прокурора Орловской области в интересах Ходиной В.С. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
установил:
Новосильский межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд в интересах Ходиной В.С. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Корсаковская центральная больница» и Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование заявленных требований указал, что Новосильской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении, при обеспечении Ходиной В.С. лекарственными препаратами за счет бюджетных денежных средств. В результате проверки установлено, что Ходина В.С., Дата года рождения, находится на диспансерном наблюдении в врач-терапевта с диагнозом <информация скрыта>. Ходина В.С. относится к группе населения и категорий заболеваний, при амбулаторно лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Касумов А.К. включена в регистр лиц, подлежащих обеспечению, в том числе лекарственными препаратами «Лизиноприл», «Карведилол», «Спиронолактон», «Моксонидин», по рецептам врача за счет средств федерального бюджета бесплатно. Врачом БУЗ ОО «Корсаковская ЦРБ» Ходиной В.С. 31 января 2022 года выписаны рецепты серии 54-22 №, серии 54-22 №, на получение лекарственного препарата «Carvedilolum» и «Maxonidinum», а также рецепты от Дата серии 54-22 №, серии 54-22 №, серии 54-22 № на получение лекарственных препаратов «Carvedilolum», «Maxonidinum», «Lisinoprilum», «Spironolactonum». Вместе с тем с 26 января 2022 года Ходина В.С. не обеспечена указанными медицинскими препаратами ввиду отсутствия необходимых медицинских изделий в аптечном пункте. Департамент здравоохранения Орловской области обязанности по обеспечению Ходиной В.С. медицинскими препаратами «Лизиноприл», «Карведилол», «Спиронолактон», «Моксонидин» своевременно не исполнил. Данное обстоятельство создает условия, угрожающие здоровью Ходиной В.С., нарушает ее конституционное право на своевременное получение медицинского изделия, необходимого для поддержания здоровья.
По указанным основаниям, с учетом уточнения исковых требований, Новосильская межрайонная прокуратура, действующая в интересах Ходиной В.С., просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области своевременно обеспечивать предоставление Ходиной В.С. лекарственных препаратов «Лизиноприл», «Карведилол», «Спиронолактон», «Моксонидин» в соответствии с медицинскими показаниями по рецептам врачей; обратить решение суда к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст.212 ГПК РФ.
В судебном заседании помощник Новосильского межрайонного прокурора Демехин И.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ходина В.С., в интересах которой подан иск, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица БУЗ ОО «Корсаковская ЦРБ» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом. Представил возражения на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие. В обоснование возражений указал, что исковые требования не признают. Ходина В.С. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2021 года №869 определен норматив затрат на одного гражданина, имеющего право на льготное лекарственное обеспечение в сумме 929 рублей 8 копеек в месяц. Порядок лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, на территории Орловской области утвержден постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2021 года № 835 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (приложение 11) (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 4 Порядка Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет закупку лекарственных препаратов по заявкам медицинских организаций в соответствии с Федеральным законом; формирует сводную заявку медицинских организаций на лекарственные препараты, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов на необходимый период времени (месяц, квартал и т.д.) для размещения государственного заказа на закупку лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом и законодательством Орловской области. В настоящее время Департаментом здравоохранения Орловской области проводятся закупочные процедуры в отношении лекарственных препаратов «Лизиноприл», «Карведилол», «Спиронолактон». В целях обеспечения Ходиной В.С. лекарственными препаратами «Лизиноприл», «Карведилол», «Спиронолактон» Департаментом здравоохранения Орловской области в адрес ГУП ОО «Орелфармация» направлено письмо о перераспределении и необходимости обеспечения пациента указанными лекарственными препаратами. Согласно информации, хранящейся в системе «Едина региональная информационная система», рецепт на лекарственный препарат «Моксонидин» от Дата № был признан аптечной организацией недействительным.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, государственного унитарного предприятия Орловской области «Орелфармация» (далее по тексту ГУП ОО «Орелфармация») в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адресованных суду заявлениях просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39, частью 41 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон от 17.07.1999 N178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. №929н/1345н (Зарегистрировано в Минюсте России 11.05.2021 N 63365) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее Порядок), который регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами.
В соответствии с данным Порядком осуществляется предоставление набора социальных услуг гражданам, указанным в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ, включенным в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (подпункт 1 пункта 1).
За предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь (пункт 12).
При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) (пункт 14).
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (пункт 19).
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1, пункту 2 статьи 4.1. Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 года №399 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения Орловской области, согласно пунктам 5.4, 5.7 которого к полномочиям Департамента здравоохранения Орловской области относятся: организация обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организация льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой; разработка и реализация государственных программ в сфере здравоохранения в части обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. №2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включены лекарственные препараты «Лизиноприл», «Карведилол», «Спиронолактон», «Моксонидин».
Как следует из материалов дела, Ходина В.С., Дата года рождения, является <информация скрыта>, бессрочно, что подтверждается справкой, выданной ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Орловской области» МСЭ-2012 №.
Согласно информации БУЗ ОО «Корсаковская ЦРБ» Ходина В.С. состоит на диспансерном учете у врача-терапевта с диагнозом: <информация скрыта>. Назначено лечение «Метформин 1000 мг», «Глиглазид ВМ 60 мг», «Вилдаглиптин 50 мг», «Ацетилсалициловая кислота 75-100 мг», «Аторвастатин 20 мг», «Карведилол 25 мг», «Лизиноприл 10 мг», «Торасемид 10 мг», «Спиронолактон 25 мг», «Лерканидипин 10 мг», «Моксонидин 0,2 мг», тест-полоски. Диагноз «Сахарный диабет» входит в перечень категорий заболеваний Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и является основанием для получения лекарственных препаратов за счет федерального бюджета. 31 января 2022 года были выписаны рецепты на получение данных лекарственных препаратов. Препарат «Вилдаглиптин 50 мг», «Карведилол 25 мг», «Моксонидин 0,2 мг» пациентом не получены.
Согласно заключению БУЗ ОО «Орловская клиническая больница» диагноз Ходиной В.С. по <информация скрыта>. Назначено лечение в том числе «Карведилол 25 мг», «Лизиноприл 10 мг», «Спиронолактон 25 мг», «Моксонидин 0,2 мг».
Согласно информации Департамента здравоохранения Орловской области от 3 июня 2022 года Ходина В.С. сохранила право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета. Согласно данным Единой региональной информационной системы Орловской области в 2022 году у Ходиной В.С. на отсроченном обеспечении имеются рецепты на лекарственные препараты Спиронолактон, Карведилол, Лизиноприл. Спиронолактон закуплен, ожидается поставка в регион. Карведилол закупается. Лизиноприл доставлен в регион, после маркировки (сроки определены в течение 5 рабочих дней) будет доставляться в аптечные пункты.
Согласно отчету о лекарственных средствах выписанных льготнику Ходинойй В.С., содержатся отметки о том, что в 2022 году ей выписывались рецепты на препараты Карведилол 25 мг», «Лизиноприл 10 мг», «Спиронолактон 25 мг», «Моксонидин 0,2 мг», 25 марта, 27 мая 2022 года, которые был обслужен ГУП Орловской области «Орелфармация», данные рецепты находятся на отсроченном обеспечении. Таким образом, имея право на льготное лекарственное обеспечение Ходина В.С. в 2022 году назначенные ей по жизненным показаниям лекарственные препараты в полном объеме не получала.
Врачом БУЗ ОО «Корсаковская ЦРБ» Ходиной В.С. 31 января 2022 года выписаны рецепты серии 54-22 №, серии 54-22 №, на получение лекарственного препарата «Carvedilolum» и «Maxonidinum», а также рецепты от Дата серии 54-22 №, серии 54-22 №, серии 54-22 № на получение лекарственных препаратов «Carvedilolum», «Maxonidinum», «Lisinoprilum», «Spironolactonum»
Между тем, не предоставление Ходиной В.С. рекомендованных лекарственных препаратов влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получения медицинской помощи бесплатно, что не допустимо.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
По смыслу приведенных выше норм права лица, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, должны обеспечиваться необходимыми лекарственными препаратами в объеме не менее, чем это назначено по решению врачебных комиссий медицинских организаций.
Процедура получения инвалидами бесплатно лекарственных средств не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами.
При таких обстоятельствах, учитывая, что препараты Спиронолактон, Карведилол, Лизиноприл, «Моксонидин» являются жизненно необходимыми и важнейшими препаратами для поддержания здоровья Ходиной В.С. в связи с имеющимся заболеванием, суд полагает необходимым иск удовлетворить и возложить на Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное предоставление Ходиной В.С. лекарственными препаратами Спиронолактон, Карведилол, Лизиноприл, «Моксонидин» в соответствии с медицинскими показаниями по рецептам врачей.
В силу положений ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Исходя из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о нуждаемости Ходиной В.С. в лекарственных препаратах Спиронолактон, Карведилол, Лизиноприл, «Моксонидин» обязанность по обеспечению которым возложена на ответчика, учитывая, что данные препараты необходимы ейдля применения по жизненным показаниям, суд приходит к выводу о наличии оснований для обращения решения к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Новосильского межрайонного прокурора Орловской области удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатное предоставление Ходиной В.С. лекарственными препаратами «Спиронолактон», «Карведилол», «Лизиноприл», «Моксонидин» в соответствии с медицинскими показаниями по рецептам врачей.
Решение подлежит к немедленному исполнению и может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2022 года.
Председательствующий Тульская С.Г.